Пояснительная записка контингент учащихся




НазваниеПояснительная записка контингент учащихся
страница1/10
Дата публикации03.06.2013
Размер1.35 Mb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Контингент учащихся: 1-4 классы, общеобразовательный.

Объем учебной нагрузки: 1 час в неделю в каждом классе.

Программа по изобразительному искусству создана

на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», а также региональный компонент, разработанный А.И. Шаваевой на базе программы Б.М. Неменского. Она создана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий) через применение интерактивных компьютерных технологий.

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю с 1 по 4 класс. Всего – 34 час. Из них 20 % – резерв свободного учебного времени, который может быть использован по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

  • уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности;

  • знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

^ Начальное общее образование

Национально-региональный компонент

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, культурному населению.

^ Обязательный минимум содержания начального общего образования

Эстетическое восприятие и основы

изобразительного искусства

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), в народном и профессиональном искусстве КБР, их связь с жизнью. Портрет, пейзаж, натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, анималистический жанры. ДПИ КБР.

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Художественное оформление окружающей среды в природно-климатических и культурных условиях Кабардино-Балкарии. Образ горских поселений, традиционные кабардинские и балкарские жилища-сакли, башни, замки: Интерьер народного жилища (горного, равнинного).

Восприятие, эмоциональная оценка произведений профессионального искусства КБР

Изобразительное искусство:

П. Пономаренко, А. Глуховцев, Н. Трындык, Р. Хажуев, М. Кишев, Ю.Мушаилов, В. Абаев, И. Джанкишиев, Т. Черкесов, М. Ваннах, Я. Аккизов, С. Меджидова, Ю. Алиев, А. Кулиев, В. Захохов, Ю. Шаваев, М. Аксиров, В. Плотников, Р.Ваниева, А. Конин, М. Курашинов, А. Сундуков, Н. Татарченко, Г. Бжеумыхов, А. Денисенко, X. Крымшамхалов, 3. Индрисов, А. Жерештиев, А. Шихалиев, К. Половицкий, Н. Гусаченко, X. Теппеев.

Музыка: Т. Шейблер, М. Жеттеев, С. Макитов, Б. Кабардоков, М. Балов, Б.Каширгов, Б. Темирканов, Б.Аппаев, У.Тхабисимов, И. Кашежева, X.Карданов.

Литература: М. Ольмезов, 3. Толгуров, А. Байзуллаев, И. Маммеев, К.Кулиев, И.Гадиев, М. Батчаев, Ж. Текуев, М.Кудаев, Э.Гуртуев, X.Яхтанигов, X.Шаваев, А.Теппеев, А.Шогенцуков, А. Созаев.

А также восприятие окружающей действительности: пейзажей, животных, птиц, насекомых, деревьев, растений, явлений природы.

Восприятие произведений народного искусства

Изобразительное искусство:

  • посуда, предметы быта, ковры, одежда, украшения, обрядовые маски.

Музыка:

  • к танцам «Кепбай», «Гяпчи», «Тепена», «Гапалау»; мелодии различных настроений.

Литература:

  • поэма «Нарты», кабардинские и балкарские сказки, стихотворения, легенды. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром.

Музеи КБР:

  • Краеведческий музей;

  • Музей изобразительных искусств;

  • Музей А.Шогенцукова;

  • Музей М. Вовчок.

Опыт художественно-творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

1. Изображение с натуры, по памяти и воображению.

Природа: - контрастные состояния природы родного края; пейзаж в графике, в живописи (горный, равнинный).

Постройки: - художественное оформление окружающей среды в природно-климатических и культурных условиях Кабардино-Балкарии; образ горских поселений, традиционные кабардинские и балкарские жилища - сакли, башни, замки;

Животный мир: - животные, птицы, насекомые Кабардино-Балкарии;

Предметный мир: - натюрморт. Передача настроения в натюрморте; мужская и женская национальная одежда, басонные изделия, золотое шитье; художественная обработка камня, дерева, металла, кожи, шерсти, чеканка, плетения из лозы и куги; декор предметов быта национальным орнаментом.

Человек:

  • портрет; образ человека и его характер в устном народном творчестве (герои нартского эпоса);

  • выражение характера человека через постройку;

  • выражение характера человека через украшение;

  • образ красоты человека в труде (бытовые сюжеты из жизни чабана, охотника, пахаря, обработки шерсти, ковроделия и т.д);

  • сюжеты из истории народа - трагические эпизоды войны или депортации балкарского народа в 1944г.

  • зрелищные виды искусства и народные праздники как синтез искусств.

2. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Овладение навыками бумагопластики и моделирования предметов.

3. Выбор и применение выразительных средств

для передачи настроения в творческой работе и реализации собственного замысла в различных видах ИЗО (цвет, тон, композиция, пространство, линия, штрих, пятно, объем, материал, орнамент).
4. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:

коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

5. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства

в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений ИЗО.

6.Учебно-методический комплекс:

(рекомендованная литература)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка контингент учащихся
А. И. Шаваевой на базе программы Б. М. Неменского(региональный компонент). Она создана в целях конкретизации содержания образовательного...

Пояснительная записка контингент учащихся iconАвтоматизированная система генерирования линейных кроссвордов Пояснительная...
Пояснительная записка: 55 с., 6 рис., 6 схем программ и алгоритмов, 6 библиограф источников

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка планируемые результаты освоения учащимися основной...
Формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные результаты)

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Пояснительная записка стр. 3-10

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Интеллектуальные подсистемы сапр»
Пояснительная записка к курсовой работе 10 страниц, 2 рисунка, 1 таблица, 3 источника

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка ОАО «123 арз»
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «123 авиационный ремонтный завод»...

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка
Разработка для учащихся общеобразовательных школ, для 8 класса, в возрасте 13 15 лет

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Пояснительная записка контингент учащихся iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница