Агрессия в младшем дошкольном возрасте




Скачать 280.01 Kb.
НазваниеАгрессия в младшем дошкольном возрасте
страница1/3
Дата публикации21.04.2013
Размер280.01 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3

Агрессия в младшем дошкольном возрасте



Глава I. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”.

Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось

не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое

активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,

значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали

понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем

дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии,

какова ее структура и природа.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее

природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под

следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным и эмоциональным процессам;

4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Расмотрим наиболее известные теоретические положения.
I. Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что

агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В

человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и

инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на

упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа

направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все

человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих

инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что

существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее

разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели

направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия

танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению

самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что

агрессия выводится наружу и направляется на других.

Эту теорию можно отобразить следующей схемой:

Разрушение

Сохранение

Танатос----------------------( Я (-----------

-------------- Эрос

|

Изменение направления энергии

\/

Агрессия, направленная на других
Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление

эмоций, сопровождающих агрессию.
II. Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который

придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией

З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного

инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и

у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим

источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме

спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с

течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий

является совместной функцией:

1. Количества накопенной агрессивной энергии.

2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1.
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем

меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е.

агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа

наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее

начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А

люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем

животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может

привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление агрессиивозможно путем различных действий. Также Лоренц

утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми

с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше

описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а

не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. Сила препятствия на пути достижения цели;

3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее

препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет

толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,

то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию

большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на

фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не

проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания.

В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные

действия напарвляются на другого человека, нападение на которого

ассоциируется с наименьшим наказанием.

Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на

Рис.1.2.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против

фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,

направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного

индивидуума не действует сдерживающий

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспрос

следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не

приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление,

агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые

снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой

усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение

соотвествующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет

изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы

1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного

поведения.


Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.

|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|

|просредством: |гормоны, нервная система) |

| |Научения (например, |

| |непосредственный опыт, |

| |наблюдение) |

|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |

| |возбуждение, внимание) |

| |Неприемлемым обращением |

| |(например, нападки, фрустрация) |

| |Побудительными мотивами ( |

| |например, деньги, восхищение) |

| |Инструкциями (например, приказы) |

| |Эксцентричными убеждениями |

| |(например, параноидальными |

| |убеждениями) |

|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |

| |(например, материальное |

| |вознаграждение, неприятные |

| |последствия) |

| |Викарным подкреплением (например,|

| |наблюдение за тем, как поощеряют |

| |или наказывают других) |

| |Механизмами саморегуляции |

| |(например, гордость, вина) |


С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех

моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, прикоторых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных

посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей

агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей

может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей

обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение

человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого

поеведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивнвые действия повышает

вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.

достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится

и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное

поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и

самонаказание - модели открытой агресии, регулируемые поощрением и

наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей

предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две

причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения.

Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2. социальное научение преполагает проявление агрессии людьми только в

определенных социальных услловиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной

в пресказании агрессивного поевдения, особенно если есть сведения об

агрессоре и ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности,

можно сделать следующие выводы:

. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией

индивидуума в ходе борьбы за выживание;

. Арессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально

приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного

поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение

условий, способствующих проявлению агресии.
Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности, определим

основные понятия.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон ( ), считают, что агрессия, в какой бы форме она не

проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда

или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать

подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя

следующие частные положения:

1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное

причинение вреда жертве;

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение,

которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой

(Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).
Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые

причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе

людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому

объекту.

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение

человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить

им неприятности, нанести вред.

“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее

определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение,

противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,

наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),

приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconПриглашаем принять участие в Х межвузовской научно-практической
Секция: Культурно-исторический подход в решении проблем обучения и развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте В. В....

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconВ оровство в дошкольном возрасте
Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconЗаде́ржка психи́ческого разви́тия
Зпр, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconГенезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте
Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман. // Вопросы...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconРодителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное...
Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Остановимся на одном...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного...
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconУроках математики в начальной школе
Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconПсихическое развитие в младшем школьном возрасте
Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconОрганизация и планирование работы на прогулках в зимний период
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья,...

Агрессия в младшем дошкольном возрасте iconГосударственное образовательное учреждение дошкольного образования
Апробация препарата бальзам «Возрождение» проводилась в дошкольном образовательном учреждении №136 Выборгского района с 01. 10. 2001г...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница