Организация объединенных наций




Скачать 328.09 Kb.
НазваниеОрганизация объединенных наций
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер328.09 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4



GE.09- (R) 100609 100609




ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


A










ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ



Distr.



RUSSIAN

Original: 






СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Одиннадцатая сессия

Пункт 3 повестки дня

^ ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ

Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франка Ла Руе*
Резюме
Настоящий доклад представляется Специальным докладчиком по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франком Ла Руе в соответствии с резолюцией 7/36 Совета по правам человека. Он является первым ежегодным докладом, представляемым нынешним мандатарием, срок действия полномочий которого начался 1 августа 2008 года. В докладе рассматриваются основной концептуальный подход, которым руководствуется Специальный докладчик, и первоочередные задачи его мандата. Он содержит обзор круга ведения мандата, определенного в резолюции 7/36 Совета по правам человека, а также описание методов работы Специального докладчика.
В главе I доклада изложено резюме мандата и дается ссылка на резолюцию 7/36 Совета по правам человека, в которой в марте 2008 года мандат по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение был рассмотрен и продлен. В главе II кратко излагаются основные мероприятия, проведенные Специальным докладчиком после начала действия срока его полномочий в августе 2008 года, включая анализ тенденций в коммуникационной сфере в этот период. В главе III представлен общий обзор основных вопросов, которыми должен заниматься Специальный докладчик, и представлены его концептуальный подход и приоритеты мандата. В этой связи Специальный докладчик высказывает предварительные соображения по вопросу об ограничениях права на свободу мнений и их свободного выражения. Он также уделяет внимание праву на доступ к информации в ситуациях крайней нищеты, а также вопросу о безопасности и защите работников средств массовой информации, включая защиту журналистов, работающих в зонах конфликтов. В главе IV представлены общие выводы и рекомендации Специального докладчика.
В добавлении к настоящему докладу содержится резюме сообщений, направленных предыдущим Специальным докладчиком в период с 1 января по 1 августа 2008 года, а после этого - нынешним Специальным докладчиком в период до 31 декабря 2008 года, включая ответы, полученные на них от правительств к 15 февраля 2009 года. Второе добавление содержит доклад, подготовленный предыдущим Специальным докладчиком Амбейи Лигабо по итогам поездки в Гондурас, предпринятой им в ноябре 2007 года, а третье добавление содержит доклад о выводах Специального докладчика, сделанных им после официальной поездки в Мальдивскую Республику в марте 2009 года, его первой официальной страновой миссии в качестве мандатария.
СОДЕРЖАНИЕ
Пункты Стр.
^ I. МАНДАТ 1 - 5 4
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА 6 - 32 5
А. Анализ информации, сообщений и тенденций 6 - 10 5
В. Пресс-релизы 11 - 15 7
С. Участие в совещаниях и семинарах 16 - 30 9
D. Посещения стран 31 - 32 12
^ III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ

ЗАДАЧИ 33 - 55 13
А. Основные приоритеты и методы работы 33 - 37 13
В. Ограничения права на свободу мнений и их

свободное выражение 38 - 42 14
С. Безопасность и защита журналистов и работников

средств массовой информации в зонах конфликтов 43 - 50 16
D. Осуществление права на доступ к информации

в ситуациях крайней нищеты 51 - 55 18
^ IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 56 - 67 19
А. Доступ к информации в ситуациях крайней

нищеты 59 - 63 20
В. Безопасность и защита работников средств

массовой информации 64 - 67 21
^ I. МАНДАТ
1. Совет по правам человека рассмотрел мандат Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение на своей седьмой сессии в марте 2008 года. В результате мандат был продлен еще на три года резолюцией 7/36, в пунктах 3 и 4 которой Совет определил круг ведения Специального докладчика, уполномочив его:
а) собирать всю соответствующую информацию о нарушениях права на свободу мнений и их свободное выражение, дискриминации, угрозах или применении насилия, притеснениях, преследовании и запугивании в отношении лиц, стремящихся осуществлять или поощрять право на свободу мнений и их свободное выражение, в том числе в приоритетном порядке в отношении журналистов или других сотрудников сферы информации, где бы такие случаи ни происходили;
b) запрашивать и получать достоверную и правдивую информацию от правительств, неправительственных организаций и любых других сторон, располагающих сведениями об этих случаях, и реагировать на нее;
с) выносить рекомендации и выступать с предложениями о путях и средствах более эффективного поощрения и защиты права на свободу мнений и их свободное выражение во всех его проявлениях;
d) вносить вклад в оказание технической помощи и консультативных услуг со стороны Управления Верховного комиссара по правам человека в целях более эффективного поощрения и защиты права на свободу мнений и их свободное выражение.
2. В этой резолюции Совет признает, что осуществление права на свободу мнений и их свободное выражение является одной из главных основ демократического общества, и в пункте 5 постановляющей части призывает все правительства "всемерно сотрудничать со Специальным докладчиком, оказывая ему помощь в выполнении его задач, а также предоставлять всю запрашиваемую им информацию, оперативно рассматривать его призывы к незамедлительным действиям и другие сообщения и позитивно рассматривать его просьбы о посещении страны и об осуществлении его рекомендаций, с тем чтобы позволить ему более эффективно выполнять свой мандат".
3. Специальный докладчик с признательностью отмечает содержащуюся в резолюции 7/36 просьбу о том, чтобы он продолжал излагать, когда это необходимо, свои мнения о преимуществах и проблемах, которые несут с собой новые информационные и коммуникационные технологии, особенно содержащуюся в пункте 4 f) ссылку на право доступа к информационному обществу для всех. Специальный докладчик считает, что доступ к информации является одним из первоочередных вопросов в рамках мандата, и в силу этого желает посвятить часть настоящего доклада вопросу о доступе к информации в ситуациях крайней нищеты.
4. В пункте 4 d) резолюции 7/36 Совет также просит Специального докладчика сообщать "о случаях, когда злоупотребление правом на свободное выражение мнений представляет собой проявление расовой или религиозной дискриминации, с учетом статей 19(3) и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах и общей рекомендации № 15 Комитета по ликвидации расовой дискриминации, в которой указывается, что запрещение распространения любых идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, не противоречит праву на свободу убеждений и их свободное выражение".
5. Специальный докладчик будет продолжать деятельность по претворению в жизнь положений, изложенных в этой резолюции, в дополнение к Международному пакту о гражданских и политических правах и другим соответствующим международным и региональным договорам, которые попрежнему составляют правовую основу его мандата.
^ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА
А. Анализ информации, сообщений и тенденций
6. Для эффективного осуществления своего мандата Специальный докладчик изучает информацию, получаемую им из различных источников, включая правительства, местные, национальные, региональные или международные правительственные и неправительственные организации, ассоциации работников средств массовой информации и писателей, а также профсоюзы. Сообщения, получаемые из различных источников, являются средством выявления тенденций, подтверждают проблемы, уже рассмотренные в предыдущих докладах, и обращают внимание международного сообщества на ряд стратегий, видов практики и мер, которые оказывают воздействие на уважение свободы мнений и их свободное выражение.
7. Получаемая информация является важным показателем степени осуществления права на свободу мнений и их свободное выражение в отдельно взятой стране. Специальный докладчик также может предпринять инициативу motu proprio по вопросам, которые вызывают общую обеспокоенность и которые он считает относящимися к своему мандату.
8. Большая часть случаев, о которых было сообщено Специальному докладчику, касается угроз, нападений, запугивания, убийств и другого рода покушений на физическую и психическую неприкосновенность журналистов, студентов, правозащитников и профсоюзных деятелей, предпринимаемых в качестве мести за осуществление ими права на свободу мнений и их свободное выражение. Во многих случаях эти нападения связаны с подавлением мирных демонстраций протеста против политики правительства на национальном или местном уровнях или действий крупных корпораций. Хотя масштабы репрессий, их жестокость и продолжительность могут существенно различаться, получаемые утверждения не ограничиваются странами, в которых существует особенно сложное политическое и социально-экономическое положение, но также касаются стран, которые находятся на этапе перехода к демократии, или стран, где демократическая система существует уже давно.
9. Из анализа сообщений также следует, что судебному преследованию и заключению под стражу подверглось большое число лиц, включая работников средств массовой информации, по обвинениям в диффамации, клевете и оскорблениях, несмотря на декриминализацию этих правонарушений в ряде стран. Еще одной важной тенденцией во многих регионах стало принятие законодательных актов, которые несправедливо ограничивают свободу выражения мнений вследствие вмешательства государства в независимость редакционной деятельности, установления субъективной процедуры выдачи лицензий, используемой для закрытия средств массовой информации, ограничения возможности журналистов, в особенности иностранных корреспондентов, свободно осуществлять свою деятельность и введения жестких ограничений на функционирование организаций гражданского общества, включая финансирование.
10. В период с 5 декабря 2007 года по 31 декабря 2008 года от имени Специального докладчика было направлено 433 сообщения, 365 из которых были подписаны совместно с мандатариями других специальных процедур. Географическая разбивка направленных сообщений выглядела следующим образом: 30% приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион, 20% - на Африку, 20% - на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна, 17% - на Ближний Восток и Северную Африку и 13% - на Европу, Северную Америку и Центральную Азию.
^ В. Пресс-релизы
11. В рамках своего мандата Специальный докладчик может выпускать пресс-релизы, в которых он выражает свою обеспокоенность текущими событиями, затрагивающими свободу мнений и их свободное выражение. С начала срока его полномочий в августе 2008 года Специальный докладчик выпустил четыре совместных заявления для прессы, которые касались ограничения права на свободу мнений и их свободное выражение.
12. 18 ноября 2008 года Специальный докладчик, вместе со Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека в Мьянме, Специальным докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов, Специальным докладчиком по вопросу о положении правозащитников и Специальным докладчиком по вопросу о свободе религии или убеждений, выпустил совместный пресс-релиз, в котором осуждались суровые условия содержания под стражей узников совести в Мьянме1 и несправедливые суды над ними. Эксперты отмечали, что мирные демонстранты, арестованные в 2007 году, предстали перед судом спустя один год произвольного задержания, причем десяткам заключенных были вынесены приговоры в виде 65 лет тюремного заключения; другие были осуждены на 25 лет. Кроме того, адвокаты ответчиков также были приговорены к нескольким месяцам тюремного заключения или им было запрещено представлять своих клиентов. Эксперты настоятельно призвали власти в Мьянме положить конец этим актам преследования и заключения под стражу лиц, которые осуществляют свои права человека. Они указали на то, что в отношении всех заключенных следует провести повторные судебные процессе при соблюдении гарантий справедливого судебного разбирательства и что все их адвокаты должны быть освобождены.
13. 27 ноября 2008 года Специальный докладчик, вместе со Специальным докладчиком по вопросу о положении правозащитников и Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин, выпустил пресс-релиз в связи с продолжающимися преследованиями и запугиванием членов кампании "Один миллион подписей" в Исламской Республике Иран. Эксперты отметили, что мирные демонстранты были арестованы, заключены под стражу и приговорены к тюремному заключению, а активисты, выступавшие за права женщин, которые участвовали в этой кампании, подвергались постоянным преследованиям и были лишены свободы передвижения. Эксперты указали на то, что участие женщин в общественной жизни с целью содействия равному обращению с женщинами и мужчинами в Исламской Республике Иран следует поощрять, поскольку это является средством построения более крепкого и здорового общества, в жизнь которого женщины могли бы в полной мере вносить свой уникальный вклад. Исходя из этого, специальные докладчики настоятельно призвали правительство Исламской Республики Иран соблюдать свои обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах и Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также уважать права активистов, выступающих за обеспечение прав женщин на свободу ассоциации и мирных собраний, а также на свободу мнений и их свободное выражение.
14. 10 декабря 2008 года Специальный докладчик наряду с 35 другими специальными докладчиками и независимыми экспертами выпустил пресс-релиз, в котором приветствовалось принятие Генеральной Ассамблеей Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, предоставившего лицам, пострадавшим от нарушений их экономических, социальных и культурных прав, возможность добиваться компенсации и привлекать виновных к ответственности за их действия. Эксперты выразили свою надежду на то, что мнения, принятые Комитетом в рамках процедур Факультативного протокола, будут использоваться правозащитным сообществом в интересах оказания помощи государствам в деле принятия конкретных мер по обеспечению прав всех людей и интересов наиболее маргинализированных и неблагополучных слоев населения, которые с наибольшей вероятностью могут сталкиваться со случаями нарушения их прав. Эксперты призвали все государства оперативно подписать и ратифицировать этот договор с целью обеспечения его быстрого вступления в силу и широкого применения.
15. 9 февраля 2009 года Специальный докладчик вместе с десятью другими независимыми экспертами выступил с пресс-релизом, в котором высказывалась серьезная обеспокоенность ухудшающимся положением в области прав человека в Шри-Ланке, в частности сужением пространства для критики и опасением мести в отношении жертв и свидетелей. Эксперты отметили, что безнаказанность за нарушения прав человека попрежнему имеет место по всей стране, а лица, защищающие права человека, особенно журналисты и юристы, живут в обстановке страха и угроз. Эксперты также отметили, что серьезные и приводящие к гибели людей нападения на журналистов и средства массовой информации в настоящее время являются обычным делом, о чем свидетельствует убийство журналиста Ласанты Викреметунги и нападения на основные средства массовой информации. Эксперты разделили глубокую обеспокоенность Верховного комиссара по правам человека стремительно ухудшающимися условиями, в которых оказались эти гражданские лица, и значительным числом жертв среди гражданского населения. Они также выразили сожаление по поводу ограничения гуманитарного доступа в районы конфликта, что усугубляет продолжающиеся серьезные нарушения самых основных экономических и социальных прав. Эксперты решительно призвали правительство ШриЛанки незамедлительно предпринять шаги с целью обеспечения возможностей для претворения в жизнь действенных мер по исправлению положения в поддержку жертв нарушений прав человека и членов их семей. Они также подчеркнули необходимость проведения глубоких реформ общей системы управления в целях недопущения повторения серьезных нарушений прав человека в будущем. Эксперты потребовали незамедлительно положить конец безнаказанности и воздерживаться от каких-либо мер возмездия. Эксперты отметили, что в интересах укрепления правопорядка и содействия обеспечению безопасности и защиты прав человека всех людей в Шри-Ланке они будут и впредь предлагать свою помощь правительству.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций A/64/584 Генеральная Ассамблея
...

Организация объединенных наций iconПрограмма развития ООН (проон)
Юнеско организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Организация объединенных наций iconО распространении и исполнении списков лиц, в отношении которых имеются...
Конвенций и Резолюций Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (далее сб оон) по борьбе с терроризмом в любых ее проявлениях,...

Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
В настоящем документе содержится пересмотренный стандарт еэк ООН на баклажаны (ffv-05), принятый Рабочей группой

Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
...

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций A/63/175 Генеральная Ассамблея
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций E/С. 12/Tkm/Q/1/Add. 1 Экономический...
Осуществление Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций cerd/С/kgz/5-7 Международная конвенция...
Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/rus/20-22 Международная конвенция...
Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Организация объединенных наций iconЕжемесячный сборник методических материалов для проведения еженедельных гайдовских встреч
Что делает Организация Объединенных Наций и что можете сделать вы, чтобы помочь? 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница