Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»




НазваниеПредмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования»
страница1/10
Дата публикации25.03.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования».

Курс "Основы экологии и экономика природопользования" рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, кото­рая синтезирует знания двух научных систем — естественных и общественных. При таком подходе избран единый объект изуче­ния — природопользование. Природопользование в широком смысле понимается сейчас как особая сфера деятель­ности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы. Проблемы функционирования экологической сферы (приро­допользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигну­ты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук. 'Естественные науки (естествознание) — это сово­купность отраслей знаний о природе, которые ставят целью рас­крытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека.

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социаль­но экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимо­действия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания норма­льных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека. Основополагающей категорией учебной дисциплины "Осно­вы экологии и экономика природопользования" выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция эко­номики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного произ­водства и естественных процессов в природе.

Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осу­ществляется с помощью соответствующих методов исследова­ния, совокупность которых представляет собой ее методологию. "Основы экологии и экономика природопользования" как межот­раслевая учебная дисциплина использует различные, прежде все­го общенаучные методы, разработанные естественными, обще­ственными и другими отраслями знаний. Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологиче­ских и экономических процессов в единстве, различии и истори­ческом развитии. Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динами­ку взаимоотношений природы и общества.

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в оп­ределении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Специфическим методом исследования в экологии и эконо­мике природопользования выступает нормативный. Осо­бая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допусти­мые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу.

Среди новейших направлений следует отметить перспек­тивность космических методов исследования. Большое значение имеет взаимосвязь курса с географичес­кими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования. В связи с этим эколого-экономические исследования призва­ны реализовывать в обществе следующие основные функции:Направляющую,координирующую,Стимулирующую. Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопро­сы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.


  1. ^ Основы общей экологии: важнейшие понятия, законы и принципы экологии.

Все живые и неживые объекты, окружающие растения и живот­ных и непосредственно взаимодействующие с ними, называют­ся средой обитания. Под термином окружающая среда (или окружающая природная среда) обычно понимается та часть природы, на которую простирается влияние человека. Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. По своему происхождению и специфике влияния экологические факторы делят на три основные группы:

    • абиотические

    • биотические факторы

    • антропогенные факторы

Несмотря на большое разнообразие экологических факто­ров, в характере их воздействия на организмы и в ответных ре­акциях живых существ есть ряд общих закономерностей. К ним относится реакция организмов на интенсивность или силу воздействия фактора. Для представителей разных видов условия, в которых они себя особенно хорошо чувствуют, неодинаковы. Точка, при которой на­блюдается их максимальный рост, называется оптимумом. Благоприятная сила воздействия фактора (дозировка) называется зоной оп­тимума фактора для организма данного вида. Весь ин­тервал температур, от минимальной до максимальной, при ко­торой еще возможен рост, называют диапазоном ус­тойчивости. Сте­пень выносливости по отношению к данному экологическому фактору называют экологической валентностью. По мере приближения к точкам предела устойчивости, если действие фактора уменьшается или возрастает, жизнедеятель­ность снижается вплоть до полного угнетения или гибели живо­го существа (в нашем примере — растения), то есть речь идет о стрессовых зонах в рамках диапазона устойчивости. Для каждого вида растений и животных существуют опти­мум, стрессовые зоны, или зоны угнетения, и пределы устойчи­вости (выносливости) в отношении каждого фактора окружаю­щей среды. Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к назва­нию фактора приставки "эври". Например, эвритермный вид — выносящий значительные колебания температуры. Узкая экологическая валентность обо­значается приставкой "стено" — стенотермный. Виды, которые могут приспособиться к колеба­ниям различных экологических факторов в широких пределах, называются эврибионтными; виды, для существования кото­рых необходимы строго определенные условия, называются стенобионтными. Популяцией называют группу особей одного вида, за­нимающую определенное пространство и обладающую необхо­димыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества. Сообщество (биотиче­ское) — это совокупность популяций, населяющих определенную территорию. Биоценозами называют группировки совместно обита­ющих и взаимосвязанных организмов. Б и о т а - совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями. Простран­ство, занимаемое биоценозом, называется биотопом. Биоце­ноз и его биотоп представляют собой два нераздельных элемен­та, образующих более или менее устойчивую систему, именуе­мую биогеоценозом. Экологическая система, или экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организ­мами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Биогеоценоз в отечественной литературе принято характери­зовать как экосистему, границы которой очерчены ареалом рас­пространения растительного покрова — фитоценоза. Каждая экосистема содержит совокупность животных и рас­тительных организмов, которые по формам питания можно раз­делить на две группы:

    • автотрофы

    • гетеротрофы

Консументы — это организмы, потребляющие органические вещества. Редуценты — организмы, разлагающие мертвое органи­ческое вещество. Особая трофическая связь в биоценозе — паразитизм, при котором один вид — хозяин — служит для другого — паразита — не только источником пищи, но и местом постоянного или временного обитания. Существуют и взаимополезные связи между видами, называемые симбиозом. Сукцессия -последовательная смена одного биоценоза другим.


  1. ^ Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы и ее структурных единиц.

Экосистемой высшего ранга на Земле является биосфера -оболочка планеты, населенная живым веществом. Целостное учение о биосфере представлено в его ставшей

классической работе "Биосфера" (1926). В.И. Вернадский опре­делил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли. В физико-химическом составе биосферы В.И. Вернадский выделяет следующие компоненты:

      • живое вещество;

      • косное вещество;

      • биокосное вещество;

      • биогенное вещество;

      • радиоактивное вещество;

  • рассеянные атомы;

      • вещество космического происхождения

Учение В.И. Вернадского нацеливало на изучение живых, косных и биокосных тел в их неразрывном единстве. Структура биосферы представляет собой совокуп­ность газообразной, водной и твердой оболочек планеты и живого вещества, их населяющего. В состав биосферы полностью входит вся гидросфера (океаны, моря, озера, реки, подземные воды, ледники, снежники), мощ­ность которой составляет 11 км. Наибольшая концентрация жиз­ни сосредоточена до глубины 200 м, в так называемой эвфотической зоне, куда проникает солнечный свет и возможен фотосинтез. Глубже начинается дисфотическая зона, где царит темнота и от­сутствуют фотосинтезирующие растения. На границе атмо-, гидро- и литосферы сконцентрирована наибольшая масса живого вещества планеты, и эта земная оболочка звана биогеосферой, или пленкой жизни. Процесс создания органического вещества в биосфере проис­ходит одновременно с противоположными процессами потребле­ния и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения (воду, углекислый газ и др.). Так осу­ществляется круговорот органического вещества в биосфере при участии всех населяющих ее организмов, получивший название малого, или биологического (биотического), круговорота ве­ществ в отличие от вызываемого солнечной энергией большого, или геологического, круговорота. Малый (биологический) круговорот начинается с возникнове­ния органического вещества в результате фотосинтеза зеленых растений, то есть образования живого вещества из углекислого газа, воды и простых минеральных соединений с использованием лучистой энергии Солнца. Биосфера является чрезвычайно сложной экосистемой, работа­ющей в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. тем вмешательство человека в природные круговоро­ты приводит к серьезным изменениям в состоянии биосферы. неконтролируемое развитие деятельности людей таит в себе большую опасность и потому считал В.И. Вернадский, биосфера должна постепенно превра­титься в ноосферу. "ноосфера" ученый под­разумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гар­монично сосуществующими процессами развития общества и природы.



  1. ^ Понятие экологического фактора, уровни организации живого вещества, экосистема и биогеоценоз.

Среди законов экологии, сформулированных разными авто­рами, наибольшую известность благодаря ярким формулиров­кам получили четыре закона-афоризма (закона-поговорки) аме­риканского ученого-эколога Б. Коммонера (1974):

  • все связано со всем (о всеобщей связи вещей и явлений в
    природе);

  • все должно куда-то деваться (закон сохранения);

  • ничто не дается даром (о цене развития);

  • природа знает лучше (о главном критерии эволюционного
    отбора);

Из закона всеобщей связи ("все связано со всем") вытекает несколько следствий.

* Закон больших чисел: совокупное действие большого чисто случайных факторов приводит к результату, почти не завися­щему от случая, то есть имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, в телах живых организмов со­здают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего жи­вого. Или другой пример: случайное поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне опреде­ленные значения температуры и давления.

  • Принцип Ле Шателье (Брауна): при внешнем воздейст­вии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции.

  • Закон оптимальности: любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах.

  • Любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека — от состояния ин­дивидуума до сложных общественных отношений.

Из закона сохранения массы вещества ("все должно куда-то деваться") вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение.

  • Закон развития системы за счет окружающей ее среды гласит: любая природная или общественная система может раз­виваться только за счет использования материально-энергети­ческих и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно.

Закон неустранимости отходов или побочных воздейст­вий производства: образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени.

Утверждение "ничто не дается д ар о м" означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновением новых, все более сложных проблем.

Закон необратимости эволюции: большие системы эволюционируют только в одном на­правлении — от простого к сложному; инволюция, регресс мо­гут относиться исключительно к отдельным частям или отдель­ным периодам развития системы.

Правило ускорения эволюции: с ростом сложности организа­ции систем темпы эволюции возрастают.

Не существует бесплатных ресурсов — еще одно следствие дивного закона: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой.

Закон "природа знает лучше" определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере.

Помимо формулировок Б. Коммонера, современные экологи вывели еще один закон экологии — "на всех не хвати т" (закон ограниченности ресурсов). Очевидно, что масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconДисциплины Основы дискретной
Предмет дискретной математики (ДМ). Значение дисциплины «Основы дм» в решении современных задач в области информационных технологий....

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПлан: Значение и место истории Узбекистана в духовном возрождении...
Тема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические основы и значение его изучения

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» icon2. содержание теоретического курса
Предмет, задачи и содержание курса. Место курса среди других дисциплин. Структура курса. Методика аудиторной и самостоятельной работы...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconЛекция № Общие понятия экономической теории Предмет, структура, функции...
«экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПрограмма и методические указания к выполнению контрольных работ...
«Экономика труда», «Менеджмент», «Антикризисное управление заочной формы обучения, I курса «Экономика и управление на предприятиях...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconРеферат по экологии на тему: «Проблемы современной экологии»
Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты,...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования»
Р 69. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования». – Учебно-методическое пособие.– Н. Новгород:...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПлан лекции Взаимосвязь курса с профилирующими дисциплинами Предмет и задачи курса
Проблемы управления качеством. Качество и конкурентоспособность, качество и эффективность

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПредмет и задачи экологии. Основные термины и понятия. История развития...
Общая экология. Уровни биологической организации. Понятие организма. Представление о видах. Системы организмов и биота Земли. Взаимодействие...

Предмет, методология и задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» iconПредмет дисциплины физическая экология. Цель дисциплины и ее основные...
Цель дисциплины и ее основные задачи. Место дисциплины в научных основах природопользования. Важная роль дисциплине физическая экология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница