Сенсорное развитие раннего возраста




Скачать 52.23 Kb.
НазваниеСенсорное развитие раннего возраста
Дата публикации26.08.2013
Размер52.23 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Информатика > Документы
Сенсорное развитие раннего возраста

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Их значимость для человека трудно переоценить. Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, но при этом нельзя не признать, что различные сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения.

С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т.д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку, пользуется речью и т.д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

В настоящее время можно встретить достаточно большое количество книг и пособий, посвященных сенсорному развитию. Но наиболее распространены направления, целью которых является изучение формы и величины, цвета,

Занимаясь с малышом второго года жизни, советуем начать изучение основных цветов – КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ – называть, не требуя называния от ребенка (чтобы малыш постепенно запоминал название цвета), учить узнавать среди других, сравнивать по принципу «такой – не такой». По такой же логике происходит и изучение простых геометрических форм – для начала изучите КРУГ и КВАДРАТ. Сравнивайте предметы по величине – БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ.

Однако сенсорное развитие можно и нужно рассматривать шире! Очень важны для развития малыша игры с самыми различными материалами – песком, мукой, тестом, крупами, бусинами, камушками, снегом, землей и т.д. Учеными давно доказана связь между рецепторами пальцев рук и развитием головного мозга.

Другой критерий важности таких игр – это реакция самого ребенка: внимательно наблюдая за малышом, Вы убедитесь, сколько удовольствия и восторга подарят ему эти игры. Так дайте ребенку возможность играть в свое удовольствие, обеспечьте разными материалами (в одной игре лучше использовать только один материал), не забывая, что при внешней простоте и незатейливости эти игры развивают малыша и обогащают его восприятие!

^ Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;

  • восприятие цвета,

  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;

  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);

  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

  • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;

  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;

  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.

На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

  • Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.).

  • Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).

  • Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).

  • Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).

  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

  • Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сенсорное развитие раннего возраста iconКонтрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего...
Концепция раннего детского возраста: цель и задачи, основные положения реализации

Сенсорное развитие раннего возраста iconТема: «память у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепить знания студентов по теме: «Развитие памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста». Исследовать индивидуальные...

Сенсорное развитие раннего возраста iconЛогопедическая работа с детьми раннего возраста
В этом возрасте характерно развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания,...

Сенсорное развитие раннего возраста iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста

Сенсорное развитие раннего возраста iconОсобенности периода раннего детства и его значение
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое...

Сенсорное развитие раннего возраста iconСенсороное развитие ребенка
Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Вен-гер и др справедливо считали,...

Сенсорное развитие раннего возраста iconОзнакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета
«сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено, главным образом,...

Сенсорное развитие раннего возраста iconАнализ воспитательно образовательной работы за 2011 2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году в дошкольном учреждении функционировало 7 групп с общим количеством 135 детей; одна группа – раннего возраста,...

Сенсорное развитие раннего возраста iconВзаимодействие специалистов доу в сопровождении детей раннего возраста...

Сенсорное развитие раннего возраста iconД. Б. Эльконин Избранные психологические труды
Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница