Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике,




НазваниеРабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике,
страница1/4
Дата публикации08.04.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа
Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И.В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего полного общего образования и на основе авторской программы Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.

При составлении программы автор так же руководствовался:

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Законом Тамбовской области «Об образовании»;

  • Приказом управления образования от 05.06.2009 №1593; «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

  • Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных для использования в образовательном процессе»;

  • Уставом МОУ Терская СОШ;

  • Положением «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Терская СОШ»

  • Положением «О текущем учете успеваемости обучающихся» МОУ Терская СОШ;

  • Положением «О промежуточной аттестации обучающихся» МОУ Терская СОШ


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного

предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и

тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
^ Роль физической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения физике:

  • овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятель­ности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • формирование представлений об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;

  • воспитание средствами физики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых – физиков, понимание значимости физики для общественного прогресса.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержа­нии образования предполагается использование актуальных в насто­ящее время компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения физике:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

  • Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.


Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по физике для 10 класса:


  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


^ Место предмета в базисном учебном плане школы
Курс физики 10 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика.

Федеральный базисный план отводит 140 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне по 70 часов в 10-11 классах из расчёта 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена из расчета 102 часа т.е. 3 часа в неделю.

В тематическом планировании увеличено число часов на «Кинематику» на 4 часа для отработки навыков решения задач, выделено 4 часа на изучение темы «Условия равновесия тел», т.к. она имеет большое прикладное значение; 7 часов на изучение темы «Механические колебания и волны», т.к. много заданий по данной теме содержится в ЕГЭ, значительно увеличено число часов на тему «Фазовые переходы» с 5 часов до 18 часов для отработки навыков вычисления относительной влажности воздуха, механического напряжения, капиллярных явлений. Включено 9 часов на изучение темы

« Электростатика».

Рабочая программа предусматривает проведение контрольных и обобщающих уроков.

Контрольные работы – 6 часов;

Фронтальные лабораторные работы – 9 часов.
^ Общая характеристика курса физики для 10 класса. Особенности преподавания в 10 классе по УМК Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. «Физика. 10 – 11 классы. Базовый уровень»
Данная программа курса физики для 10 класса разработана с учетом общей цели обучения физике и специфических целей, обусловленных прежде всего способностями, интересами, профессиональными намерениями учащихся. К специфической цели обучения физике в 10 классе относится формирование у учащихся знаний о том, что физика и ее законы лежат в основе различных областей техники, химических и биологических явлений и процессов; знаний о физических методах исследований, а также исследовательских знаний, профессионально значимых, экспериментальных, конструкторских умений.

В основе курса лежат физические модели, создаваемые при изучении реального мира и соотносимые с ним. Рассмотрение границ применимости моделей является необходимой частью курса. Главное содержание курса составляют основные физические идеи, принципы и гипотезы. Центральное место занимает группировка знаний вокруг фундаментальных физических теорий.

С учетом современных воззрений курс предусматривает изучение основ физических теорий - ньютоновской и релятивисткой механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамики и электронной теории, волновой, геометрической и квантовой оптики, квантовой механики, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц.

Теоретическая сущность и практическая направленность физики нашли отражение и в системе лабораторных работ, которые в большинстве случаев носят исследовательский характер. Наряду с традиционными работами предлагаются оригинальные, например, изучение закона сохранения импульса, измерение заряда одновалентного иона и др.

Астрономический материал представлен как в виде отдельного раздела, так и в виде органичного расширения физических тем.

Значительное внимание уделено квантовой механике, широко представлены различные технические применения физических законов. Предполагается изложение на современном уровне раздела об элементарных частицах.

^ Формы организации образовательного процесса
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:

Личностно-ориентированное обучение, проектная, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.
^ Контроль качества знаний учащихся
Согласно Уставу школы, «Положению о текущем учете успеваемости» и «Положению о промежуточной аттестации» обучающихся основная проверка знаний проводится в виде самостоятельных работ, контрольных работ и тестирования.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – охватывает несколько тем и проверяет прочность навыков и знаний учащихся. Проводится в конце полугодия.

УМК для 10 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета содержит:


  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учебн. заведений.- М.: Илекса, 2010.

  • Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ.- М.: Илекса, 2005.

  • Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Методические материалы для учителя.- М.: Илекса, 2005.

  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г. Физика. 10 кл.: Интерактивное приложение к учебно-методическому комплекту для базового уровня.- М.: Илекса, 2005.

  • Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Физика. 10 кл.: Тетрадь для лабораторных работ.- М.: Илекса, 2005.

  • Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10 класс: дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2005.



Основное содержание (102 ч)

Физика и методы научного познания (2 ч)

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипо­тезы. Физические законы. Физические теории. Границы приме­нимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (51 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность ме­ханического движения. Прямолинейное равноускоренное дви­жение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механические колебания и волны. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и об­ратно.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении;

  2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально;

  3. Определение жесткости пружины;

  4. Определение коэффициента трения скольжения;

  5. Изучение закона сохранения механической энергии;

  6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Контрольные работы

Контрольная работа №1 по теме «Механика»

^ Молекулярная физика и термодинамика (40 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения веще­ства и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная тем­пература как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свой­ства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружаю­щей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при по­стоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при посто­янной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта;

  2. Проверка уравнения состояния идеального газа;

  3. Измерение относительной влажности воздуха;

  4. Определение коэффициента поверхностного натяжения.

Контрольные работы

Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика и термодинамика»
Электростатика (9ч)

Электрические взаимодействия. Постоянный электрический ток. Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, те­ория, вещество, взаимодействие, волна, атом, атомное ядро, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, мас­са, сила, импульс, работа, механическая энергия, внут­ренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теп­лоты;

  • смысл физических законов классической механики, все­мирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наи­большее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент явля­ются основой для выдвижения гипотез и теорий, позво­ляют проверить истинность теоретических выводов; фи­зическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физиче­ских знаний: законов механики, термодинамики;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоя­тельно оценивать информацию, содержащуюся в сооб­щениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организ­мы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружаю­щей среды.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС



п/п

Тема

урока

Кол-во

часов


Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

Этнокультурный компонент

план

факт

Тема 1. Физика и методы научного познания

1

Физика и методы познания мира. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала.


Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.

Знать/понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Беседа. Фронтальный опрос.










2

Современная физическая картина Мира.

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала.


Границы применимости физических законов, Современная Картина Мира. Использование физических знаний и методов. Принцип соответствия.

Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя.

Беседа. Фронтальный опрос.










^ Тема 2..1. Кинематика

3

Основные характеристики движения тел. Кинематика точки и поступательного движения твердого тела.

1

Комбинирован-ный урок.

Основная задача механики. Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение.

Знать: определение понятий «материальная точка», «траектория», «путь», «перемещение», или определять эти понятия по их определению.

Уметь: различать характерные признаки этих понятий.

Создание про-

блемной

ситуации.










4

Скорость.

1

Комбинирован-ный урок.

Мгновенная скорость. Векторные величины и их проекции.

Знать/понимать физический смысл понятия скорости.

Беседа,

индивидуаль­ный оп­рос.










5

Сложение скоростей.

1

Комбинирован-ный урок.

Закон сложение скоростей.

Знать/понимать физический смысл относительной скорости

Беседа,

индивидуаль­ный оп­рос.










6

Решение задач на закон сложения скоростей.

1

Урок приме­нения знаний и умений.




Уметь: применять полученные знания для решения физических задач

Индивидуальный опрос.










7

Прямолинейное равномерное движение. ^ Динамика поступательного движения.

1

Комбинирован-ный урок.

Законы равномерного прямолинейного движения.

Знать/понимать законы прямолинейного равномерного движения

Беседа,

индивидуаль­ный оп­рос.










8

Прямолинейное равноускоренное движение. Входной контроль.

1

Комбинирован-ный урок.

Ускорение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать/понимать физический смысл ускорения; законы прямолинейного равноускоренного движения.

Беседа,

индивидуаль­ный оп­рос.










9

Свободное падение.

1

Комбинирован-ный урок.




Знать/понимать физический смысл ускорения свободного падения.

Индивидуальный опрос.










10

Измерение ускорения свободного падения. Первичный инструктаж по т/б.

1

Урок приме­нения знаний и умений. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».




Уметь: описывать и объяснять результаты эксперимента

Беседа.










11

Криволинейное движение.

1

Комбинирован-ный урок.

Траектория тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.

Уметь: применять законы равноускоренного движения к частным случаям.

Беседа.










12

Равномерное движение по окружности. ^ Кинематика и динамика вращательного движения.

1

Комбинирован-ный урок.

Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта.

Знать/понимать законы вращательного движения.

Индивидуальный опрос.










13

Решение задач на законы равноускоренного движения.

1

Урок приме­нения знаний и умений.




Уметь: применять полученные знания для решения физических задач.

Индивидуальный опрос.










14

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки».

1

Урок

контроля.








Индивидуальный письменный опрос.










^ Тема 2.2. Динамика.

15

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

1

Комбинирован-ный урок.

Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта.

Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона; смысл I закона Ньютона, границы его применимости. Уметь: применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике.

Беседа.










16

Взаимодействие тел. Сила упругости.

1

Комбинирован-ный урок.

Взаимодействие и силы. Три вида сил. Виды деформаций. Закон Гука. Динамометр. Измерение сил.

Знать / понимать смысл понятия сила; смысл физических величин в законе Гука.

Создание про­блемной ситуации.










17

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона.

1

Комбинирован-ный урок.

Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Примеры применения II закона Ньютона.

Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей.

Беседа.










18

Третий закон Ньютона.

1

Комбинирован-ный урок.

Третий закон Ньютона. Свойства сил, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе.

Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона.

Создание про­блемной ситуации.










19

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона».

1

Урок приме­нения знаний и умений.




Знать / понимать смысл границы применимости законов Ньютона.

Беседа.










20

Закон Всемирного тяготения.

1

Комбинирован-ный урок.

Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Границы применимости закона.

Знать / понимать содержание закона Всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной.

Создание про­блемной ситуации.









  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по физике для 11 класса разработана учителем Лютиковой...
Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, с учетом требований федерального...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по информатике и икт для 7 класса разработана учителем...
Икт для 7 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по физике пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по информатике и икт для 10-11 класса разработана...
«Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по информатике и икт для 8-9 класса разработана...
«Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа учебного курса экономики для 10 класса составлена...
Рабочая программа учебного курса экономики для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по физике для учащихся 10 класса (базового уровня)...
В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова (М.: Просвещение 2010 г.), а также на основе Федерального компонента Государственного стандарта...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по физике для учащихся 7 класса 2010-2015 гг
Временных требований к минимуму содержания основного общего образования, Примерной программы по физике основного общего образования...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconПрограмма является составной частью учебно-методического комплекта...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой среднего полного общего образования по физике, iconРабочая программа по физике для учащихся 7 класса педагога Новиковой Татьяны Григорьевны
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина; авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница