Основная образовательная программа начального общего образования




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/17
Дата публикации25.04.2013
Размер1.77 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
www.vbibl.ru > Информатика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Советом школы Директор школы

Протокол № 4

от «11» мая 2010 года _______________ Ивонцина Г.Л

приказ №313 от 01.09.2010 года

Педагогическим советом

школы №1

Протокол № 6

от «31» мая 2010 года


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.
^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Паспорт образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования ^ Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Мончегорска разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Цель создания программы:

^ Создание условий для эффективного развития начальных классов школы в ходе обновления содержания образования

Формирование программы связано с учётом особенностей в жизни ребёнка:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, сформированности социальной мобильности, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования

Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальных классов школы и целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:


  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Основные задачи основной образовательной программы:

  • обеспечить адаптацию начальных классов школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования),

  • определить оптимальное содержания образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику школы (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями),

  • повысить профессионализм педагогов и воспитателей через их вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса школы

• укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития.

Разделы основной образовательной программы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план школы

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Этапы реализации основной образовательной программы

^ 1. Ориентировочный (2010-2011 учебный год) – выявление перспективных направлений развития школы, моделирование её нового качественного состояния.

2. Основной этап (2011-2014 учебные года) – переход школы в новое качественное состояние.

^ 3. Обобщающий этап (2014-2015 учебный год) – анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

Управление основной образовательной программой

^ Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по УВР.

Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

^ 1. 2. Информационная справка о школе

Средняя общеобразовательная школа №1 была открыта в 1972 году. По состоянию на 01.01.2010 года в начальных классах обучаются 310 учеников (12 общеобразовательных классов, 1 специальный (коррекционный) класс для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида).

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Обучение проводится в одну смену. Режим работы – шестидневная учебная неделя во 2-3 классах, пятидневная учебная неделя в 1-х классах.

Организация образовательного процесса

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Внешние связи

^ С 2000 года на базе школы действует городская инновационная площадка

Кадровые ресурсы

Начальные классы школы укомплектованы кадрами полностью. 6 педагогов высшей, 8 - первой и 1 педагог II квалификационной категории.

Материально-техническая база

Школа функционирует в одном здании. Располагает 2 спортивными и 1 тренажёрным залами, библиотекой, учебными кабинетами, кабинетами английского языка, актовым залом, столовой, медицинским кабинетом.

^ 1.3. Анализ результатов образовательного процесса

Для начальных классов характерно высокое качество образовательного процесса. Степень обученности стабильно сохраняется на допустимом уровне от 100% до 94%. Количество отличников составляет 11 % от общего числа обучающихся, на «4»и «5» - 62 %. Ученики показывают свои знания на предметных неделях, в школьных олимпиадах, городских творческих конкурсах, в проектно-исследовательской деятельности, в школьной научно-практической конференции «Эврика», интеллектуально-развлекательных играх, всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», Международном игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» и др.

Основные способы достижения результатов образовательного процесса.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в школе;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основные принципы жизнедеятельности начальной школы

- повышение качества образования младших школьников на основе формирования ключевых компетенций

- развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с окружающими людьми,

- обеспечение механизма развития критического мышления ребёнка, умения искать путь поставленной задачи,

- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность,

- развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся.

В настоящее время начальная школа работает над проблемой: «Начальная школа в условиях перехода на новые образовательные стандарты второго поколения»

Конкурентные преимущества школы

^ Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить её основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • Значительный авторитет школы в окружающем социуме. За время своего существования получила признание у населения города. Многие её выпускники приводят в школу своих детей, образуя «династии». 6 педагогов школы – выпускники разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении обучающихся к своему образовательному учреждению.

  • Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по обновлению содержания образования Достаточный уровень общеучебных умений и навыков обучающихся

  • Использование в учебном процессе современных образовательных и информационных технологий.

  • 1 место в рейтинге начальных школ города

^ 1.4. Концептуальные основания образовательной программы начального общего образования

Представления о выпускнике начальной школы

Выпускник должен обладать универсальной школьной подготовкой. Выпускник школы представляется личностью, гармонично взаимодействующей с окружающей средой, социально-ориентированной, способной к самореализации. При этом для него значимы общечеловеческие ценности: гуманизм, доброта, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем образовательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Основные положения концепции

школы по развитию творческих возможностей и активной познавательной потребности:


  • Сохранение здоровья обучающихся: полноценное функционирование нервной системы ребёнка, обеспечивающее способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдения режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей.

^ Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса, должны быть ориентированы на:

- развитие у детей самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

- самопознание и саморазвитие обучающихся;

- развитие у обучающихся волевых качеств, путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.

Это предполагает использование диалоговых форм общения педагогов с учениками и обучающихся между собой, повышения уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности, использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и школьное сообщество.

В результате этого будут созданы условия для:

  • обогащения жизненного опыта обучающихся;

  • самопознания обучающихся;

  • овладения школьниками опыта совместной деятельности.

Развитие школы немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных достижений. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует психолого-педагогической и предметной компетенции работников.

^ 1.5. Приоритетные направления реализации образовательной программы начального общего образования:

- ориентация на использование передовых педагогических технологий в обучении и воспитании,

- открытость образовательного процесса,

- уважение к личности ученика и педагога,

- создание условий для развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных возможностей.

Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху:

  • анализ особенностей мотивационной сферы обучающихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной, групповой работе с ними,

  • совершенствование методов оценивания достижений обучающихся,

  • выявление индивидуальных особенностей учащихся; развивающие занятия,

Профессиональное развитие педагогического коллектива:


  • диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации,

  • проведение обучения учителей по совершенствованию навыков компьютерной грамотности, участие в инновационной деятельности.

Содержание методической работы

Особое значение в организации методической работы приобретает инновационная деятельность. Поэтому важными критериями оптимальности конечных результатов методической работы выступят: результативность (по итогам работы), рациональность (экономичность затрат времени на оптимизацию обучения и воспитания учеников), рост удовлетворённости учителей своим трудом (создание творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы педагога).

^ 1.6. Основные мероприятия по реализации образовательной программы начального общего образования:


Разработанная основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • развитие способности оперировать информацией, владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды г.Мончегорска для приобретения опыта реального управления и действия.

^ Приоритетным направлением работы в школе должна стать инновационная деятельность по переходу на новые образовательные стандарты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Каблуковская оош» в соответствии с требованиями фгос содержит...

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Образовательная программа начального общего образования мбоу «Моховская оош», имеющего государственную аккредитацию по виду «основная...

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Утверждено на заседании Управляющего Совета Обсуждено и принято на Педагогическом Совете

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу-сош п. Сита
Основная образовательная программа формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения....

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Колталовская сош»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница