Скачать 459.02 Kb.
|
ВВП – это рыночная стоимость (текущая цена) всех ТиУ, произведенных в стране за фин-й год как Р, так и Н. Финансы в широком смысле – это экон.отношения (в основном в ден.форме) м/у гос-м и хоз-ими субъектами по поводу перераспределения ВВП в пользу гос-ва. ФИНАНСЫ – это взаимоотношения
Финансы предполагают наличие ден.отношений м/у хоз-ими субъектами, в процессе к/х форма активов меняется , во-1-х, с товарной на денежную, во-2-х, с денежной на товарную, в-3-х, с денежной на денежную с определенным дисконтом. В современных условиях движение ден. активов на финансовых рынках на ¾ опосредуют спекулятивные операции, т.е. ден. выигрыши за счет проигрышей других (неопределенность, риски, сохранение ценностей активов в течение определенного времени). Сущность финансов т.о. многогранна и с появлением фин-х рынков превращается в механизм неэквивалентного перераспределения НД как в пользу гос-ва, так и в пользу экон. агентов. С т.зр. позитивной теории финансов, функции финансов проявляются в следующем: 1) Финансы перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйст-х субъектов за счет другого. 2) Финансы способствуют формированию фонда ден.средств гос-ва или хозяйст-х субъектов. 3) Финансы обеспечивают выполнение соответствующими хозяйсв-ми субъектами функций, в к/х нуждается общество. В учебниках 2002г.. выводятся др. функции финансов: 1) перераспределительная функция; 2) регулирующая функция; 3) контрольная функция. С позиции нормативной теории финансов, функции финансов представляют собой механизм, с помощью к/го гос-во может воздействовать на поведение хозяйс-х субъектов. В случае нормативных финансов они выполняют следующие функции: - изменяют структуру НД общества; - изменяют мотивацию хозяйст-их субъектов на том или ином этапе развития общества; - оценка и сопоставление эффективности использования перераспределенных ден. средств с целью изменения параметров такого перераспределения. Для выявления роли финансов в процессе воспроизводства необходимо рассмотреть их в схеме простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство – это постоянно повторяющийся процесс производства материальных благ и услуг. 3 типа воспроизводства: 1) - Простое воспр-во – предполагает повторение процесса пр-ва в неизменных размерах. ( реальное изменение ВВП. ВВП = цена * кол-во). Для осуществления пр. воспр-ва необходимо, чтобы весь произведенный продукт был использован т.о., чтобы: 1.- были компенсированы затраты на средства производства; 2.- д.б. выплачена з/пл участвующим в пр-ве рабочим; 3.- прибавочный продукт не д.б. вовлечен в материальное производство. При этих условиях в след. фин. году при всех прочих равных условиях процесс воспр-ва будет осуществлен в прежних размерах. Простое воспр-во: НД д.б. = фонду потребления. 2) – Расширенное воспр-во – предполагает увеличение размеров пр-ва в каждом следующем году. Для этого 2 первичных условия сохраняются, а прибавочный продукт должен делиться на 2 части: - фонд накопления; - расход-ся на потребления. При рентабельности = const, ВВП в след.году увеличится. Расширенное воспр-во: НД > фонда потребления. 3) – Суженное воспроизводство – в следующем году размеры ВВП сокращаются. ^ . Система финансов в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Финансовая система конкретизирует понятие «Финансы». Финансовая система – представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, дом.хоз-в, государства. ^ можно представить в форме 6 элементов (первые 3 элемента представляют собой – централизованные финансы – важная часть фин.системы. они находятся в собственности гос-ва и объединяют БС (федер., региональные, местные бюджеты) и внебюджетные спец.фонды , остальные (4-6) – децентрализованные финансы – составляют основу фин.системы, объединяют фин.предприятий и фин. дом.хоз-ва):
- Федеральный бюджет, бюджет гос. внебюдж фондов - бюджет субъектов Федерации (89)(или субнациональные бюджеты) и терр. - бюджет муниципальных образований (местные бюджеты) Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. 89% доходов – налоги. Функции и расходы совпадают. Субъекты Федерации неоднородны. Все элементы бюджетной системы имеют разную значимость с т.зр. перераспределения и распоряжения той доли ден. фондов гос-ва, к/ая попадает в бюджеты каждого уровня. Главная проблема взаимосвязи м/у бюджетами – учет принципов централизма и децентрализма. Бюджет любого уровня БС можно рассматривать с 3-х точек зрения.:
Др. словами, бюджет можно рассматривать как: 1.финансы. 2.бюджетный план. 3.элемент фин.ресурсов. Функции любой категории – есть проявление её сущности. (С т.зр. функций – финансы и бюджет можно трактовать одинаково). ^
- Пенсионный фонд; - Мед. страхование - Соц. страхование
- кредитора; - заёмщика; - гаранта }- сделок гос.институтов и негос-ых хозяйс-их субъектов.
т.к. страхование в России находится в зачаточном состоянии (низкий НД), то 6-ым элементом является – Финансовые потоки институтов финансового рынка. ^ Государственные финансы – сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально - культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит , финансы государственных и муниципальных предприятий. (ГФ- система финансовых отношений, в которых одним из субъектов выступает государство) 1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. 2. Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования: а.) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей; b.) субсидии из бюджета; с.) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; d.) добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они играют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. 3. Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Формы государственного кредита: - государственные займы; казначейские ссуды. 4. Финансы госпредприятий (отношения в рамках унитарных предприятий или где доля государства более 50 % => государство получает дивиденды в бюджет). ^ Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно- территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. БС - это главное звено финансовой системы государства. ^ строится по принципам федеративного устройства гос-ва (сочетание централизма и самостоятельности). БС РФ состоит из бюджетов 3-х уровней: - Федеральный бюджет, т.е. бюджет федерального центра; (Фед.бюдж., бюджеты гос.внеб.фондов) - бюджет субъектов Федерации (89)(или субнациональные бюджеты); (субъекты РФ и терр) - бюджет муниципальных образований. (местные бюджеты) Консолидированный бюджет РФ: - Федеральный бюджет РФ: - Федеральный бюджет; - Федеральные целевые бюджетные фонды. - Консолидированные бюджеты субъектов РФ (территориальные бюджеты): - Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты); - Территориальные целевые бюджетные фонды; - Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты): - Бюджеты районов; - Бюджеты городов. - Бюджеты: - районные; городские; внутригородских р-ов; поселковые; сельские. Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. 89% доходов – налоги. Функции и расходы совпадают. Субъекты Федерации неоднородны. Все элементы бюджетной системы имеют разную значимость с т.зр. перераспределения и распоряжения той доли ден. фондов гос-ва, к/ая попадает в бюджеты каждого уровня. Главная проблема взаимосвязи м/у бюджетами – учет принципов централизма и децентрализма. Бюджет любого уровня БС можно рассматривать с 3-х точек зрения.:
Др. словами, бюджет можно рассматривать как: 1.финансы. 2.бюджетный план. 3.элемент фин.ресурсов. Функции любой категории – есть проявление её сущности. (С т.зр. функций – финансы и бюджет можно трактовать одинаково). ^
а) налоговых доходов б) неналоговых доходов (доходы от сделок с гос.собственностью) в) целевые бюджетные фонды.
а) социальная ф-я; б) политическая ф-я (защита правопорядка, обслуживание гос. долга); в) экономическая ф-я (связана с развитием институтов частного бизнеса);
ИТОГИ:
|
![]() | Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп | ![]() | Содержание категории финансов и их функции в национальной хозяйственной системе 5 |
![]() | Социально-экономические идеи и финансы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и... | ![]() | Подобным же образом выводятся и остальные формулы приведения, эти формулы даны в следующей таблице |
![]() | Свидетельство о внесении записи в егрюл о юл, зарегистрированном до 01. 07. 2002г. Огрн 1020700742897 от 17. 10. 2002г выданное Инспекция... | ![]() | Понятие финансов в материальном смысле и как общественных отношений. Их особенности и функции. Понятие финансового права |
![]() | Финансы как экономическая категория; характер отношений, составляющих их содержание. Функции финансов | ![]() | Предприятие – это хоз-щий субъект, созданный для организации предпринимательской дея-ти, эк-ой целью которого является обеспечение... |
![]() | Финансы организаций (предприятий) функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей | ![]() | Содержание, задачи и значение бюджетного контроля. Классификация бюджетного контроля, формы и методы его проведения 10 |