Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год




Скачать 172.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год
страница1/2
Дата публикации26.07.2013
Размер172.48 Kb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > История > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Камень-на-Оби



«ПРИНЯТО»
Руководитель МО

___________ Волкова О. В.
Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор

_________ Семенюк Ю.У.
Приказ № ___ от

«___»_____________2012 г.










Рабочая программа

по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень


на 2012–2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «История Алтайского края» для общеобразовательных учреждений Алтайского края.- Часть II: Средняя школа.- Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.

Составитель: Кулик Лариса Егоровна

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Камень-на-Оби

2012

^ Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Гуманитаризация образования требует обращение к истокам национальной и духовной культуры, постижения уникальности исторического развития, национального мышления в его историческом и географическом аспектах. Обращение к материальной и духовной истории родного края может и должно помощь решить задачу гуманитаризации и гуманизации образования, духовного возрождения. Концепция регионального компонента в содержании обучения может быть реализована как путем систематического и последовательного включения в общеобразовательный курс по истории и культуры Алтайского края. Введение такого курса имеет целью воспитание у учащихся интереса к национальной культуре и бережного отношения к культурному наследию родного края, привитие любви к малой родине.

Цель программы:

Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Задачи программы:

социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию);

обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей края; изучение основ поисковой работы) ;

познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью);

развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).
Особенности исторического и духовного развития Алтайского края связаны со спецификой условий жизни и быта коренного населения Алтайского края, с историей заселения и освоения его территории русскими людьми, переселенцами из Европейской России и уникальностью взаимодействия культур. Поэтому программа включает в себя следующие аспекты:

  1. Культура коренного населения края

  2. Исторический путь развития Алтайского края

  3. Роль выдающихся людей в развитии края

  4. Алтайский край в творчестве художников, композиторов, писателей.


Соотношение содержания материала по истории и культуре Алтайского края определяется с учетом принципа преемственности исторического образования . Изучая предмет учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику столетий, культур, исторически сложившихся социальных систем, позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте народов , населяющих Алтайский край, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории и культуры Алтайского края должно быть ориентированно прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

В основу программы положен принцип историзма, что позволяет придерживаться общепринятой исторической периодизации:

  • История и культура Алтайского края c 16 до 18 века

  • История и культура Алтайского края в 18- начале 20 века

  • История и культура Алтайского края в советский период ( 1917-1990)

  • Современная история и культура Алтайского края


Реализация содержания программы требует широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни края, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации края, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Изучение истории Алтайского края направлено на достижение следующих целей :

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей малой Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах происходящих в крае в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

  • сформировать цельное представление об исторических процессах, протекавших на территории Алтая с древности и до наших дней. Дать развернутую картину эволюции древнейших племен, культур и народов;

  • показать сложение на территории Алтая традиционного хозяйства, наиболее адаптированного к климатическим и географическим условиям; способствовать формированию экологического мышления;

  • показать возникновение, развитие различных религиозных систем и их влияние на культурную и хозяйственную жизнь народов Алтая;

  • формировать умения оперировать полученными знаниями, извлекать их из исторических источников. Давать оценку исторических событий и явлений, раскрывать причинно-следственные связи между ними, сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение, участвовать в дискуссии;

  • формировать навык исторической реконструкции на базе анализа предметов материальной культуры;

  • способствовать формированию уважения к культуре и традициям коренных народов Алтая, а также сознания, исключающего межнациональную вражду.

Преподавание курса «История Алтая» предполагает деятельностный подход к обучению. Он обеспечен наличием учебно-методического комплекса, в программе помимо общих вопросов обозначены проблемы, над которыми работают ученые, а «Пособие для учащихся» дает необходимый исторический материал для попыток самостоятельного разрешения школьниками этих проблем и создания авторского текста по предложенным темам.

Основная часть заданий направлена на развитие способности школьников к сравнению и сопоставлению археологических материалов по определенным основаниям и в целом способствует формированию реконструктивных навыков учащихся. Именно реконструкция – основная процедура, специфичная для развития исторического мышления.

Программа составлена для преподавания предмета «История Алтайского края» в 10-11 классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3».

Курс «История Алтая» предназначена для изучения в старшем звене средней школы. Курс рассчитан на 68 часов (1час в неделю).

Предлагается следующее распределение материала по классам:

Х классах (I часть) –история Алтая с древнейших времен по ХV в.; 34 ч.(1час в неделю).

XI класс (II часть) –история Алтая с XVI в. до наших дней; 34ч.(1час в неделю).

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся на основе программы учебного курса «История Алтайского края» для общеобразовательных учреждений Алтайского края, издательство БГПУ, 1999г. Программа рассчитана на один учебный год.

Данная программа предполагает введение посильных проблемных ситуаций и заданий на основе выделенных общих и специфических черт, сопоставления единых тенденций, закономерностей и проявлений особенностей региональной и местной истории.

Такой подход подразумевает наряду с традиционной урочной формой организацию творческой поисковой работы учащихся, экскурсии, сотрудничество с учреждениями культуры (библиотека, музей, архив).

Активизация процесса обучения может способствовать привлечению учащихся к сбору, обработки рассказов и воспоминаний представителей старшего поколения.

Программа способствует

  • максимальной активизации познавательной деятельности учащихся

  • формированию у них навыков и умений самостоятельной работы

  • развитию исторического мышления

Потенциал краеведения

Занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

История – это история людей;

Корни человека  - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Ожидаемые результаты:

-          факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще (исследовательские работы)

-          высокий уровень познавательной активности;

-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания (социальный проект).

Реализация.

Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями). В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Итогом совместной работы учителя и учеников становятся краеведческие исследования.

При определении краеведческой тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:

•      Должна иметь важное образовательно-воспитательное значение.

•      Раскрывать взаимосвязь страны и края, помогать, глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса.

•      Способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития края.

•      Должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников.

•      Исходить из интересов учащихся и уровня их развития.

Успех исследования определяется следующими факторами:

•      учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий;

•      организуются интересные школьные экспедиции, походы, краеведческие выставки, кружки;

•      соблюдаются принципы добровольности и учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования;

•      осуществляется руководство исследованием ученика, постоянно поддерживается атмосфера поиска;

•      учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися;

•      ученики должны знать и видеть, что результаты их работы бережно хранятся в школе или кабинете истории и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.  

Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:

•      соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

•      научной достоверности;

•      взаимосвязи местного и общеисторического материала;

•      учёта исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

•      систематичности и планомерности в использовании;

•      непосредственного участия школьников в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

•      связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2012-2013 учебный год
Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации на 2012-2013 учебный год. Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др....

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 7 класс 1час...
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 6 класс 1час...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Тип программы: программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2012-2013 учебный год» разработана в соответствии

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconАдминистрация Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского...
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Поспелихинский Центральный сельсовет Поспелихинского...

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconПлан внутришкольного контроля мбоу «Средняя общеобразовательная школа...
Проверка состояния техники безопасности, готовности материальной базы, методического обеспечения

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочей программой...

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 5 класс 1час...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Рабочая программа по истории Алтайского края 11 класс базовый уровень на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «История»
Л. Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. «Россия и мир в XX начале XXI века». 11 класс: учеб для общеобразоват учреждений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница