Скачать 11 Mb.
|
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова В.И. Добренькое, А.И. Кравченко МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология» Москва ИНФРА-М 2004 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник). ISBN 5-16-002113-2 В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры. Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой. Предисловие Уважаемый читатель! Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ. Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования. Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира. Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию. Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служиттакже свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества. ^ СОДЕРЖАНИЕ Предисловие..................................................................................13 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 1. Виды социологического исследования............................25 1.1. Социальное и социологическое исследования...............25 1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35 1.3. Описательное и аналитическое исследования................41 1.4. Точечное исследование....................................................42 1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43 1.6. Повторные исследования.................................................44 1.7. Мониторинг.....................................................................48 1.8. Полевое исследование......................................................51 1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54 1.10. Оперативное исследование............................................60 1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67 1.12. Признаки научного опроса............................................70 1.13. Виды опроса....................................................................75 1Л4. Технические средства опроса.........................................78 Глава 2. Теория и методология выборки......................................81 2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81 2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода......................................................................................85 2.3. Типы и методы выборки..................................................92 2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95 2.4.1 Простой случайный отбор........................................96 2.4.2. Систематический отбор............................................99 2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки............................................................................102 2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105 2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108 2.5.1. Квотная выборка....................................................111 2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114 2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117 2.8. Расчет объема выборки..................................................121 2.9. Ошибка выборки............................................................129 2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135 2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140 2.12. Репрезентативность...................................................... 143 Глава 3. Программа социологического исследования.................147 3.1. Общее представление о программе...............................147 3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152 3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................................152 3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160 3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163 3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167 3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168 3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171 3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174 3.3. Методическая часть программы....................................177 3.3.1. Выборка...................................................................177 3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178 3.3.3. Методы сбора информации....................................179 3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180 3.3.5. Организационный план исследования..................183 3.4. Научный отчет................................................................ 184 Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187 4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188 4.2. Анализ одномерных распределений..............................193 4.2.1. Номинальная шкала...............................................194 4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199 4.2.3. Интервальная шкала...............................................200 4.3. Анализ двумерных распределений................................208 Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219 5.1. Табличное представление данных.................................219 5.2. Техника редактирования таблиц...................................227 5.3. Графическое представление данных.............................242 Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249 6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249 6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259 6.3. Клиенты и консультанты...............................................263 6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267 6.5. Качества консультанта...................................................272 6.6. Консультирование как карьера......................................276 Раздел ^ Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281 1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281 1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288 1.3. Логическая структура вопроса.......................................291 1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294 1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297 1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307 1.7. Сложные вопросы..........................................................311 1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316 Глава 2. Композиция анкеты......................................................319 2.1. Структура или композиция?..........................................319 2.2. Общая композиция анкеты............................................322 2.3. Базисная часть анкеты...................................................324 2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327 2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330 2.6. Правила кодирования....................................................332 2.7. Разработка анкеты..........................................................334 Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337 3.1. Основные правила формулировки вопросов................337 3.2. Анализ качества анкеты.................................................344 3.3. Логический контроль анкеты........................................351 Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359 4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359 4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365 4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371 4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373 Раздел ^ Глава 1. Методология и технология интервью..........................383 1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383 1.2. Интервью в качественной и количественной социологии............................................................................394 10 Содержание 1.3. Организация фокус-групп.............................................397 1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398 1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400 1.3.3. Процедура проведения...........................................401 1.3.4. Устройство помещения..........................................403 1.3.5. Функции и качество модератора...........................404 1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406 1.5. Эффект интервьюера......................................................411 Глава 2. Виды и типы интервью................................................415 2.1. Типология интервью......................................................415 2.2. Формализованное интервью..........................................422 2.3. Свободное интервью......................................................426 2.4. Фокус-группа.................................................................430 2.4.1. Из истории вопроса................................................430 2.4.2. Определение и особенности метода......................431 2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435 2.4.4. Сфера применения.................................................436 2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438 |
![]() | Обществознание 10-11 класс (68 часов). Автор: Кравченко А. И. – 2-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2008 | ![]() | Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 6 класс. – М.: Ооо «тид русское слово – рс» |
![]() | Научно-производственной фирмой "роса" (Горицкий А. В. к т н.; Сабалдырь В. П., к т н.; Захарчук Н. И., инж; Кравченко Л. С., инж.) ... | ![]() | Когда начинать школьное обучение? Этот вопрос, постоянно муссируется в педагогической среде |
![]() | «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», 150400 «Технологические машины и оборудование», 220301 «Автоматизация технолгических... | ![]() | А. И. «Обществознание» для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2006 |