Воробьишко




Скачать 51.04 Kb.
НазваниеВоробьишко
Дата публикации25.06.2013
Размер51.04 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Физика > Документы

Воробьишко


М. Горький

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

— Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

— Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

— Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!"

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!

— Чем, чем? — спрашивал Пудик.

— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:

— Что, что?

— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!

— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.

— Почему?

— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

— Зачем?

— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

— Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.

— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

— Что, что?

— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:

— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

1912 г.
*********************************************************

Подбери к словам вопросы и запиши их.

Тучи роняли (_________________) капли. Зелень поглощала (_________________) влагу. Рассказывал о сильной (_________________) грозе. Туман окутал (_________________) поля. Я любовался искристым (_________________) снегом. Подснежник дождался теплого (_________________) луча. Мальчик испугался грибного (_________________) дождя.
К выделенным словам запиши вопрос. Эти слова подчеркни прерывистой линией ( _ _ _ _ ).

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
                             (А. Блок)


Дополнение - второстепенный член предложения,
который отвечает на вопрос: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
Дополнение подчеркивается прямой прерывистой линией.



Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

         Если облако низкое, значит в нем ск...пились в...дяные кап...льки. Когда их станет много, капельки собираются в крупные капли. Кристаллики сл...паются в снеж...нки и падают на землю. Лед и снег по дороге тает, и на землю падает дождь.

Найди дополнения, устно ставь к ним вопросы от главного слова, подчеркни.

Прочитай стихотворение. Спиши, вместо подчеркнутых слов пиши вопросы.

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
           (М. Исаковский)

(Как?) ветер
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________



дополнение

определение

обстоятельство


_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________



_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________



_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________


Придумай и запиши предложения по схемам:

1) подлежащее + сказуемое + обстоятельство

__________________________________________________________
2) определение + подлежащее + сказуемое

__________________________________________________________
3) дополнение + сказуемое + подлежащее

__________________________________________________________

Пень.

            Спилили березу - остался пень. Осенью на пень присаживались грибники. Зимой пень превратился в стол. Белка на нем шелушила шишки. А весной пень ожил! Корни погнали сок. На мокрый пень сбежались муравьи и бабочки. 
            Потеплело. Сок на пне порозовел и прокис. Слетелись ночные бабочки на пир. Много лет он был убежищем для жуков, муравьев и ящериц.
            Пень дряхлел. Весной набрел на пень голодный медведь и разворотил на клочки. На это место упало семечко от березы. Высунулся из земли росточек и стал расти. И все началось сначала...

(по Н. Сладкову)

Вопросы к тексту.

1. На сколько частей можно разделить текст?
2. Как помогает пень людям и животным?
3. Что призошло весной? А летом?
4. Кто разломал пень?
5. Как началась новая жизнь?

Добавить документ в свой блог или на сайт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница