Задача школы




Скачать 81.19 Kb.
НазваниеЗадача школы
Дата публикации18.03.2013
Размер81.19 Kb.
ТипЗадача
www.vbibl.ru > Информатика > Задача
Формирование умений и навыков работы

с учебной литературой и другими источниками информации.

(Из опыта работы Аракчеевой Н.В., учителя начальных классов, высшей категории)
(слайд 1) В1917 году в России выпускалось 300 различных газет и журналов, в 1970 году -7251, в 2000 году – 26500 печатных изданий. В советские времена по телевидению было 6-7 каналов, то сейчас больше 100. Появился интернет. Порой взрослым трудно справиться с таким количеством информации, разобраться в ней, а уж детям и подавно.

В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у учащихся умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний.

(слайд 2) ^ Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

В 1 классе каждый ученик принёс в школу по 1 книге, и мы создали классную библиотеку. Перед зарядкой и перед прогулкой дети читали книги, и за год каждый прочитал примерно 25 книг в классе. Каждый ученик, прочитав 1 книгу, должен был кратко рассказать о ней всему классу, но так чтобы учащимся захотелось её прочитать – создать рекламу. Кто-то рассказывал просто, кто-то рассказывал, показывая рисунки из книги, кто-то сам рисовал картинку.

С 1 класса проводилась огромная работа по самоуправлению. Художники должны были в пресс центр составлять и рисовать открытки с днём рождения, добавлять интересную информацию, кроссворды, ребусы. Сначала они вырезали из открыток, газет, позднее стали сами писать и составлять из энциклопедий, находить в интернете.

(слайд 3) Со 2 класса при работе с текстом я применяла для себя памятку «Виды работы над текстом на уроках литературного чтения». Это позволило заинтересовать учащихся и разнообразить формы работы над текстом.

Во 2 классе мы с Ниной Витальевной провели внеклассное мероприятие по произведениям Н.Н. Носова для библиотекарей школ города. Мероприятие проходило в форме игры «Что? Где? Когда?» между 2 командами. Перед этим мы изучили 12 произведений Носова. Такие произведения как «Тук-тук». «Мишкина каша» учащиеся читали дома, а в классе я проводила тестирование по презентации через компьютер. (слайд 4) Произведение Н.Н.Носова «Приключения Незнайки» читали в классе я и хорошо читающие учащиеся. О жизни и творчестве автора я рассказала детям по презентации и по фильму, который нашла в интернете. С этого внеклассного мероприятия началась активная работа по формирование умений и навыков работы с учебной литературой и другими источниками информации. В 3,4 классах я стала проводить тематические чтения произведений различных авторов: А.Л. Барто, К. И. Чуковского, В. Ю. Драгунского, А.П.Чехова, А.П. Гайдара, Г.Х. Андерсена. Учащиеся читали эти произведения, сами готовили сообщения об авторах, готовили вопросы и тесты к этим произведениям. По сказкам А.С. Пушкина я задала такое задание: найти недописанную шестую сказку поэта. На следующий урок все учащиеся принесли распечатанную сказку, составили вопросы, тесты и даже презентацию по содержанию сказки о медведихе.

Я научила ученицу Юлю Горшунову находить в интернете презентации по произведениям авторов, так как среди всех учащихся она была намного продвинутым пользователем интернета. Она показывала их в классе по компьютеру. А так как я уже в 1 классе развивала у учащихся дух соперничества, в хорошем понимании этого слова, то многие стали говорить о том, что она умеет пользоваться интернетом, а они нет. Учащиеся стали учиться у Юли, у меня, у родителей, как искать нужную информацию в интернете. Многие купили флешки и приносили на уроки окружающего мира, литературного чтения скаченные презентации, тесты, фильмы и даже голоса птиц.

Когда я давала домашнее задание, то говорила так: «Кто хочет исправить свои отметки, тем нужно подготовить выступление или реферат об авторе, об его произведениях, или дополнительную информацию по изучаемым темам окружающего мира». Сначала учащимся скачивали и распечатывали родители, а дети те, кто желал, те выступали перед детьми, а остальные просто сдавали рефераты для отметок мне. Но тот же дух соперничества, заставил уже всех выступать перед товарищами. За один урок мы не успевали выслушать всех желающих. Но учащиеся читали, не понимая о чём, много и неинтересно. За такие работы я ставила отметки их «родителям», объясняя детям о том, что «краткость-сестра таланта». Позднее учащиеся стали готовить краткие интересные выступления, с вопросами по своему выступлению, с презентацией, которые некоторые учащиеся стали создавать сами.

В виде презентаций учащиеся поздравляли своих товарищей с днём рождения, с Новым годом, меня с 8 марта и Днём учителя и т.п.

По русскому языку я давала такие задания: разбор слова по составу, фонетический разбор, разбор слова, как часть речи, составить однокоренные слова к словам ПАКЛЯ, ДАКТИЛОСКОПИЯ. Учащиеся спрашивали, что означают эти слова, я говорила, что ответ ищите в словаре Ожегова Сергея Ивановича, в энциклопедии, интернете. Ребята находили значение этих и других слов. Позднее это их заинтересовало, и они стали находить такие слова и играть в игру по типу «Города». По окружающему миру изучали тему полезные ископаемые. Каждый ученик получил карточку, на которой было записано одно полезное ископаемое и план рассказа о нём. На следующих уроках учащиеся должны были прослушать выступления своих товарищей и узнать, о каком полезном ископаемом говорилось в выступлении.

В работе по формированию умений и навыков работы с учебной литературой и другими источниками информации мне помогло то, что я развивала у моих учащихся принципы «самости»: "самопознание", ”самоопределение”, "самоорганизация", "самореализация", "самодеятельность", "самоконтроль", "самооценка", "самовнушение", "саморазвитие", "самоуправление".
а) к самопознанию, т.е. достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки; знать как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностных качеств;
б) к самоопределению, т.е. точно знать, что ты хочешь, свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать тебе достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи как на ближайшее время, так и на перспективу;
в) к самоорганизации, т.е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы она давала не только конкретные результаты, но чтобы и сам процесс деятельности давал бы вам удовлетворение, уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если необходимо расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации. Все дети моего класса ходили в кружки, а 3 человека посещали 2 кружка, 1 – три.
г) к самореализации - это умение проявить там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен. Естественно, опираясь, прежде всего, на свои творческие способности;
д) к самодеятельности - это умение проявить инициативу, самостоятельность, независимость;
е) к самоконтролю - это умение личности оптимально адаптироваться применительно к каждому новому виду деятельности. Используя их, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т.е. качественно и эффективно;
ж) к самооценке - это, прежде всего, умение объективно оценивать свои личные качества, т.е. не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности;
з) к самовнушению - это умение внушить, убедить самого себя в чем-либо, и на этой основе подчинить себя, свое поведение своей воле и своему разуму. Это способность на основе самовнушения снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение;
и) к саморазвитию - это умение активно работать над собой, усовершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.
Эти вышеперечисленные качества достаточно полно отражают возможности личности к самоуправлению. Развив эти принципы, учащиеся научились работать с различными источниками информации.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

1. Чтение произведения и определение его жанра.

2. Чтение и пометка непонятных слов.

3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16. Чтение по ролям.

17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

22. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26. Чтение текста голосом героя.

27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

37. Чтение и выполнение тестовой работы.

38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.

42. Чтение, представление и описание героя произведения.

43. Чтение сказки и изменение хода событий.

44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45. Чтение, придумывание продолжения рассказа.

46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

49. Чтение, расшифровка обряда.

50.Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

51.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача школы iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу советской средней школы Магарамкентского муниципального...

Задача школы iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу ярагказмалярской средней школы Магарамкентского...

Задача школы iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу гапцахской средней школы Магарамкентского муниципального...

Задача школы iconЗадача Задача о раскрое
Ставится задача поиска рационального варианта раскроя поступившего в обработку материала

Задача школы iconСегодня на семинаре мы показали вам максимально широкий спектр применения...
Моя задача сегодня познакомить вас с основными направлениями программы информатизации школы, проблемами реализации и перспективами...

Задача школы iconСеминар 1 Задачи. Задача 1
Задача (Задача составлена на основе задачи 12. 5 из Сборника задач к начальному курсу эконометрики Катышева, Магнуса, Пересецкого...

Задача школы iconФормирование нравственности учащихся важнейшая задача школы. Мораль,...
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль, как регулятор поведения личности

Задача школы iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу билбильская средняя общеобразовательная

Задача школы iconФинансовое обеспечение функционирования и развития школы
Финансирование школы (оплата коммунальных услуг, пополнение материально-технической базы, ремонт зданий школы и учебной мастерской)...

Задача школы iconПервая задача распределдения памяти связана с порядком в котором...
Первая задача решается средсвами ос, а вторая – исполняющей системой программы (система поддержки вычислений – run-time)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница