Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс




Скачать 190.17 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс
Дата публикации18.05.2013
Размер190.17 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
www.vbibl.ru > География > Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира»

10 класс

(34 часа – 1 ч в неделю)
Пояснительная записка

Программа курса «Экономическая и социальная география мира» соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени. В 10 классе рассматривается I часть курса - «Общая характеристика мира».

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей.

Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».

Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю.

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

^ Использованные программы:

  1. Примерная программа для среднего (полного общего образования по географии). Базовый уровень.

  2. Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 10-11 классов.- М.: Русское слово, 2008.

Количество часов: всего -35 часов, в неделю-1 час; практических работ-10, из них оценочных-6,

Оценочные практические работы.

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени.

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

УМК:

  1. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. В 2-х частях. // М. Русское слово, 2010.

  2. Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Земля и люди: тетрадь-экзаменатор. 7 класс. // М., Просвещение, 2008.

  3. Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.

  4. Верзина А.К. Географические игры в школе. Из опыта работы. // М., Просвещение, 1966.

  5. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов). В двух частях. // М., Просвещение, 1986.

  6. Войлошников В.Д. Геология в школьном курсе географии. Из опыта работы. //М., Просвещение, 1983.

  7. Географический атлас. 10 класс.-М.: Дрофа, 2007.

  8. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс.-М.: Дрофа, 2007.





п/п

Название раздела, тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

^ Практические работы

Форма контроля

Домашнее

задание

Сроки

Коррекционные сроки

Введение. Положение географии в системе наук (5ч)




1

Положение географии в системе наук

Вводная лекция с элементами беседы

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы.

Знать/понимать

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические процессы и явления, их территориальные взаимодействия. Сопоставление карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обработка статистической информации

Участие в обсуждении проблем

§1 прочитать стр.6-4, ответить на вопросы стр.14







^ Страны современного мира (2 часа)




2

Типы стран современного мира

Лекция с элементами беседы

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время.

Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§2 прочитатьстр. 14-22, выучить новые определения







3

Развитые и развивающиеся страны

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§2-3 прочитать стр.14-32, ответить на вопросы стр.32







^ География населения мира (5ч)




4

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения

Вводная лекция

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и её формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран. Их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§4 прочитать стр.32-41, ответить на вопросы стр.41







5

Расовый и половозрастной состав населения

Лекция с элементами беседы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§5 прочитать стр.41-46, проанализировать карты







6

Этнический и религиозный состав населения.

Лекция с элементами беседы

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§6 прочитать стр.46-54, ответить на вопросы стр.54







7

Размещение населения и его миграции

Практикум

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§7 прочитать стр.54-61,

ответить на вопросы стр.61







8

Сельское и городское население

Семинар

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§8 прочитать стр. 61-72,

ответить на вопросы стр.72







^ Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13ч)




9

История взаимодействия человечества и природы в прошлом и настоящем

Вводная лекция

Основные виды природных ресурсов.

Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.

Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование

Причины и последствия загрязнения окружающей среды.

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.

^ Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§9 прочитать стр.72-78,

ответить на вопросы стр.78. Принести атлас.







10

Природопользование и экологические проблемы

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт


§10прочитатьстр.78-81,

ответить на вопросы стр.81.







11

Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Практикум

§11прочитать стр.81-87,

ответить на вопросы стр.87







12

Минеральные ресурсы

Семинар

§12прочитать стр. 87-92,

ответить на вопросы стр.92







13

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Практикум

Тестирование, работа с картами

§13прочитать стр.92-96,

ответить на вопросы стр.96







14

Земельные ресурсы

Практикум

§14прочитать, стр.96-100

ответить на вопросы стр.100







15

Лесные ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§15прочитать стр.100-105,

ответить на вопросы стр.105







16

Водные ресурсы

Практикум

Составление таблицы

§16прочитать стр.105-11,

ответить на вопросы стр.111







17

Ресурсы Мирового океана

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§17прочитать стр.111-116,

ответить на вопросы стр.116







18

Другие виды природных ресурсов

Урок актуализации знаний и умений

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§18прочитать стр.116-123,

ответить на вопросы стр.123







19

Загрязнение окружающей среды

Семинар

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§19прочитать стр.123-130,

ответить на вопросы ср.130







20

Пути решения экологических проблем

Урок актуализации знаний и умений

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§20прочитать стр.130-138,

ответить на вопросы стр.138







21

Обобщающее повторение темы

Практикум

Беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы

§19-20 прочитать стр.123-138








^ Мировое хозяйство и Научно-Техническая Революция (НТР)(2ч)




22

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

Вводная лекция

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством

^ Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Характеристика основных центров современного мирового хозяйства, составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§21прочитать стр.128-135,

ответить на вопросы стр.135







23

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Лекция с элементами беседы

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§22прочитать стр.145-154,

ответить на вопросы стр.154







^ География отраслей мирового хозяйства (10ч)




24

География промышленности . Топливно-энергетическая промышленность.

Нефтяная, газовая, угольная промышленность.

Электроэнергетика.

Урок актуализации знаний и умений

Мировое хозяйство и этапы его развития.

Основные центры мирового хозяйства.

Международное географическое разделение труда.

Экономическая интеграция.

Интеграционные группировки.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы.

География мирового транспорта.

Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.

География внешней торговли.

Виды международных экономических отношений.

Россия в мировой экономике


Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,

размещения его основных отраслей.

^ Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности

различных процессов и явлений, их территориальные взаимодействия


Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, представляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт

§23прочитать стр.154-161,

ответить на вопросы стр.161







25

Горнодобывающая промышленность.

Основные черты географии чёрной и цветной металлургии

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§24прочитать стр.161-166,

ответить на вопросы стр.166







26

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы.

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§25прочитать стр.166-172,

ответить на вопросы стр.172







27

Химическая, лесная и легкая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§26прочитать стр.172-178,

ответить на вопросы 178







28

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство

Урок актулизации знаний и умений

Беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§27прочитать стр.178-186,

ответить на вопросы стр.186







29

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Урок актуализации знаний и умений

Беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§28прочитать стр.186-190,

ответить на вопросы стр.190







30

География транспорта. Мировая транспортная система

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§29прочитать стр.190-198,

ответить на вопросы стр.198







31

Транспорт и мировое хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы

§30прочитать стр.198-204,

ответить на вопросы стр.204







32

Международные экономические отношения

Урок актуализации знаний и умений

Беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§31прочитать стр.204-216,

ответить на вопросы стр.216, §23-31 стр.154-216,приготовиться к проверочной работе







33

Обобщающее повторение по теме

Урок актуализации знаний и умений

Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт

§23-31 прочитать стр.154-216, повторить все определения








^ Глобальные проблемы современности (1 час)




34

Глобальные проблемы и их взаимосвязь

Практикум

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблема и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Сопоставлять географические карты различной тематики;

Уметь находить применение географической информации, включая карты, статические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, предсказывать их возможное развитие

Разработка проекта решения одной из проблем

Беседа с использованием и карт атласа, составление таблицы

§32 прочитать стр.216-229







34 -35 Резерв времени. Обобщающее повторение по всему курсу (1ч)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 1 полугодие (экстернат) Класс
География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа»

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование курса География: «Природа России» 8 класс
С другой стороны он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя...

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование курса «География материков и океанов» 7 класс
Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты...

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование по математике 4 класс
Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс на экстернате на 1 полугодие

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование по математике. 7 класс
Календарно-тематическое планирование по математике. 7 класс (Ю. Н. Макарычев, Л. С. Атанасян)

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование по истории России в 9-х класс
Календарно-тематическое планирование по истории России в 9-х классах на 2010-2011 учебный год

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование программного материала по химии для 11 класс
Календарно-тематическое планирование программного материала по химии для 11 класса естественно-математического направления общеобразовательных...

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс icon3 Вопросы для самопроверки
«Экономическая  и социальная  география  мира»  10 класс, автор В. П. Максаковский.   Для выполнения практических работ понадобится...

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconТематическое планирование курса «География России. Население и хозяйство» 9 класс
Политико-государственное устройство росийской федерации. Географическое положение россии (3ч)

Календарно-тематическое планирование курса «Экономическая и социальная география мира» 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование курса физической географии Иркутской...
Радикальная образовательная программа «География Иркутской области» Савченко Н. Д., Леонтьевой А. С., утверждена 28 марта 2005 г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница