Скачать 0.58 Mb.
|
М инистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижегородский государственный педагогический университет М.В. Мухина, В.В. Глебов, И.А. Григорьева УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ Часть 3 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ Учебно-методическое пособие Н.Новгород2008Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета М. В. Мухина, В. В. Глебов, И. А. Григорьева Устройство автомобиля. Ч.3. Электрооборудование автомобиля : Учебно-методическое пособие.– Н.Новгород: НГПУ, 2008, 36с. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета НГПУ, обучающихся по специальности «050502 - Технология и предпринимательство». Его цель - в компактном изложении дать основные сведения для подготовки к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Устройство автомобиля». В связи с отсутствием учебной литературы, адаптированной для студентов педагогического вуза, данное пособие может использоваться и при подготовке студента к экзаменам. ^ зав. кафедрой НГТУ Ответственный за выпуск: С.М. ШЕВЧЕНКО, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой НГПУ СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 4
АВТОМОБИЛЯ…………………………………………………………...5 1.1 Устройство и принцип действия аккумуляторной батареи………...6 1.2 Устройство и работа генератора переменного тока……………….10 1.3 Неисправности источников тока……………………………………12
2.1 Пуск двигателя………………………………….................................15 2.2 Стартер СТ230………………………………………………………..15 2.3 Принцип работы стартера……………………………………………18
3.1 Общая структура системы зажигания………………………………19 3.2 Контактная система зажигания……………………………………...19 3.3 Прерыватели – распределители…………………...…………….…..22 3.4 Катушки зажигания…………………………………………………..25 3.5 Свечи зажигания………………………………………………….…..27 3.6 Контактно – транзисторная система зажигания………………...….29 3.7 Бесконтактная система зажигания…………………………..…..…..30 4. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ……………………………………………….33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….36 ВВЕДЕНИЕ Издание данного пособия связано с отсутствием учебной литературы по дисциплине «Устройство автомобиля», адаптированной для студентов педагогического вуза. Пособие разработано с целью оказания практической помощи студентам педагогических вузов при самостоятельной подготовке к выполнению лабораторных работ. Первая часть пособия, выпущенная ранее, описывает общее устройство автомобиля и механизмы двигателя. Во второй части пособия описаны системы питания различных двигателей. Настоящая, третья часть пособия посвящена описанию систем электрооборудования автомобиля. По назначению все электрооборудование автомобиля подразделяется на две группы: источники тока, обеспечивающие электроэнергией всех потребителей, и потребители тока, к которым относятся системы и устройства (топливоподачи, зажигания, пуска, освещения, сигнализации, безопасности и комфорта), управляющие перечисленными процессами. В соответствии с этим студенты выполняют две лабораторные работы: «Источники тока», «Система зажигания». При подготовке к лабораторным работам используется лекционный материал, методическое пособие к лабораторным работам, стенды, плакаты, приборы электрооборудования, учебная литература по устройству автомобилей. Рекомендуется, получив задание, сначала ознакомиться с содержанием соответствующей работы по данному методическому пособию. В нем сформулировано назначение источников тока, системы пуска, системы зажигания, описана их конструкция и принцип работы, приведены особенности устройства отдельных узлов. Письменный отчет по лабораторной работе составляется во время самоподготовки в соответствии с приведенными в пособии заданиями. Отчет должен содержать принципиальные схемы источников тока и контактной системы зажигания. Отчет выполняется на странице тетради с обозначением основных элементов, описанием их работы. Особое внимание должно быть обращено на правильность терминологии и соответствие условных обозначений существующим ГОСТам. Не следует приводить общих описаний и дословных выдержек из учебников. Описание работы узла или механизма должно быть ясным и кратким со ссылкой на проработанные разделы учебной литературы. Список литературы указывается в конце общего описания. Выполненный в таком виде отчет, защищается устным пояснением в начале занятия. В процессе выполнения работы студентами преподаватель контролирует порядок и правильность выполнения работ, проводит собеседование. Общая оценка по лабораторной работе проставляется в конце занятия, после чего выдается задание на следующее занятие. Зачет по лабораторным работам проставляется в конце семестра по совокупности сданных работ. ^ АВТОМОБИЛЯ В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется: процесс воспламенения рабочей смеси в карбюраторном двигателе и управление некоторыми подсистемами карбюратора; у современных двигателей – организация рабочего процесса впрыска топлива и управление моментом его воспламенения (опережением зажигания); пуск двигателя; освещение дороги перед автомобилем и пространства внутри салона; сигнализация об изменении направления движения и о начале торможения; перераспределение давления в исполнительных тормозных устройствах левого и правого бортов в противобуксовочных системах; приведение в действие контрольно-измерительных приборов и устройств встроенной диагностики, в том числе приборных щитков и маршрутного компьютера; приведение в действие устройств жизнеобеспечения в кабине (салоне) и устройств для создания комфорта (вентилятор, отопитель, кондиционер, радио или магнитофон, устройство облегчения пуска двигателя); в перспективе – управление индикаторными или автоматическими системами предотвращения столкновений, бесконтактным развертыванием средств пассивной защиты (пневмоподушек безопасности), навигационными маршрутными компьютерами, электрическим рулевым управлением с переменным передаточным отношением в зависимости от скорости движения. Это далеко не полный перечень процессов, осуществляемых с помощью электрической энергии. Количество электрической и электронной аппаратуры на автомобиле постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного оборудования составит (25 – 30)% стоимости автомобиля. В систему электрооборудования автомобиля входят источники и потребители электрического тока. К источникам тока относятся аккумуляторная батарея и генератор. К потребителям — приборы зажигания, стартер, лампы освещения и сигнализации, звуковой сигнал, электрические контрольно-измерительные приборы, радиоприемники, прикуриватели, стеклоочистители, обогреватели, кондиционеры воздуха и т. п.. Источники и потребители тока соединяются по однопроводной схеме, при которой к потребителю подводится только один провод, вторым проводом служат все металлические части автомобиля, так называемая «масса». Поэтому один полюс источника тока, а также один вывод каждого потребителя соединяются с массой. Такая проводка уменьшает количество проводов и упрощает поиски возникающих неисправностей. Аккумуляторная батарея питает потребители, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах холостого хода, а генератор питает потребители и заряжает аккумуляторную батарею при работе двигателя на средних и больших оборотах. ^ На легковых автомобилях применяют свинцово-кислотные батареи, как наиболее дешевые, обладающие достаточной емкостью и способностью в течение нескольких секунд отдавать максимум энергии (при пуске холодного двигателя). Электролит свинцово-кислотного аккумулятора представляет собой раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита зависит от времени года и района, в котором эксплуатируется автомобиль. В центральных районах России плотность электролита в летнее и зимнее время должна быть 1,27 г/см3, в южных — 1,25 г/см3, в районах Крайнего Севера зимой ее увеличивают до 1,3 г/см3, а летом уменьшают до 1,27 г/см3, что предохраняет батарею от замерзания, ускоренного разряда и разрушения пластин. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше верхних кромок сепараторов. Если уровень понизился, то доливают электролит или дистиллированную воду. Доливать кислоту категорически запрещается, так как это приводит к изменению плотности электролита. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах (А*ч) и составляет, например, для батареи 6СТ54ЭМ, устанавливаемой на автомобиль «ГАЗ-24», 54 А*ч. Аккумуляторная батарея состоит из трех или шести кислотных аккумуляторов, соединенных последовательно. Устройство батареи показано на рис.1 и 2. Корпус батареи (рис.1), изготовленный из полипропилена или эбонита, разделен перегородками на отдельные секции, в которых размещаются шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 вольта каждый. В крышке (2) имеются отверстия с пробками (6) для заливки электролита и контроля его уровня. В каждом аккумуляторе находится блок из поочередно расположенных положительных (9) и отрицательных (10) свинцовых пластин, выполненных в виде решетки, заполненной пористой активной массой из окислов свинца — свинцового сурика (Рb3O4) и глета (РbО), или окисленного свинцового порошка. Между пластинами в блоках установлены сепараторы (8) из тонкого микропористого поливинилхлорида, предназначенные для изоляции разноименных пластин друг от друга, а также для исключения вибрации пластин при тряске во время движения автомобиля. Малая толщина и большая пористость сепараторов уменьшают внутреннее сопротивление батареи и позволяют получить большую силу разрядного тока. ![]() Рис.1. |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... | ![]() | Спасибо, что приобрели у нашей компании устройство цифровой видеозаписи для своего автомобиля |
![]() | Спасибо, что приобрели у нашей компании устройство цифровой видеозаписи для своего автомобиля | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное... |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с |
![]() | Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир... |