И. Кравченко




НазваниеИ. Кравченко
страница1/87
Дата публикации23.05.2013
Размер11 Mb.
ТипКнига
www.vbibl.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


В.И. Добренькое, А.И. Кравченко

МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебник


Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 020300 «Социология»

Москва

ИНФРА-М

2004

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник).

ISBN 5-16-002113-2
В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их ана­лизу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в со­временном мире. Большое внимание уделяется формированию социоло­гических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным ме­тодам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной соци­ологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.

Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также пре­подавателям социологических факультетов. Она интересна не только уче­ным-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессора­ми и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студен­тов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служиттакже свидетельством того, что 250-летний юбилей Москов­ского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

^ Ректор Московского университета академик РАН, профессор В. А. Садовничий


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................13

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. Виды социологического исследования............................25

1.1. Социальное и социологическое исследования...............25

1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35

1.3. Описательное и аналитическое исследования................41

1.4. Точечное исследование....................................................42

1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43

1.6. Повторные исследования.................................................44

1.7. Мониторинг.....................................................................48

1.8. Полевое исследование......................................................51

1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54

1.10. Оперативное исследование............................................60

1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67

1.12. Признаки научного опроса............................................70

1.13. Виды опроса....................................................................75

1Л4. Технические средства опроса.........................................78

Глава 2. Теория и методология выборки......................................81

2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81

2.2. Основные понятия и сущность выборочного

метода......................................................................................85

2.3. Типы и методы выборки..................................................92

2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95

2.4.1 Простой случайный отбор........................................96

2.4.2. Систематический отбор............................................99

2.4.3. Районированная и стратифицированная

выборки............................................................................102

2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105

2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108

2.5.1. Квотная выборка....................................................111

2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114

2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117

2.8. Расчет объема выборки..................................................121

2.9. Ошибка выборки............................................................129

2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135

2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140

2.12. Репрезентативность...................................................... 143

Глава 3. Программа социологического исследования.................147

3.1. Общее представление о программе...............................147

3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152

3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................................152

3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160

3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163

3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167

3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168

3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171

3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174

3.3. Методическая часть программы....................................177

3.3.1. Выборка...................................................................177

3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178

3.3.3. Методы сбора информации....................................179

3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180

3.3.5. Организационный план исследования..................183

3.4. Научный отчет................................................................ 184

Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187

4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188

4.2. Анализ одномерных распределений..............................193

4.2.1. Номинальная шкала...............................................194

4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199

4.2.3. Интервальная шкала...............................................200

4.3. Анализ двумерных распределений................................208

Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219

5.1. Табличное представление данных.................................219

5.2. Техника редактирования таблиц...................................227

5.3. Графическое представление данных.............................242

Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249

6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249

6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259

6.3. Клиенты и консультанты...............................................263

6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267

6.5. Качества консультанта...................................................272

6.6. Консультирование как карьера......................................276

Раздел ^ II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281

1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281

1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288

1.3. Логическая структура вопроса.......................................291

1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294

1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297

1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307

1.7. Сложные вопросы..........................................................311

1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316

Глава 2. Композиция анкеты......................................................319

2.1. Структура или композиция?..........................................319

2.2. Общая композиция анкеты............................................322

2.3. Базисная часть анкеты...................................................324

2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327

2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330

2.6. Правила кодирования....................................................332

2.7. Разработка анкеты..........................................................334

Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337

3.1. Основные правила формулировки вопросов................337

3.2. Анализ качества анкеты.................................................344

3.3. Логический контроль анкеты........................................351

Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359

4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359

4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365

4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371

4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373

Раздел ^ III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Глава 1. Методология и технология интервью..........................383

1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383

1.2. Интервью в качественной и количественной социологии............................................................................394

10 Содержание

1.3. Организация фокус-групп.............................................397

1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398

1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400

1.3.3. Процедура проведения...........................................401

1.3.4. Устройство помещения..........................................403

1.3.5. Функции и качество модератора...........................404

1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406

1.5. Эффект интервьюера......................................................411

Глава 2. Виды и типы интервью................................................415

2.1. Типология интервью......................................................415

2.2. Формализованное интервью..........................................422

2.3. Свободное интервью......................................................426

2.4. Фокус-группа.................................................................430

2.4.1. Из истории вопроса................................................430

2.4.2. Определение и особенности метода......................431

2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435

2.4.4. Сфера применения.................................................436

2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Кравченко iconКравченко А. И. Обществознание. 10 класс
Обществознание 10-11 класс (68 часов). Автор: Кравченко А. И. – 2-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008

И. Кравченко iconКравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс
Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс. – М.: Ооо «тид русское слово – рс»

И. Кравченко iconСнижения уровня ионизирующих излучений естественных радионуклидов в строительстве
Научно-производственной фирмой "роса" (Горицкий А. В. к т н.; Сабалдырь В. П., к т н.; Захарчук Н. И., инж; Кравченко Л. С., инж.)                                   ...

И. Кравченко iconЛидия Кравченко, бессменный директор Рижской украинской школы, поделилась...
Когда начинать школьное обучение? Этот вопрос, постоянно муссируется в педагогической среде

И. Кравченко iconН. М. Кравченко английский язык для чтения научно-технической литературы
«Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», 150400 «Технологические машины и оборудование», 220301 «Автоматизация технолгических...

И. Кравченко iconКравченко А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений
А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница