1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни




Название1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
страница1/9
Дата публикации23.05.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни.

Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.

Социология не ограничивалась проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.

Предметом внимания и изучения социологии были фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма.

В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Общетеоретическая наука исходит из философских предпосылок. Она базируется на определённом мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества.

На самостоятельный характер социологии указал французский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой объективное изучение социальных факторов.

^ Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах.

Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем.

Направления в социологии объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Структура социологического знания – определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. системе.

Соц. представления и научные знания формируются в зависимости от ряда факторов: общество. Всё, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет соц. природу.

Важной частью структуры соц. знания являются знания о соц. составе населения страны и соц. структуре общества.

Ещё одна составляющая структуры соц. знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии.

Следующей стороной структуры соц. знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов (гос-во, право, церковь, наука, культура и т.д.).

Уровни соц. знания:

-общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;

-специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;

-конкретные социологические исследования.

^ Общесоциологические теории касаются глубинных или сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса.

Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, соц. групп и институтов.

Основные параметры специальных социологических теорий:

  1. исходные теоретические и методологические положения, на которых строятся данные теории и которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов.

  2. система понятий, которыми оперируют специальные социологические теории.

  3. формулируемые теоретические обобщения и выводы.

  4. вытекающие их исследований и осмысленные в рамках соц. социологических теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем.

^ Конкретные соц. исследования. Проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Составляют важную роль эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, её объективных и субъективных сторон.

^ 2.Функции социологической науки.

Основные функции социологии: познавательная, практическая и идеологическая.

Познавательная заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества.

Практическая состоит в том, что бы на основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов разработать практически рекомендации. Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдалённого будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая. Социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода. Формулируемые социологом выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.

^ 3.Социологическое учение О. Конта.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский учёный и философ Огюст Конт (1798-1857). Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества.

Уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нём проблем.

Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо как минимум наличие таких социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, что бы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность – писателя, художника, композитора, учёного и т.д.

Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.

Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они базируются на данных науки, на научных наблюдениях. Основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.

Открыт им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человека». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии, человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология.

На метафизической стадии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.

На позитивной стадии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

Он писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако главное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания.

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».

Гармония в обществе, подчёркивал он, это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоёв.

В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нём каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

^ 4.Органическая теория общества Г. Спенсера.

Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

Спенсер был широкообразованным учёным, одним из выдающихся умов своего времени. Создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и др.

Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам.

В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределённого к определённому (возрастание порядка).

Можно сказать, что многие суждения и взгляды Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснование путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, а также решения многих проблем более частного характера.

^ 5.Теория социального реализма Э. Дюркгейма и его эволюционного развития общества.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни.

Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей.

Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

^ 6.Психологическое направление в социологии. (С.Де – Роберти, Кареев Н.И.).

Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое (опытное.- Авт.) знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом».

Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д.

Социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность.

Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев.

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку.

Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни.

Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconКонтовская программа позитивной науки об обществе и её влияние на...
Социология как наука. Объект, предмет, методы. Структура социологического знания

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconСоциология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания
Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их...

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon«Социология»
...

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconСоциология
Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconМетодические указания и задание для выполнения контрольной работы по учебному курсу «Социология»
Основная цель контрольной работы – расширить знания по дисциплине «социология»; сформировать умение вычленять предмет социологии...

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconКонтрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука
Практическое задание

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconПрограмма учебного курса Лекция Предмет, структура социологического знания
Семинар Становление и развитие социологии: основные социологические парадигмы

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconВопросы по философии
Предмет философии. Философия как мировоззрение и как наука. Структура философского знания

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconВопросы по философии
Предмет философии. Философия как мировоззрение и как наука. Структура философского знания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница