Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость




Скачать 73.35 Kb.
НазваниеНаправления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость
Дата публикации09.09.2013
Размер73.35 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Финансы > Документы
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ВОДОСНАБЖЕНИЕ САНИТАРИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

ЗАДАЧИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Исмаил Серагелъдин


Ноябрь 1999 г.
Развитие водных ресурсов имеет непосредственную важность для миллиардов людей и качества окружающей их среды. Ответственное, устойчивое финансирование развивтия сектора является задачей, которую необходимо успешно решить. Решение задачи носит двоякий характер.
Необходимо принять во внимание «старую повестку», которая предполагает адекватное водоснабжение и предоставление санитарных услсуг всему населению земли. «Старая повестка» предполагает, что правительство несет основную ответственность за финасирование, эксплуатацию и управление системами водоснабжения и санитарии. Роль внешнего содействия—в предоставлении финансовых ресурсов для обеспечения соответствующих услуг. Цель «старой повестки»--предоставление коммунальных услуг. Несмотря на достигнутый значительный прогресс, нобходимо осуществить многое. Водоснабжение около миллиардного населения неадекватно, а 1.7 миллиардов людей не обладают соответсвующими санитарными условиями. Более того, качество и количество существующих услуг зачастую недопустимы. Ситуация осложнена постоянно растущими расходами на предоставление услуг, что связано с быстрыми темпами урбанизации, плохим качеством управления водными ресурсами, и низким уровнем эффективности многих предприятий водоснабжения.
В течении последних тридцати лет развивающиеся страны ассигновали растущие доли от расходной части ВВП на водоснабжение и предоставление санитарных услуг. Причина большей доли государственных расходов на предоставление этих услуг заключается в следующем. Во первых, низкий уровень участия пользователей означает что предприятия водоснабжения неподотчетны потребителям. Во вторых, эти ресурсы первоначально расходовались для субсидирования услуг среднему классу и обеспеченным слоям. В третьих, расходы на предоставление коммунальных услуг поглотили государственные средства, предназначенные для финансирования и улучшения управления процессов канализации.

В этой взаимосвязи предоставления услуг и вопросов экологической безопасности необходимо рассмотреть последовательность требований населения по водоснабжению и предоставлению санитарных услуг. Они (люди) подвергают органы местного самоуправления и центральное правительство постоянному давлению, чтобы последние предоставили соответствующие услуги. В этой связи естественно, что подавляющая доля внешнего содействия на ранних стадиях развития направляется на удовлетворение этого спроса. Например, из всего объема кредитования Всемирного Банка, направленнного на водоснабжение и предоставление санитарных услуг за последние тридцать лет только 15 процентов было направлено на усовершенствование системы санитарных услуг и канализации. Большая часть этих ресурсов была расходована на систему канализации и лишь небольшая часть была потрачена на обработку канализационных вод. Успех в удовлетворении начального спроса обычно создает почву для второго поколения требований, т.е. водоудаление домохозайств, округи, и наконец города. Успех в этом важном начинании создает проблему защиты окружающей среды от большого объема загрязнений, связанных с системой водоудаления.
Необходимо воплотить «новую повестку», которая требует более внимательного отношения к устойчивому, экологически разумному использованию водных ресурсов в целях обеспечения количества и качества. Во многих случаях необходимость больших расходов и недостаточность ресурсов—ситуация с которой сталкиваются развитые индустриальные страны. Однако задача развивающихся стран значительно осложнена тем, что водные ресурсы в развивающихся странах существенно истощены, финансовые средства для охраны окружающей среды зачастую недоступны, и институциональные возможности неадекватны.
Необходимо рассмотреть проблему финансирования с учетом старой и новой повесток. Вопросы на которые необходимо ответить в этой связи следующие.


  • Сколько стоят ресурсы и как меняется динамика цен?

  • Должны ли государственные расходы расти?

  • Какие центральные элементы устойчивого финансового подхода в решении этих задач?


Сколько стоят ресурсы и как меняется динамика цен?
«Старая повестка». Реальные цены водоснабжения и санитарных услуг меняются по нескольким причинам. Во первых нужно учесть демографический и экономический факторы. По мере урбанизации населения в развивающихся странах расходы на душу населения растут.
Во вторых, необходимо учесть фактор ресурсов. В настоящее время двадцать две страны обладают возобновимыми водными ресурсами в объеме меньше чем 1.000 кубических метров на душу населения, т.е. принятый показатель недостаточности водных ресурсов, и еще восемнадцать стран обладают водными ресурсами в объеме меньше чем 2.000 кубических метров на душу населения. В остальных случаях недостаточность водных ресурсов чаще всего не проявляется на национальном уровне и носит региональный, сезонный характер. Поэтому можно заключить следующее: с точки зрения управления спросом, людям нужно предоставить возможность выбора в приобретении услуг из всего спектра уровня услуг, которые они в состоянии оплатиь. С точки зрения предложения необходимо уделить особое внимание в предоставлении домохозайствам соответствующего уровня обслуживания с наиболее низкой ценой.
^ Должны ли государственные расходы расти?
Последнее исследование Всемирного банка представляет обзор государственного финансирования системы водоснабжения и канализации в развивающихся странах за последние три десятилетия. Как показало исследование, доля ВВП, инвестированная на покрытие расходов систем водоснабжения и канализации возросла от 0,25 процентов в шестидесятые до около 0,45 процентов в восьмидесятые. Несмотря на то, что в общем объемы государственного инвестирования сократились (от 10,9 процентов от ВВП до 8,7 процентов в 1988 году), инвестирование в водоснабжение и санитарную систему за тот же период было стабильным, около 0,4 процентов от ВВП.
^ Какие основные элементы устойчивого финансового подхода в решении этих задач?
Основополагающий консенсус был достигнут в последнее время в подходах управления водными ресурсами и в вопросах водоснабжения и предложения санитарных услуг на эффективной, равноправной и устойчивой основе. В основе этого консенсуса лежат следующие принципы.


  • Вода обладает экономической стоимостью во всех сферах ее потребления

  • Развите и управление водных ресурсов должно быть основано на подходе вовлечения потребителей, распределителей, лиц ответственных за развитие политики на всех уровнях в процесс с принятием решений на самом низком уровне.


Новый консенсус приводит к следующей доктрине—для достижения как эффективности так и равноправия необходимо привлечение частного финансирования для финансирования частных благ и что государственные ресурсы необходимо направлять на финансирование общественных благ. Становится очевидным из этой доктрины, что социальные единицы сами (в данном случае начиная от уровня домохозайств и кончая населением бассейна реки) лучше могут оценить расходы и доходы инвестирования в ресурсы для соответствующего уровня социальной организации.
Таким образом, основным вопросом в реализации этой доктрины в управлении водными ресурсами является проблема определения единицы ответственной за принятие решений и соответсвенно разграничения того что является внутренним (частным) и что является внешним (общественным) для данной единицы.
Переход от «старой повестки» к «новой» является самой важной задачей для развивающихся стран. Для осуществления этой задачи необходимо наличие соответствующих институтов и инструментов.
Èíñòèòóòû. В некоторых странах были приняты различные институциональные модели. Данные институциональные модели в основном призваны разрешить три основные задачи: обеспечение широкого участия общественности в установлении стандартов и в принятии сбалансированного решения о качестве и цене снабжаемой воды, обеспечение соответствующего уровня инвестирования с наибольшей степенью экологической защиты, использование экономических инструментов для стимулирования как потребителей так и загрязнителей в деле сокращения вредного экологического воздействия их деятельности.
В случае отсутствия формальных инситутов налицо наличие «теневой» экономики водных ресурсов. Таким образом, частная индустрия удовлетворяет спрос, который формальные иституты не в состоянии удовлетворить адекватно.
В случае эффективного институционального решения люди-участники процесса несут ответственность за принятые решения по охране окружающей среды и распределение необходимых ресурсов. На самом низком уровне это означает предотсавление домохозайствам возможности выбора спектра услуг, которые они в состоянии оплатить. На самом высоком уровне это означает, что население бассейна реки принимает решение о том какой уровень экологической безопасности оно в состоянии оплатить. В соответствии с этим подходом, ответственность за принятие решений должна быть перенесена на самый низкий уровень. Так, например, ответственные лица бассейна реки должны сконцентрировать свое внимание на управлении водоудаления из общих источников и на решении вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды, тогда как муниципалитеты должны решать вопросы, связанные с более эффективным управлением предоставления коммунальных услуг и водоснабжения. Этот процесс приведет к более четкой, определенной роли правительства и более широкому участию частного сектора и неправительственных организаций.
Инструменты. Другой центральный элемент--это более широкое применение рыночньх механизмов на всех уровнях. На уровне домохозайств это означает большую зависимость от платежей за услуги, что позволит повысить доходы и улучшить отчетность и эффективность. На уровне услуг это означает привлечение частного сектора для предоставления услуг. На уровне бассейна реки это означает более широкое применение системы платежей за водоудаление, загрязнение окружаюйщей среды и рынков водных ресурсов в целях более эффективного управления водными ресурсами.
Нужно отметить некоторое общее ошибочное понимание нового подхода финансирования.


  • Наличие внешних факторов означает, что новый подход, основанный на спросе и привлечении участников процесса не может быть реализован.

  • Новый подход в финансировании не отвечает интересам бедных

  • Проблему финансирования можно благополучно решить с привлечением финансовых ресурсов частного сектора.


В заключение можно отметить три степени постепенного перехода к фискально-разумному финансированию сектора. Во первых необходимо завершить «старую повестку». Во вторых необходимо начать реализацию «новой повестки». И наконец, необходимо принимать решения, основываясь не только на чисто финансовых технических соображениях, но такжеучитивая более широкий, всеобъемлюющий спектр вопросов в процессе принятия решений. Основная задача для развивающихся стран состоит в улучшении качества жизни бедного населения путем, который экологичеки и финансово устойчив. Для этого нужно создать необходимые условия, чтобы люди были не только объектом развития, но и непосредственными участниками, творцами развития.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconНеобходимость исследования сущности управления устойчивым развитием...
Основой управления устойчивого развития в данном случае выступает экономическая устойчивость функционирования предприятий. Именно...

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconОбразовательная программа и программа развития. Программа  развития...
Тип, вид, статус, юридические документы                                                                       

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconРазмеры платы за содержание и ремонт жилого помещения
Жилые дома со всеми основными видами удобств: центральное горячее водоснабжение, центральное отопление, холодное водоснабжение и...

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconВ современных условиях главными задачами развития экономики является...
Поэтому необходимо знать какова финансовая независимость предприятия от заемного капитала и, какова финансовая устойчивость предприятия....

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconВ современных условиях главными задачами развития экономики является...
Поэтому необходимо знать какова финансовая независимость предприятия от заемного капитала и, какова финансовая устойчивость предприятия....

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconАбсолютная устойчивость нелинейных систем. Критерий Попова
Подобно теореме Лурье критерий Попова позволяет установить устойчивость нелинейной системы сразу для целого класса нелинейности,...

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconСодержание 1 введение 2
Экологическая ситуация "зеркало", в котором отражается уровень социально-экономического развития страны и вместе с тем уровень научных...

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconПеречень вопросов при подготовке к дифференцированному зачету по...

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconЭкологическая безопасность современной россии: политика обеспечения (монография)
Экологическая политика и противодействие угрозам экологической безопасности Российской Федерации

Направления развития водоснабжение санитария и экологическая устойчивость iconУчебное пособие Для студентов экономического факультета Курган 1997
«Земледелие с основами почвоведения и агрохимии». При разработке пособия учтены почвенно-климатические условия Зауралья, новые направления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница