Скачать 28.07 Kb.
|
№86. 2004 Рав Яаков а-Леви Фильбер Тот, кто всегда придерживается закона, не всегда прав
Стремление строить свою жизнь в соответствии с моральными принципами и соотносить свои поступки с нравственными основами заложено в самой природе человека, как сказано в Коэлет (7:29): «Ибо сделал Всесильный человека прямым». У всех людей положительное начало, черпающее свои силы непосредственно из энергии души, которая напрямую связана с Б-гом, во много раз мощнее, чем желание во что бы то ни стало удовлетворить свои страсти или получить выгоду, порождаемое материальной оболочкой, скрывающей Б-жественную волю, мудрость и добро. Тот, кто получил элементарное воспитание, способствовавшее раскрытию его положительного начала, тот, кого не запутали с самого детства ложными теориями или отрицательными примерами, дав ему убедительные, но в корне неверные обоснования для совершения плохих поступков, — скорее всего будет стремиться поступать справедливо и идти по жизни прямо, повинуясь естественному для него желанию. А о тех, кто, несмотря на стремление души идти по правильному пути, поддается своей материальной оболочке, говорится в том же стихе из Коэлет: «...а они (люди) пускаются в многочисленные подсчеты» — исходят прежде всего не из того, что подсказывает им душа, а из того, что выгодно для них. «Боязнь греха в простом смысле этого слова заложена в природе каждого человека и позволяет ему естественно и просто воспринять и усвоить объективные нравственные принципы. У еврея же есть еще один инстинкт — отрицательное отношение к преступлениям, совершаемым против законов Торы, против всего того, что является «наследием Яакова». Но этот инстинкт раскрывается и начинает действовать только после того, как человек приложит усилия для изучения Торы... И нет у еврея никакой возможности жить естественной для него жизнью, пока не раскроется в полной мере его духовная природа» (Рав Кук, Гилхот тшува, 6:3). Но у каждого человека, кроме желания поступать правильно и вести себя в полном соответствии с законом, также есть стремление сделать хотя бы в какой-то степени больше, чем от тебя требует формальный закон. И частный человек, и человеческое общество не могут, поставив перед собой цель во всем придерживаться четко установленных правил, не делать больше, чем требует формальный закон. Ибо подобная тенденция в обществе или подобные устремления частного человека непременно приведут к ошибкам и закончатся тем, что даже формальный закон не будет соблюдаться. «Главная причина разрушения Йерушалаима заключалась в том, что мудрецы стремились исполнять букву закона и не делали ничего сверх того, что он требует от них» (Бава меция, 32). Поэтому и человек и общество должны стремиться к проявлению доброй воли как в законах, связывающих человека с человеком, так и в законах, связывающих человека и Всевышнего: сделать больше, приложить усилия даже там, где формальный закон не требует твоего вмешательства. В трактате Бава меция (83а) описывается следующий случай. Рабочие Раба бар Ханины разбили принадлежащую ему бочку с вином, и он забрал их верхние одежды, чтобы продать и возместить нанесенный ему убыток. В ответ на их требование вернуть одежду он сказал, что рабочий рассматривается как сторож, охраняющий имущество за плату и, следовательно, несущий ответственность за все пропажи или порчи, произошедшие по его недосмотру. Узнав об этом случае, Рава велел вернуть одежды. Раба удивился: он не мог поверить, что совершил ошибку в таком простом и очевидном случае и поступил не по закону. Но слово учителя — закон, и одежды были возвращены рабочим. Но когда он отказался выдать рабочим всю причитающуюся им сумму и удержал часть денег за нанесенный убыток, а Рава вмешался вновь и велел ему полностью рассчитаться с нанятыми им людьми, Раба не выдержал и спросил, на чьей стороне закон. «Закон на твоей стороне», — ответил Рава. И Раба понял, что мудрец Торы должен являться примером для других людей и поэтому не имеет права строить свои взаимоотношения с людьми на основе формального закона. В его поступках должны проявляться добрая воля, уступчивость и желание сохранить мир между людьми. |
![]() | Ньютона, Кулона, Ома, принципы термодинамики, газовые законы и т д.). Другие закономерности, менее строгие и точные, которые выполняются... | ![]() | Роботы — это физические агенты, которые выполняют поставленные перед ними задачи, проводя манипуляции в физическом мире. Управление... |
![]() | Вот варианты по концертам (Все комбинации со 100%-ым попаданием. На разогрев подберу походу, с ними заранее не нужно, посмотрим,... | ![]() | Душевный настрой современных людей не таков, чтобы они могли сказать: "Посмотрите, вот человек, который знает, какое нам нужно социальное... |
![]() | В нашей недельной главе рассматривается несколько тем. Среди основных введение Аарона, брата Моше Рабейну, в должность первосвященника,... | ![]() | Лось. Так бывает всегда, когда я оказываюсь перед поездом, готовым к отправлению, — я безотчётно вижу себя со стороны: вот поднимаю... |
![]() | Мне сейчас уже девять лет, а им будет — нисколько. Как с ними играть? А когда они меня догонят, дорастут до девяти лет, мне то уже... | ![]() | Вот, собственно, faq для тех, кто невнимательно читал инструкцию. Здесь вопросы, которые уже были заданы и которые, как мне показалось,... |
![]() | ... | ![]() | Служителей, позволивших мне приоткрыть перед вами двери к Вечным Знаниям Бытия |