Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий




Скачать 130.85 Kb.
НазваниеПравовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий
Дата публикации14.07.2013
Размер130.85 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > География > Документы
Часть 6. Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду - соотношение понятий
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(66) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы должны определяться федеральными законами. Пока соответствующие федеральные законы не приняты, отсутствует ясность в определении и соотношении понятия платежей за пользование природными ресурсами и понятия платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ранее действовавшее природоохранное законодательство оперировало понятием платы за загрязнение окружающей природной среды, которая являлась одним из видов платежей за пользование природными ресурсами. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"*(67) платность природопользования включало плату за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы), за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

При этом плата за природные ресурсы в названном законе классифицировалось на:

плату за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В свою очередь плата за загрязнение окружающей природной среды подразделялось на:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Как нетрудно заметить, в ранее действовавшем законодательстве все природоресурсные платежи, являющиеся элементом экономического механизма охраны окружающей среды, четко делились на два относительно самостоятельных блока: платежи за пользование и платежи за загрязнение. Сохранилось ли прежнее положение вещей после вступления в силу новой редакции закона?

Термин "плата за негативное воздействие на окружающую среду" нашел свое закрепление в российском законодательстве сравнительно недавно - в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом в новом Законе не упоминается о платежах за пользование природными ресурсами, несмотря на то, что легальная дефиниция использования природных ресурсов отнесена статьей 1 Закона к основным понятиям. Более того, именно платежи за пользование природными ресурсами отнесены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"*(68) к федеральным налогам (подпункт. "и" п. 1 ст. 19). Если допустить, что плата за негативное воздействие теперь представляет собой самостоятельный вид публично-правового платежа, не упомянутого в базовом законодательном акте о налогах и сборах, то встает вопрос о правомерности ее взимания. Согласно ст. 18 Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления. А статья 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(69) устанавливает недвусмысленный запрет на взимание налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет или внебюджетный фонд, не установленных статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Значительно более формализованный терминологический аппарат обновленного природоохранного законодательства позволяет достаточно точно определить те границы, в пределах которых имеются правовые основания для взимания платы за негативное воздействие. Итак, за что именно подлежит взиманию рассматриваемый платеж?

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Все предусмотренные Законом виды негативного воздействия так или иначе связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество", определения которых также содержатся в общих положениях Закона. Согласно ст. 1 загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия используется такие инструменты природоохранного законодательства, как нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.

Таким образом, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не предусмотрено, как это было ранее, взимание платы за деятельность, не приводящую к ухудшению состояния окружающей среды. Сохранился лишь принцип платности природопользования (ст. 3), сами же виды платы за природопользование закреплены иными федеральными законами (Закон РФ "О плате за землю", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами", Лесной кодекс РФ).

Как видим, деление природоресурсных платежей на два блока по существу сохранилось, однако если ранее такое разделение можно было провести в рамках одного законодательного акта, то теперь оно явствует из совокупности законов, относящихся к отрасли экологического законодательства.

В связи с этим стоит вспомнить о намерении законодателя ввести некий общий экологический налог. По всей видимости, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Статьей 13 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) экологический налог отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, пока указанную статью можно отнести к числу мертворожденных норм: с момента принятия Части первой НК РФ она до сих пор не введена в действие, в то время как в Государственную Думу РФ вносился не один законопроект, предусматривающий модификацию предусмотренных действующим законодательством экологических платежей.

Стоит заметить, что во многих странах мира экологические налоги взимаются на протяжении достаточно длительного периода времени. В России же, судя по недавнему опыту разрешения вопроса относительно юридической квалификации платы за загрязнение окружающей среды, еще до конца не определились, должна ли существовать эта плата в форме налога, сбора (фискального сбора), либо исключительно как административный штраф или компенсационный платеж, взимаемый в форме возмещения ущерба в рамках гражданско-правовых отношений.

Разграничение понятий налога и неналогового платежа приобретает в современных условиях принципиально важный характер. Это и предотвращение перетекания налогов в неналоговые платежи, и ограничение объема самих неналоговых платежей; они, как и налоги, также имеют предел изъятия, превышение которого ведет к распаду хозяйствующего субъекта либо подавляет деловую активность физического лица.
^ Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду: виды платежей и порядок исчисления
Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр, почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

В настоящее время не определен организационно-правовой механизм взимания платы за загрязнение недр и почв, а также платы за загрязнение окружающей среды физическими воздействиями. С другой стороны, предусмотрена возможность введения платы за иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" фактически наполовину не применяется.

Для получения более четкого представления о порядке исчисления платы за негативное воздействие представляется целесообразным воспользоваться хорошо проработанным инструментарием налогового законодательства, т.е. методом разбиения налога на элементы налогообложения (существенные элементы налогового обязательства - в терминологии Конституционного Суда РФ). Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, содержит достаточное количество нормативных предписаний для вычленения объекта платежа, базы и порядка исчисления, а также для определения круга плательщиков.

Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).

Объект платежа - виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов.

Указание постановления Правительства РФ на другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) как объект платежа всего лишь дублирует соответствующие положения законодательства; порядок исчисления и ставки для иных видов воздействия не установлены.

База исчисления определяется отдельно для трех видов платы:

за размещение отходов в пределах допустимых нормативов;

за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

за сверхлимитное размещение отходов.

Соответственно, порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа, а именно:

плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами размещения отходов;

плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов размещения отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Следует обратить особое внимание, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению платы за сверхлимитное загрязнение.

Ставки обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". В соответствии с письмом МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826 "О плате за загрязнение окружающей природной среды" настоящее постановление применяется на всей территории Российской Федерации с 30 июня 2003 г.

В связи со сложностью расчета и уплаты рассматриваемых платежей и недостаточным законодательным регулированием данных отношений следует принимать во внимание разъяснения уполномоченных органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Так, письмом МНС России от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833 "О платежах за загрязнение окружающей природной среды" разъясняются многие спорные вопросы. В частности, разъясняется, что плата за размещение отходов подлежит зачислению в полной сумме на счета органов федерального казначейства для осуществления ими распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Данным письмом также выражена официальная позиция МНС России по вопросу осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей. В соответствии с письмом контроль за поступлением платежей осуществляется налоговыми органами во взаимодействии с территориальными органами МПР России.

Письмом разъяснен и вопрос с плательщиками: платежи за загрязнение окружающей природной среды вносятся организациями, осуществляющими любые виды деятельности, связанные с природопользованием, в том числе на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды; расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
^ Плата за негативное воздействие на окружающую среду на примере обязательных платежей за размещение отходов в г. Москве
Значительный объем нормативного регулирования взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду применительно к их отдельным видам содержится в документах уровня субъектов РФ. Характерным примером является порядок исчисления и уплаты обязательных платежей за размещение отходов в г. Москве. Данный пример наглядно демонстрирует сложность и противоречивость законодательства, и тем более актуален в связи с многочисленными вопросами, возникающими у конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

На федеральном уровне основы исчисления и уплаты обязательных платежей за размещение отходов установлены также Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", в соответствии со ст. 23 которого плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в установленном порядке. Данным законом вводится понятие обращения с отходами как отдельного вида деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом устанавливаются дополнительные обязанности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, как-то:

ведение в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

представление отчетности в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Помимо этого, данным законом предусмотрены дифференцированные ставки платы за размещение отходов, устанавливаемые с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях уполномоченными органами исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве"*(75) складирование отходов на территории предприятия вне специально отведенных мест и превышение лимитов на их размещение запрещается. Таким образом, для осуществления организацией деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду в виде размещения отходов, организация - природопользователь должна получить разрешение на осуществление данного вида деятельности и согласовать проект лимитов размещения отходов с уполномоченным органом. В настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы (см. письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы от 3 декабря 2002 г. N 5-3-157/2).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"*(76) лимиты размещения отходов устанавливают объемы их складирования, места размещения, предельные размеры выделяемой площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

Ранее ставки платы за размещение отходов на территории природопользователя (временное хранение по согласованному проекту) в пределах установленных лимитов для твердых бытовых отходов (ТБО) были установлены распоряжением Мэра г. Москвы от 30 ноября 1994 г. N 606-РМ*(77) и составляли 180 руб. с 1 куб. м. При этом распоряжением Мэра г. Москвы от 19 июня 1995 г. N 290-РМ*(78) был утвержден повышающий коэффициент к ставкам платы за размещение отходов с 1 июля 1995 г., равный 17.

В настоящее время плата за размещение отходов производства исчисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", где установлены нормативы платы за размещение единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов для каждого вида отходов (по классам опасности для окружающей среды).

В соответствии с распоряжением Мэра от 27 октября 1999 г. N 1207-РМ "О порядке направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации и бюджета города Москвы"*(79) природопользователи ежегодно определяют и согласовывают с уполномоченным органом на год с поквартальной разбивкой величину платы за размещение отходов и представляют в налоговые инспекции иные сведения по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года.

По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с уполномоченным органом фактические размеры платы за размещение отходов и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в территориальные инспекции МНС России по г. Москве расчет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconИ атомному надзору письмо
Финансовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросу начисления платы за негативное...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconОтчёт Государственной инспекции по экологии и природопользованию...
Задача 1 Максимизация поступлений в консолидированный бюджет края платы за негативное воздействие на окружающую среду

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconАбб лидер в производстве энергетического оборудования высокого, среднего...
Технологии абб позволяют промышленным предприятиям и энергетическим компаниям повышать свою производительность, снижая негативное...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconВ настоящее время в Кузбассе из всех отраслей промышлен- ности наибольшую...
Поскольку на ближайшие 5-10 лет планируется увеличение доли открытых горных работ до 70% от всего объема добычи угля, то воздействие...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconУрок по обществознанию на тему «Экологическое право»
Кому нравится жить на свалке? Можно ли защитить окружающую среду? Почему, защищая окружающую среду, человек защищает себя?

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconЭкологическая обстановка в республике казахстан
Экологическое воздействие горнодобывающей промышленности на окружающую среду на примере Восточно-Казахстанской области

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconCurriculum vitae
Законные контракты, маркетинговое исследование, бурение нефтяных и газовых скважин, нефтегазопоисковые работы, воздействие на окружающую...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconЗакон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды"
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconРоссийская федерация федеральный закон об охране окружающей среды
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...

Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Платежи за пользование природными ресурсами и плата за негативное воздействие на окружающую среду соотношение понятий iconРациональное использование водных ресурсов
Развитие промышленности,транспорта,энергетики,индустриализа­ция сельского хозяйства привели к тому,что антропо­генное воздействие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница