Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы




Скачать 60.91 Kb.
НазваниеКонспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы
Дата публикации17.08.2013
Размер60.91 Kb.
ТипКонспект
www.vbibl.ru > Информатика > Конспект



Конспект урока

Основы программирования на языке Pascal

Структура программы


Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:

Program PRIM;

Описания могут включать в себя:

  1. Раздел подключаемых библиотек (модулей);

  2. Раздел описания меток;

  3. Раздел описания констант;

  4. Раздел описания типов;

  5. Раздел описания переменных;

  6. Раздел описания процедур и функций.

Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:

uses CRT, Graph;

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:

label 3, 471, 29, Quit;

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:

const K= 1024; MAX= 16384;

В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:

^ Var

P,Q,R: Integer;

A,B: Char;

F1,F2: Boolean;

Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Паскаль - программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.

Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами

^ Begin … end

Последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;. Текст программы заканчивается символом точка.

Кроме описаний и операторов Паскаль - программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.

Пример 1


program Primer; {вычисление суммы двух чисел}

var

x,y,s: integer;

begin

WriteLn('Введите через пробел два числа ');

ReadLn(x,y);

s := x + y;

WriteLn('Сумма чисел равна ',s);

end.

Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.

Пример 2


program Primer; {вычисление суммы двух чисел}

uses Crt; {подключение модуля, необходимого для процедур очистки экрана и задержки}

var

x,y,s: integer;

begin

ClrScr; {очистка экрана}

WriteLn('Введите через пробел два числа ');

ReadLn(x,y);

s := x + y;

WriteLn('Сумма чисел равна ',s);

ReadKey; {ожидание нажатия клавиши}

End.

Пример 3


Вычисление площади треугольника по формуле Герона (программа с линейным алгоритмом)

^ Program Geron;

var a,b,c,p,S,Y:real;

begin

writeln('Вычисление площади треугольника по формуле Герона.');

writeln('Введите стороны треугольника a, b, c:');

readln(a,b,c);

p:=(a+b+c)/2;

S:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

writeln('Площадь треугольника равна: S=', S);

writeln('Для выхода из программы введите число 1.');

readln(y);

end.
^

Информация для дополнительного самостоятельного изучения


1. Составной и пустой операторы

Составной оператор - это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки.

Турбо-Паскаль допускает произвольную глубину вложенности:

Begin

...

Begin

...

Begin

...

End;

End;

End;

Наличие ; перед End - пустой оператор.

2. Операторы ветвлений

Условный оператор

IF <условие> THEN <оператор1> [ELSE <оператор2>]

Условие – значение типа BOOLEAN или логическая операция. Если условие верно, выполняется оператор, или блок операторов, следующий за THEN, в противном случае выполняется блок операторов после ELSE, если он есть.

Условия могут быть вложенными и в таком случае, любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней "сверху" части THEN.

Пример:

^ Var

A, B, C, D: Integer;

begin

A:=1;

B:=2;

C:=3;

D:=4;

If A > B Then

If C < D Then

If C < 0 Then

C:=0

{обратите внимание, что перед Else}

{пустой оператор ";"не ставится}

Else

A:=B;

end.

а могло быть и так:

If A > B Then

If C < D Then

If C < 0 Then

C:=0

Else

Else

Else A:=B

Рассмотрим программу, которая вводит произвольное целое число от 0 до 15 и выводит его в шестнадцатеричной системе:

^ Program Hex;

Var

Ch: Char;

N: Integer;

Begin

Write ('N = ');

Readln(N);

If (N >= 0) And (N <= 15) Then

Begin

If N < 10 Then

Ch:= Chr(Ord('0')+N)

Else

Ch:=Chr(Ord('A')+N-10);

End

Else

Writeln('Ошибка');

End.

3. Операторы повторений

Цикл с предопределенным числом повторений.

For <переменная цикла>:=<начальное значение> To(DownTo) <конечное значение> Do <блок операторов>

Переменная должна быть целого или перечислимого типа. При исполнении цикла переменная цикла изменяется от начального до конечного значения с шагом 1. Если стоит to, то переменная увеличивается, если downto – уменьшается.

Условия выполнения цикла проверяются перед выполнением блока операторов. Если условие не выполнено, цикл For не выполняется. Следующая программа подсчитывает сумму чисел от 1 до введенного:

^ Program Summa;

Var

I, N, S: Integer;

Begin

Write('N = ');

Readln(N);

S:=0;

For I:=1 To N Do

S:=S + I;

Writeln ('Cумма = ', S)

End.

Условный цикл с проверкой условия перед исполнением блока операторов.

While <условие> Do <блок операторов>

Блок операторов будет исполняться, пока условие имеет значение true. Необходимо, чтобы значение условия имело возможность изменения при исполнении блока операторов, иначе исполнение цикла не закончится никогда (в DOS это приведет к зависанию компыютера). Если условие зарание ложно, блок операторов не исполнится ни разу.

Найдем машинное "эпсилон" для переменной типа Real:

^ Program Epsilondetect;

Var

Epsilon: Real;

Begin

Epsilon:=1;

While Epsilon + 1 > 1 Do

Epsilon: = Epsilon/2;

Writeln ('Эпсилон = ', Epsilon);

End.

Условный цикл с проверкой после выполнения блока операторов.

Repeat <тело цикла> Until <условие>

Блок операторов независимо от значения условия будет выполнен хотябы один раз. Цикл заканчивается, если после очередного исполнения блока операторов условие имеет значение true.

Пример: программа запрашивает ввод одного символа и выводит его ASCII - код, пока не будет введен пустой символ:

^ Program Code;

Const

Cr = 13;

Var

Ch:Char;

Begin

Repeat

Readln (Ch);

Writeln (Ch,' = ', Ord (Ch));

Until Ord (Ch) = Cr

End.

Оператор выбора одного из вариантов.

Case <ключ выбора> Of <список выбора> Else <оператор> End;

<ключ выбора> - выражение любого перечислимого типа,

<список выбора> - одна или более конструкций вида <значение ключа>:<блок операторов>.

Составим программу, имитирующую калькулятор. Программа вводит две строки: первая содержит два числа, разделенные пробелом или запятой, вторая - символ арифметического действия.

2 2

Признаком конца работы служит ввод любого символа, отличного от +, -, /, *.

Программа:

^ Program Calc;

Var

Operation: Char; {Знак Операции}

X, Y, Z: Real;

Stop: Boolean;

Begin

Stop:= False;

repeat

Writeln; {Пустая Строка - Разделитель}

Write ('X, Y = ');

Readln (X,Y);

Write ('Операция: ');

Readln (Operation);

Case Operation Of

'+': Z: = X+Y;

'-': Z: = X-Y;

'*': Z: = X*Y;

'/': Z: = X/Y;

Else

Stop:= True;

End;

If Not Stop Then

Writeln('Z = ',Z);

Until Stop;

End.

Любому из блоков операторов списка может предшествовать не одно, а несколько значений выбора, разделенных запятыми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconПрограммная реализация метода отражений на языке программирования Pascal
Теоретические основы метода отражений (Хаусхолдера) для решения слау

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconРабочая программа по курсу «основы Программирования на языке ассемблер»
Программа предназначена для обучения основам программирования на языке низкого уровня Ассемблере учащихся средних школ, учреждений...

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconБилеты по Основам Программирования. 2006 г. (2 семестр)
Структура программы на языке С. Подключение библиотек, Организация ввода-вывода с помощью библиотеки iostream

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconКонспект урока по английскому языку в 8 классе по теме: «Словообразование...
Познакомить обучающихся с основными случаями словообразования в английском языке

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconЛекция основы си++ 7
Б73 Основы программирования на языке Си++: Для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. Коломна: кгпи,...

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconЛекция основы си++ 7
Б73 Основы программирования на языке Си++: Для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. Коломна: кгпи,...

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconЛекция основы Си++ 9
Б73 Основы программирования на языке Си++: Для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. – Коломна:...

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconОбщее понятие транслятора
Стандартная структура программы языка Pascal (program name; переменные, подпрограммы, begin … end). 105

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconПрограмма кружка «основы программирования на примере pascal»
Количество часов: 68 (10 часов теоретические занятия, 35 часов практические занятия, 23 часа проектная работа)

Конспект урока Основы программирования на языке Pascal Структура программы iconПрограмма должна иметь понятный интерфейс, удобное управление
В письменной экзаменационной работе необходимо создать программный продукт на алгоритмическом языке Object Pascal в среде визуального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница