Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина




Скачать 139.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина
Дата публикации20.09.2013
Размер139.63 Kb.
ТипПояснительная записка
www.vbibl.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ им. М.И.Калинина

Пояснительная записка содержит:


1. Введение.

2. Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования и условиями деятельности МОУ СОШ им. М.И.Калинина.

3. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

4. Общая характеристика Образовательной программы.

5. Общая структура Образовательной программы.

6. Состав участников образовательного процесса МОУ СОШ им. М.И. Калинина.

Адресность программы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы. Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2015 год.

1. Введение.

Данный документ разработан педагогическим коллективом в составе:

директора школы Наумцева В.А., учителей начальных классов Фокеевой М.И., Васильевой В.В., Васильевой Е.А., Голубевой З.Н., учителя физической культуры Семенова А.Г., учителя немецкого языка Тимофеевой Е.Г., учителя музыки Стуловой Е.Л., учителя изобразительного искусства Румянцевой М.М., заместителя директора по внеклассной работе Черных Н.В., социального педагога Заонегиной Т.Я., заведующей кабинетом здоровья Семеновой Е.В., психолога Карасева В.А., медицинского работника школы Шумской Н.Л. МОУ СОШ им. М.И.Калинина в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенности образовательного учреждения МОУ СОШ им. М.И.Калинина, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников сельского поселения образовательного округа №3, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа».
^

Характеристика образовательного учреждения:


  1. Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа им. М.И. Калинина; время создания – 1935 г.; регистрация его как юридического лица –1 декабря 1997 года; сроки прохождения лицензирования – 14 января 2008 года; получение Свидетельства о Государственной аккредитации и статуса учреждения – 31 мая 2001 года.

  2. Структура образовательной среды:  взаимодействие с образовательными учреждениями образовательного округа №3 и учреждениями дополнительного образования – Домом детского творчества; Кашинским медицинским колледжем, Детской юношеской спортивной школой, ДШИ и детским садом.

  3. Характеристика контингента учащихся: количество классов - 4, групп продленного дня - 2.

  4. Школа работает по 6-дневной учебной неделе. Для учащихся I класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в I классе – 33 недели. Режим работы ОУ: начало занятий  9.15, продолжительность урока  45 мин (в I классе – 35 минут) с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5—2 мин каждая, продолжительность перемен между уроками  10 мин, большие перемены  20 мин после второго и третьего урока с обязательным выходом на улицу, в 13.20 — обед, затем прогулка не менее 1,5—2 ч. Особенности учебного плана: содержание раздела «Информационно-компьютерные технологии» изучается в 3—4 классах в качестве учебного модуля (в общем объёме 20 ч, по 10 ч каждый год) в рамках учебного предмета «Технология»; курс «Основы безопасности жизнедеятельности» включается в содержание предмета «Окружающий мир»; внеурочная образовательная деятельность проводится в объёме 10 ч в неделю по определённым стандартами направлениям.

  5. Характеристика кадрового состава: Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МОУ СОШ им. М.И.Калинина имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью; 60% сотрудников имеют награды правительства разного уровня и являются победителями различных педагогических конкурсов. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психологи, воспитатели ГПД, методисты, библиотекарь, педагоги дополнительного образования. Высшее педагогическое образование среди работающих в начальной школе имеют – 6 педагогических работников, среднее специальное —8, высшую квалификационную категорию имеют - 5, первую —5, вторую — 4 человека.

  6. Творческие достижения учеников и учителей:  все учителя и обучающиеся активно участвуют в конкурсах, семинарах, конференциях.

  7. Материально-технические условия реализации программы. МОУ СОШ им. М.И.Калинина располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудовано: кабинет немецкого языка, кабинет информатики, компьютерный класс на 10 человек, кабинет ручного труда, изобразительного и художественного творчества, техническая мастерская с наличием необходимого оборудования, учебно-опытный участок, школьный музей, кабинет здоровья, спортивный зал, обновлена и дополнена медиа- и видеотехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение, игровая комната, созданы дополнительные условия для укрепления здоровья воспитанников: современно оснащённый медицинский кабинет, зал ЛФК, кабинет психолога, имеется выделенная интернет-линия, разработан собственный сайт. МОУ СОШ им. М.И.Калинина располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС. Внеурочная деятельность организована как в дневное, так и в вечернее время (спортивная секция, ЛФК). Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

  8. Традиции ОУ: День дублера, Встреча выпускников, Чествование ветеранов, празднование Дня рождения М.И.Калинина, День знаний, День здоровья, Новый год, Туристический праздник.

МОУ СОШ им. М.И.Калинина расположена в деревне Верхняя Троица, которая отдалена от районного центра на 35 километров, от Твери – на 120км. 30% обучающихся доставляются в школу и обратно школьным автобусом. Время движения автобуса – 30 минут. Дорога заасфальтирована. Часть детей подвозят в школу на частном транспорте родители.

На территории поселения функционируют: средняя общеобразовательная школа, 1 детский сад, 1 Дом Культуры, музей М.И.Калинина, церковь, почтовое отделение, 3 медицинских пункта, магазины.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-  освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-  принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-  изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

2. Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования и условиями деятельности МОУ СОШ им. М.И.Калинина.

Школа работает по УМК «Перспективная начальная школа». Основной целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

На ступени начального общего образования с помощью инновационных подходов в УМК «Перспективная начальная школа» устанавливаются планируемые результаты:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система знаний и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В УМК «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

1. Реализация в школе модели краеведческого образования нацелена на формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.

2. ^ Экологическое образование направлено на развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитания потребности общения с природой, привития навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

3. ^ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа, направленная на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

3. Принципы (требования) и подходы к формированию ^ Образовательной программы.

УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

^ Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

– Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

^ Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

^ Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

^ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

^ Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

– Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
4. Общая характеристика Образовательной программы.

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

5. Общая структура Образовательной программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Учебный план начального общего образования.

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).

  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



6. Состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программ.

^ Адресность программы.

Программа адресована педагогическому коллективу МОУ СОШ им. М.И.Калинина, учащимся и их родителям.

Риски, которые необходимо учитывать при реализации образовательной программы:

  1. Отсутствие ресурсов для привлечения молодых кадров на работу в школу: низкий уровень зарплаты, отсутствие муниципального жилья.

  2. Сокращение численности детей в классах с 18 до 6-5 человек.

  3. Увеличение доли детей из социально-неблагополучных семей.



^ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Перспективная начальная школа», направленный на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Перспективная начальная школа», помимо прямого эффекта обучения по предметам — приобретения определённых знаний и умений, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе учреждением УМК «Перспективная начальная школа» учтены пожелания родителей.

Для реализации образовательной программы начальной школы в МОУ СОШ им. М.И.Калинина используется комплекс интерактивных средств обучения (компьютеры — 2 шт., компьютерный класс; информационный центр, интерактивная доска — 1 шт. и др.) и обучающие программы по всем предметам.

^ Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ.
Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ.

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2012 годы и на плановый период до 2020 года.

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

  4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу ирмо «Дзержинская ншдс»

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Организация образовательного процесса регламентируется следующими нормативными документами Устав, свидетельства о лицензировании...

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconСодержание программы Пояснительная записка Раздел Программа духовно-нравственного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования оу

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Манасская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Полинчетская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош им. М. И. Калинина iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница