Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области




Скачать 446.24 Kb.
НазваниеРегиональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области
страница1/5
Дата публикации23.05.2013
Размер446.24 Kb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
УТВЕРЖДЁН

приказом министра образования

Московской области

от 07.06.2012 № 2604
Региональный базисный учебный план

для общеобразовательных учреждений в Московской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области
Региональный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана и является основой для формирования в муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организациях, реализующих программы общего образования независимо от форм собственности, расположенных на территории Московской области, учебных планов общеобразовательных учреждений. Региональный базисный учебный план является основой для формирования учебного плана общеобразовательного учреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.

В региональном базисном учебном плане определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно1.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10).


  1. ^ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Первая ступень общего образования – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2 - 4 классы – не менее 34 учебных недель.

По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена от 34 до 37 учебных недель.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).

При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд). Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Базисный учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части.

Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

В рамках инвариантной части базисного учебного плана учебные предметы в 3 – 4 классах изучаются следующим образом.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:

  • формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

  • знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Изучение иностранного языка  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на иностранном языке  с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

  •  развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

  • формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

  • психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

  •  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». Как самостоятельный учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 8-9 классе.

Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;

  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

  •  воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

а) сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);

б) заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

в) планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

При проведении занятий по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем предмета.

Вариативная часть базисного учебного плана представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию образовательных потребностей и познавательных интересов обучающихся. Время, отводимое на вариативную часть, рекомендуется использовать для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на введение различных курсов, в изучении которых заинтересован социум образовательного учреждения.

За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана рекомендуем выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы в 1-4-х классах для развития содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПояснительная записка к Примерному учебному плану для I ii классов...
Примерный учебный план для I-II классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПояснительная записка к Примерному учебному плану для I i I-IX классов...
Он способствует сохранению единого образовательного пространства как в Республике Дагестан, так и в Российской Федерации

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconМосковской области постановление
Оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области", постановлением Правительства Московской области n...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconМосковской области постановление
Лыткарино», Постановления Правительства Московской области от 16. 02. 2011 №132/5 «О внесении изменений в постановление Правительства...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconОб оплате труда работников государственных учреждений
В соответствии с Законом Московской области n 60/2007-оз "Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области"...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПояснительная записка к учебному плану Учебный план мкоу нош с. Верховино...
Утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Т. Ф. Курдюмовой. (М. «Дрофа», 2007 г.) и учебника «Литература. 8 класс: учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных учреждений/...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПояснительная записка настоящая программа по алгебре и началам математического...
Рф от 05. 03. 2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам математического анализа,...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconЗакон московской области
Московской области должность в органах государственной власти Московской области и иных органах, образуемых в соответствии с Уставом...

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области iconПостановление Правительства Московской области
В соответствии с Законом Московской области n 186/2007-оз "О бюджете Московской области на 2008 год" Правительство Московской области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница