Вопросы по философии
Предмет философии. Философия как мировоззрение и как наука. Структура философского знания.
Простейшие формы общественного сознания: мифология. Символ и его отличие от понятийного мышления.
Учение милетской школы о начале. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен о единстве мира.
Учение Гераклита о первоначале. Космологическое учение пифагорейцев.
Космология элеатов: причины двоякого определения космоса у Парменида. Апории Зенона их значение для критики натурфилософского понимания действительности.
Учения младших натурфилософов: Анаксагор и Демокрит. Общее и отличное в их учениях.
Определение софистами познания. Его цель. Учение софистов об истине и добродетели.
Учение Сократа о добродетели и ее соотношении с разумом.
Учение об идеях Платона и его значение для понимания единства мира.
Определение познания у Платона. Значение платоновской теории познания для дальнейшего развития философского знания.
Критика Аристотелем теории идей Платона. Учение Аристотеля о сущности.
Учение Аристотеля и Платона об обществе. Общее и отличное.
Философия стоицизма: основные характеристики: периоды развития.
Скептицизм Пиррона. Скептицизм академии. Общая характеристика и сравнение этих направлений.
Эпикуреизм. Периоды становления и общая характеристика учения.
Неоплатонизм, как целостная система. Плотин, Ямвлих, Прокл.
Общая характеристика философии Средневековья и Возрождения.
Цель познания, его методы в традиции эмпиризма. Критика Ф. Бэконом античной и средневековой философской традиции.
Определение познания и его источника в философии Р. Декарта. Причины декартовского дуализма.
Монизм Б. Спинозы Его учение о взаимоотношении материального идеального. Рационализм и детерминизм в философии Б. Спинозы.
Понятие субстанции у Г. Лейбница. Монада как субстанция. Принцип предустановленной гармонии и его значение в философии Г. Лейбница.
Сенсуализм Локка как развитие принципа эмпиризма. Взаимоотношение идей и качеств у Дж. Локка.
Критика абстрактных идеи и материальной субстанции у Дж. Беркли. Взаимоотношение субъективного и объективного в солипсизме. Дж. Беркли.
Сущность критицизма Д. Юма. Проблема обоснования научного знания в его учении.
Учение о теоретическом разуме И. Канта. Обоснование математики, естествознания и метафизики в философии И. Канта.
Учение о практическом разуме И. Канта. Моральное долженствование и его роль в обосновании этики у И. Канта.
Учение об абсолютной идее Ф. Гегеля. Абсолютная идея как логика и как самораскрытие духа в истории: субъективный, объективный и абсолютный дух.
Место логики в системе наук у Г. В. Гегеля. Учение о бытии, сущности и понятии. Общая характеристика.
Материалистическое понимание истории и его смысл.
Учение А. Шопенгауэра как основание пессимистического воззрения на человеческое существование.
Взаимоотношение апполонийского и дионисийского начал в философии Ф. Ницше. Определение высшей культуры и критика христианства в философии Ф. Ницше.
Современная философская герменевтика: этапы становления.
Общая характеристика философии экзистенциализма.
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Общая характеристика аналитической философии.
Особенности развития и характерные черты русской философии.
Пространство и время как формы существования материи.
Проблема идеального. Понятие сознания и общественного сознания.
Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности. Чувственный и рациональный уровни познания.
Прогресс научного знания и формирование современной научной картины мира.
Понятие современной научной революции.
Проблема истины. Основные концепции и критерии.
Сознание и самосознание человека, формирование человека в процессе антропосоциогенеза.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
Личность и общество. Роль личности в истории.
Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.
Понятие свободы. Свобода и ответственность личности в обществе.
Мораль и право как формы общественного сознания.
Место политической реальности в структуре социума. Функции политики.
Эволюция общественного развития. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Глобализация как тенденция развития современной цивилизации, и ее проблемы.
|