В учебниках 2002г выводятся др функции финансов




Скачать 459.02 Kb.
НазваниеВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
страница1/5
Дата публикации25.03.2013
Размер459.02 Kb.
ТипУчебник
www.vbibl.ru > Финансы > Учебник
  1   2   3   4   5

  1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ВВП.

ВВП – это рыночная стоимость (текущая цена) всех ТиУ, произведенных в стране за фин-й год как Р, так и Н.

Финансы в широком смысле – это экон.отношения (в основном в ден.форме) м/у гос-м и хоз-ими субъектами по поводу перераспределения ВВП в пользу гос-ва.

ФИНАНСЫ – это взаимоотношения

  1. по поводу перераспределения дохода общества в пользу гос-ва или одного из хоз-х субъектов (тогда существуют финансы гос-ва, финансы орг-ий и финансы дом.хоз-в).

  2. Финансы необходимы для обеспечения адекватного исполнения гос-м функций, в к/ых нуждается общество (в случае гос.финансов); тоже относится и к финансам дом.хоз-в.

  3. Финансы обслуживают процесс неэквивалентного обмена, т.к. эквивалентность в отношении перераспределения части ВВП в пользу гос-ва в ден.форме и обратного движения гос-х ТиУ в физическом выражении установить сложно.

Финансы предполагают наличие ден.отношений м/у хоз-ими субъектами, в процессе к/х форма активов меняется , во-1-х, с товарной на денежную, во-2-х, с денежной на товарную, в-3-х, с денежной на денежную с определенным дисконтом.

В современных условиях движение ден. активов на финансовых рынках на ¾ опосредуют спекулятивные операции, т.е. ден. выигрыши за счет проигрышей других (неопределенность, риски, сохранение ценностей активов в течение определенного времени).

Сущность финансов т.о. многогранна и с появлением фин-х рынков превращается в механизм неэквивалентного перераспределения НД как в пользу гос-ва, так и в пользу экон. агентов.

С т.зр. позитивной теории финансов, функции финансов проявляются в следующем:

1) Финансы перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйст-х субъектов за счет другого.

2) Финансы способствуют формированию фонда ден.средств гос-ва или хозяйст-х субъектов.

3) Финансы обеспечивают выполнение соответствующими хозяйсв-ми субъектами функций, в к/х нуждается общество.

В учебниках 2002г.. выводятся др. функции финансов:

1) перераспределительная функция;

2) регулирующая функция;

3) контрольная функция.

С позиции нормативной теории финансов, функции финансов представляют собой механизм, с помощью к/го гос-во может воздействовать на поведение хозяйс-х субъектов.

В случае нормативных финансов они выполняют следующие функции:

- изменяют структуру НД общества;

- изменяют мотивацию хозяйст-их субъектов на том или ином этапе развития общества;

- оценка и сопоставление эффективности использования перераспределенных ден. средств с целью изменения параметров такого перераспределения.

Для выявления роли финансов в процессе воспроизводства необходимо рассмотреть их в схеме простого и расширенного воспроизводства.

Воспроизводство – это постоянно повторяющийся процесс производства материальных благ и услуг.

3 типа воспроизводства:

1) - Простое воспр-во – предполагает повторение процесса пр-ва в неизменных размерах. ( реальное изменение ВВП. ВВП = цена * кол-во).

Для осуществления пр. воспр-ва необходимо, чтобы весь произведенный продукт был использован т.о., чтобы:

1.- были компенсированы затраты на средства производства;

2.- д.б. выплачена з/пл участвующим в пр-ве рабочим;

3.- прибавочный продукт не д.б. вовлечен в материальное производство.

При этих условиях в след. фин. году при всех прочих равных условиях процесс воспр-ва будет осуществлен в прежних размерах.

Простое воспр-во: НД д.б. = фонду потребления.

2) – Расширенное воспр-во – предполагает увеличение размеров пр-ва в каждом следующем году. Для этого 2 первичных условия сохраняются, а прибавочный продукт должен делиться на 2 части:

- фонд накопления;

- расход-ся на потребления.

При рентабельности = const, ВВП в след.году увеличится.

Расширенное воспр-во: НД > фонда потребления.

3) – Суженное воспроизводство – в следующем году размеры ВВП сокращаются.

^ 2. Финансовая система страны и характеристика её звеньев.

Система финансов в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система конкретизирует понятие «Финансы».

Финансовая система – представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, дом.хоз-в, государства.

^ Финансовую систему можно представить в форме 6 элементов (первые 3 элемента представляют собой – централизованные финансы – важная часть фин.системы. они находятся в собственности гос-ва и объединяют БС (федер., региональные, местные бюджеты) и внебюджетные спец.фонды , остальные (4-6) – децентрализованные финансы – составляют основу фин.системы, объединяют фин.предприятий и фин. дом.хоз-ва):

  1. ^ Бюджетная система строится по принципам федеративного устройства гос-ва (3-х уровневая)

- Федеральный бюджет, бюджет гос. внебюдж фондов

- бюджет субъектов Федерации (89)(или субнациональные бюджеты) и терр.

- бюджет муниципальных образований (местные бюджеты)

Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. 89% доходов – налоги. Функции и расходы совпадают. Субъекты Федерации неоднородны. Все элементы бюджетной системы имеют разную значимость с т.зр. перераспределения и распоряжения той доли ден. фондов гос-ва, к/ая попадает в бюджеты каждого уровня. Главная проблема взаимосвязи м/у бюджетами – учет принципов централизма и децентрализма.

Бюджет любого уровня БС можно рассматривать с 3-х точек зрения.:

  1. Бюджет – это эк.отношения м/у хозяйств-ми субъектами по поводу перераспределения бюджетного фонда гос-ва (той части ВВП, к/ая связана с формированием финансового плана страны).

  2. Бюджет это фин.план страны, т.е. роспись гос. доходов и расходов (бюджетная смета).

  3. бюджет – это взаимосвязи м/у центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями по поводу формирования их доходных статей и финансирования их расходных полномочий.

Др. словами, бюджет можно рассматривать как: 1.финансы. 2.бюджетный план. 3.элемент фин.ресурсов.

Функции любой категории – есть проявление её сущности. (С т.зр. функций – финансы и бюджет можно трактовать одинаково).

^ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА:

  1. образование бюджетных доходов или фонда ден-х средств в распоряжении того или иного уровня БС.

  2. использование бюдж-го фонда, или бюдж-е расходы, или фин-е ф-й бюджета определенного уровня.

  3. контрольная ф-я

  1. Внебюджетные фонды (нах-ся за рамками бюджетного процесса. Их параметры утверждаются Гос.думой и Советом Федерации:

- Пенсионный фонд;

- Мед. страхование

- Соц. страхование

  1. ^ Государственный кредит предполагает, что гос-во выступает в 3-х функциях:

- кредитора; - заёмщика; - гаранта }- сделок гос.институтов и негос-ых хозяйс-их субъектов.

  1. Финансы предприятий (децентрализованные финансы) – здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предп-й во многом зависит общее фин-е положение страны

  2. Финансы домашних хозяйств

  3. Страхование (рыночное); (финансовые институты)

т.к. страхование в России находится в зачаточном состоянии (низкий НД), то 6-ым элементом является – Финансовые потоки институтов финансового рынка.

^ 3. Государственные финансы и их роль в экономической системе страны.

Государственные финансы – сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально - культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит , финансы государственных и муниципальных предприятий.

(ГФ- система финансовых отношений, в которых одним из субъектов выступает государство)

1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2. Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования:

а.) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;

b.) субсидии из бюджета;

с.) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

d.) добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они играют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

3. Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Формы государственного кредита: - государственные займы; казначейские ссуды.

4. Финансы госпредприятий (отношения в рамках унитарных предприятий или где доля государства более 50 % => государство получает дивиденды в бюджет).
^ 4. Бюджетная система государства, её состав, характеристика звеньев.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно- территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. БС - это главное звено финансовой системы государства.

^ Бюджетная система строится по принципам федеративного устройства гос-ва (сочетание централизма и самостоятельности). БС РФ состоит из бюджетов 3-х уровней:

- Федеральный бюджет, т.е. бюджет федерального центра; (Фед.бюдж., бюджеты гос.внеб.фондов)

- бюджет субъектов Федерации (89)(или субнациональные бюджеты); (субъекты РФ и терр)

- бюджет муниципальных образований. (местные бюджеты)
Консолидированный бюджет РФ:

- Федеральный бюджет РФ:

- Федеральный бюджет;

- Федеральные целевые бюджетные фонды.

- Консолидированные бюджеты субъектов РФ (территориальные бюджеты):

- Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты);

- Территориальные целевые бюджетные фонды;

- Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты):

- Бюджеты районов;

- Бюджеты городов.

- Бюджеты: - районные; городские; внутригородских р-ов; поселковые; сельские.
Каждый бюджет состоит из доходов и расходов. 89% доходов – налоги. Функции и расходы совпадают. Субъекты Федерации неоднородны. Все элементы бюджетной системы имеют разную значимость с т.зр. перераспределения и распоряжения той доли ден. фондов гос-ва, к/ая попадает в бюджеты каждого уровня. Главная проблема взаимосвязи м/у бюджетами – учет принципов централизма и децентрализма.

Бюджет любого уровня БС можно рассматривать с 3-х точек зрения.:

  1. Бюджет – это эк.отношения м/у хозяйств-ми субъектами по поводу перераспределения бюджетного фонда гос-ва (той части ВВП, к/ая связана с формированием финансового плана страны).

  2. Бюджет это фин.план страны, т.е. роспись гос. доходов и расходов (бюджетная смета).

  3. бюджет – это взаимосвязи м/у центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями по поводу формирования их доходных статей и финансирования их расходных полномочий.

Др. словами, бюджет можно рассматривать как: 1.финансы. 2.бюджетный план. 3.элемент фин.ресурсов.

Функции любой категории – есть проявление её сущности. (С т.зр. функций – финансы и бюджет можно трактовать одинаково).

^ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА:

    1. образование бюджетных доходов или фонда ден-х средств в распоряжении того или иного уровня БС. – формирование бюджета любого уровня происходит за счет

а) налоговых доходов

б) неналоговых доходов (доходы от сделок с гос.собственностью)

в) целевые бюджетные фонды.

    1. использование бюдж-го фонда, или бюдж-е расходы, или фин-е ф-й бюджета определенного уровня. – финансирование функций гос-ва:

а) социальная ф-я;

б) политическая ф-я (защита правопорядка, обслуживание гос. долга);

в) экономическая ф-я (связана с развитием институтов частного бизнеса);

    1. контрольная ф-я – свидетельствует об укреплении централизма.

ИТОГИ:

  1. любой бюджет связан с государством

  2. объектом распределения выступает НД (только прибавочный продукт и часть необходимого)

  3. бюджет – это результат перераспределения того, что создано хозяйствующими субъектами.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconКурсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Роль финансов...
Содержание категории финансов и их функции в национальной хозяйственной системе 5

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Раздел I. Финансы тема Сущность,...
Социально-экономические идеи и финан­сы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и...

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconТригонометрической функции аргумента вида
Подобным же образом выводятся и остальные формулы приведения, эти формулы даны в следующей таблице

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconРешением Совета директоров
Свидетельство о внесении записи в егрюл о юл, зарегистрированном до 01. 07. 2002г. Огрн 1020700742897 от 17. 10. 2002г выданное Инспекция...

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconКонтрольная работа Финансовое право
Понятие финансов в материальном смысле и как общественных отношений. Их особенности и функции. Понятие финансового права

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов iconТемы для подготовки к экзамену (они же – темы рефератов 15-20 стр.)
Финансы как экономическая категория; характер отношений, составляющих их содержание. Функции финансов

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов icon1. Сущность и функции финансов предприятий
Предприятие – это хоз-щий субъект, созданный для организации предпринимательской дея-ти, эк-ой целью которого является обеспечение...

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов icon1. сущность и функции финансов организаций (предприятий)
Финансы организаций (предприятий) функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей

В учебниках 2002г выводятся др функции финансов icon1. Функции финансов и их взаимосвязь
Содержание, задачи и значение бюджетного контроля. Классификация бюджетного контроля, формы и методы его проведения 10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница