Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»




Скачать 389.97 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
страница1/3
Дата публикации09.05.2013
Размер389.97 Kb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

«Восточная средняя общеобразовательная школа».

Утверждено: Утверждено:

МО школы Директор школы

«___»_________2011 г. ________Бекишева С.А.

«___»___________2011 г.


Рабочая программа.
Окружающий мир.

3 класс.

2011 год.
Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года и примерной программы по окружающему миру «Школа России», автор А.А Плешаков. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики, учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

^ Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 2 часа в неделю. 68 часов в год.

Задачи:

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

^ Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

^ Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в рабочей программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край - малая Родина», «Земля - планета жизни».
^ Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направленно на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, любви к своей малой Родине - селу Восточное, к своей Родине;

  • воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего воспитания, к природному и культурному достоянию человечества


^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

В программе содержание материала, представленное в УМК Плешакова А.А. по образовательной программе «Школа России» передано обычным шрифтом, а подчёркнут в программе материал, определённый государственным стандартом начального общего образования, то есть тот образовательный минимум, который подлежит усвоению каждым учеником.

Согласно требованиям Регионального компонента в 3 классе модулем в предмете «Окружающий мир» выделены часы на превентивный курс «Профилактика и употребления ПАВ» - 2 часа: тема «Полёт и падение», «Хорошие и плохие вещества». Данные уроки включены в раздел «Мы и наше здоровье».

Так же модулем в предмете выделено 4 часа ОБЖ в теме «Наша безопасность»: 1 час- пожарная безопасность; 3 часа - ПДД

^ УМК по предмету «Окружающий мир»:

  1. Плешаков А. А. .Учебник. Мир вокруг нас. 3 класс. М.: Просвещение, 2009 г.

  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику. Мир вокруг нас. 3 класс. М.:

Просвещение, 2009 г.

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. 3 класс.

М.: Вита- Пресс. 2009 г.

  1. Плешаков А. А., Гара Н. Н, Назарова З. Д. Тесты к учебнику для 3 класса начальной школы. М.: Просвещение. 2009 г.

5. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- человек – часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение при­роды для человека, отрицательное и положительное воздей­ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основ­ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос­ти, основы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; - роль денег в эконо­мике, основы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечатель­ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, прос­тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре­зультаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвя­зи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обос­новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока­зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран — соседей Рос­сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
^ Использовать приобретённые знания в практической деятельности для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, измерения;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- ухода за растениями, животными;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.
^ Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

В том числе на:

Практические работы

Экскурсии

1.1.

Как устроен мир.

7

1

1

2.2.

Эта удивительная природа.

19

7

2 (опыт)

3.3.

Мы и наше здоровье.

8

3




4.4.

Наша безопасность.

9

1

1

5.5.

Чему учит экономика.

12

3




6.6.

Путешествие по городам и странам.

13

1







Итого:

68

16

2 (2)


^ Основное содержание тем учебного предмета «Окружающий мир»

3 класс. (68 часов)


  1. Тема. Как устроен мир. (7 ч/1 ч/1ч)

Основные понятия.

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

^ Человек – часть природы. Ра­зумное суще­ство. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

^ Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

^ В результате изучения темы ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

- роль природы в жизни людей;

- связи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.;

- меры по охране природы.

^ В результате изучения темы ученик должен

УМЕТЬ:

- садить деревья и кустарники.
Экскурсия №1. «Ознакомление с разнообразием природы»

Практическая работа №1. «Посадка деревьев и кустарников»



  1. Тема. Эта удивительная природа. (19 ч/2 ч/7 ч)

Основные понятия.

Тела, вещества, частицы. ^ Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. ^ Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. ^ Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы - производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). ^ Роль почвы в круговороте жизни.
В результате изучения темы ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

- разнообразие веществ в окружающем мире;

- основные свойства воздуха и воды;

- общие условия, необходимые для жизни растений и животных;

- где используется вода, как и почему она загрязняется;

- чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

- условия необходимые для жизни растений и животных;

- представителей живого уголка; историю создания Красной книги.

^ В результате изучения темы ученик должен

УМЕТЬ:

- определять свойства воздуха;

- называть свойства воды;

- определять растения и животные;

- делить растения на дикорастущие и культурные;

- условия, необходимые для жизни животных;

- правила ухода за растениями и животными;

- составлять цепи питания.

^ Использовать приобретённые знания в практической деятельности

для:

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями, животными;

- выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.
Практическая работа №2. «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

Опыт №1. «Расширение воздуха»

Практическая работа №3. «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра»

Опыт №2. «Состав почвы».

Практическая работа №4. «Рассматривание живых и гербарных растений».

Практическая работа №5. «Определение органов растений».

Практическая работа №6. «Рассматривание плодов и семян растений»

Практическая работа №7. «Моделирование цепей питания»

Практическая работа №8. «Моделирование этапов развития бабочки или лягушки»


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа Среднего (полного) общего образования учебного предмета «История» 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 10 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «История» основного общего образования 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «история» за курс 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета цель...
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы
Ч ( издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.); авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир. 1-4 классы» (издательство:...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Л. Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. «Россия и мир в XX начале XXI века». 11 класс: учеб для общеобразоват учреждений...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconПримерные программы Основное общее образование примерная программа...
...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» iconРабочая учебная программа по химии основного общего образования Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии,рассчитанной на 140 часов с резервом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница