Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна




Скачать 343.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер343.22 Kb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

К рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс,

базовый уровень. УМК О.С. Габриеляна.

Учебная дисциплина – общая химия- 11 класс.

Год обучения: 2011-2012 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение: 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по химии и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Автор программы и автор учебно-методического комплекса: О.С.ГАБРИЕЛЯН.

Год издания: 2008г.

При составлении программы руководствовалась:

1. Закон «Об образовании»

2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

5. Письмо Мин. обр. науки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

7. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  • В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

  • В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

  • В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Задачи:

обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образователь-ных потребностей);

познавательная (развитие познавательного интереса, включённость в познавательную деятельность)

развивающая (развитие личности, активности, самостоятельности, общения);

мотивационная (мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность;

эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и т.д.);

оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

^ Ведущими идеями курса являются:

◄материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

◄причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

◄познаваемости веществ и закономерностей протекания химических реакций;

◄объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

◄конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

◄законы природы объективны и познаваемы; знания законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

◄наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

◄развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности;

◄ развитие химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества;

◄генетической связи между веществами.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса.

Курс общей химии изучается в XI классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущей идеей курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

В свою очередь, это даёт возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщения.

Структура данного курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.

Первая проблема – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия», что позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связано с общей и неорганической химией, а потому в XI классе логично изучать именно эти разделы химии.

Вторая проблема – межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину мира. Это поможет старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным а люди, не получившие таких знаний могу стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Предлагаемые материалы могут быть использованы учителем для составления рабочих программ не только к УМК О.С. Габриеляна, но также и к УМК других авторов.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
^

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен


знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).

^ Содержание курса

Тема 1.Современные представления о строении атома. Периодический закон. (6+2часа р.в.)

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

^ Тема 2. Строение вещества (13 часов)

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

^ Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Тема 3. Химические реакции (15часов).

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. ^ Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
^

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.


Модели молекул изомеров и гомологов.

Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
^
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).

Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

Эффект Тиндаля.
^

Лабораторные опыты


Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

^ Неорганическая химия

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. ^ Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
Тема 4. Вещества и их свойства (25 часов).
Демонстрации
^

Образцы металлов и неметаллов.


Возгонка иода.

Изготовление иодной спиртовой настойки.

Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Образцы металлов и их соединений.

Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

Взаимодействие меди с кислородом и серой.

Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
^

Лабораторные опыты

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Органическая...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по химии и федерального компонента государственного стандарта среднего...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconУчебно-тематический план (по программе О. С. Габриелян) Предмет химия, класс 8 (базовый уровень
...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПримерные программы Среднее (полное) общее образование Базовый уровень...
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconУчебно-тематический план (программа О. С. Габриелян) Предмет химия,...
Контрольные работы повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка Материалы для рабочей программы составлены...
Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы по алгебре к учебнику Макарычева Ю. Н. и др. «Алгебра», 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка Образовательная область, предмет класс
Тип программы, полное название (примерная предметная рекомендованная мо рф, модифицированная, авторская, с указанием автора или составителя,...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Общая химия» 11 класс, базовый уровень. Умк о. С. Габриеляна iconПрограмма для абитуриентов бгарф базовый учебник: Учебник для учащихся...
Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница