Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы)




Скачать 187.78 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы)
страница1/2
Дата публикации07.08.2013
Размер187.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.vbibl.ru > История > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

«О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств»

(для основной и старшей школы)

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам подготовить и провести единый урок (день) по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей.

Рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных учреждений, учителям-предметникам, педагогам-организаторам, воспитателям образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Происходящие в российском обществе изменения, свидетельствующие о возрастании роли и значения социальных и политических институтов в отстаивании и достижении национальных интересов, выдвинули качественно новые задачи развития страны. Успешное их решение возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России истории своей страны. Знание истории своей страны предполагает формирование у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Воспитание патриотизма в современном образовательном пространстве выступает как процесс духовного прикосновения к истории и культуре своего народа, его традициям, идеалам на уровне своей семьи, окружающей сферы жизнедеятельности, общества и государства, а также активно-деятельностного, социально мотивированного и творческого участия в решении важнейших проблем современной России. Это связано с тем, что патриотизм неотъемлем от духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость собственной деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В мае 2013 года будет отмечаться знаменательное событие – 68 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., имеющее большое значение не только для нашего народа, но и для всего человечества в целом. В связи с этим гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

Министерство образования и науки Саратовской области рекомендует всем общеобразовательным учреждениям области провести уроки, посвященные Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств.

Уроки данного типа представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующие в своей идее когнитивную, эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

Комплексность воздействия на личность обучающегося достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. В урок целесообразно включить дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

^ Главной целью урока является становление гражданской зрелости подрастающего поколения: формирование у обучающихся гордости за достижения своих стран, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов Содружества Независимых Государств.

Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:

− формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;

− воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа и любви к своей Родине;

− привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;

− становление ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

− принятие национальной идентичности, формирование уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну;

− воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения.

^ Задачи, решаемые при подготовке и проведении уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств:

− расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении победы над фашизмом и величии роли советского народа в сохранении и развитии мировой цивилизации;

− актуализация путей и средств сохранения и освоения исторического наследия Велико Отечественной войны как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти;

− формирование у детей и подростков культуры «прочтения» наследия Великой Отечественной войны, потребности обращаться к урокам прошлого;

− содействие межпоколенческой и межэтнической консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России и стран Содружества Независимых Государств;

− использование опыта старших поколений, героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота;

− воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Великой Отечественной войне, в современной общественной жизни;

− военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности;

− раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил;

− создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

− стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

− вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социально ценной направленности;

− формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

Деятельность педагогов в сфере воспитания патриотизма пред­ставляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриоти­ческого просвещения с организацией патриотически-сообразной дея­тельности, стимулированием гражданского сознания школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательно­го процесса. Данная деятельность может осуществляться в следующих на­правлениях:

  • духовно-нравственное;

  • героико-патриотическое;

  • историко-краеведческое;

  • гражданско-патриотическое;

  • социально-патриотическое;

  • военно-патриотическое;

  • спортивно-патриотическое и др.

При подготовке содержания данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности:

− обучающихся среднего школьного возраста рекомендуется ознакомить с историей Великой Отечественной войны, её причинами, ходом событий и итогами; с подвигом героев войны, в том числе жителей Саратовской области. Можно заслушать информацию о мемориальных комплексах, увековечивающих память героев войны; о судьбах детей в годы войны и их вкладе в дело Победы; о партизанском движении на оккупированной врагом территории; о подвиге городов-героев; о сборе средств в фонд обороны и теплых вещей для воинов, о покупке боевой техники на личные сбережения трудящихся Саратовской области; о деятельности эвакопунктов, организованных в Саратове;

− с обучающимися старшего школьного возраста рекомендуется обсудить вопросы места и роли Великой Победы для мирового сообщества и стран Содружества Независимых Государств; о влиянии личности на ход истории (глава государства, полководцы, простые труженики т.д.); о геноциде фашистской Германии против европейских народов, который подтверждается памятниками скорби (Бухенвальд, Дахау, Освенцим, Саласпилс; Хатынь и пр.); о вкладе Саратовской области в дело Победы; о работе предприятий, эвакуированных на территорию Саратовской области; о выпуске военной продукции предприятиями Саратовской области; о современных молодежных движениях фашистского толка, в том числе на территории Саратовской области.

При проведении урока необходимо сделать акцент на интернациональный аспект Победы.  Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся против фашизма. С этой целью рекомендуется создание фотовыставки «Города-герои»,  «И помнит  мир  спасенный…», организовать вечер-встречу с участниками войны, тружениками  тыла и бывшими узниками концлагерей.

Целесообразно при проведении торжественных мероприятий в учреждениях образования использовать государственную символику, атрибуты, ритуалы в соответствии с письмом Министерства образования  и науки по пропаганде государственной символики.

Особое внимание следует уделить адекватному подбору приемов и методов проведения урока (преимущественно интерактивного характера), которые способствовали бы формированию и развитию социально значимых ценностно-смысловых компетенций детей и подростков, направляющих их личностное, социальное и профессиональное самоопределение, а именно:

− национального достоинства;

− толерантного отношения к членам социума;

− активной жизненной позиции;

− любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье;

− готовности к защите своего Отечества;

− чувства ответственности перед собой и другими;

− социальной мобильности.

В связи с этим целесообразно опираться на ведущие, приоритетные виды деятельности обучающихся:

для 5-8-х классов – игровая и дискуссионная деятельность. ^ Возможные приемы и формы работы: маршрутная игра, квест-игра, виртуальное путешествие, викторина, ситуационно-ролевая игра, диспут, дискуссионный клуб, эвристическая беседа, интернет-журнал, живая газета, литературно-художественная композиция, памятная встреча, создание мультимедийной презентации, создание исторической панорамы, создание сетевой «Стены памяти», создание книги в 3 D;

для 9-11-х классов – дискуссионная, дискурсивная и проектная деятельность. ^ Возможные приемы и формы работы: заседание военно-исторического клуба, ситуационный анализ (кейс-метод), дискуссионные качели, дебаты, круглый стол, судебное заседание, философский стол, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, тематическая лекция, создание виртуального музея, агитбригада, мультимедийная историческая справка, защита проектов, презентация результатов исследовательской деятельности, организация тематической фотовыставки.

Выбор темы урока зависит от возрастных категорий, от особенностей конкретного класса.

^ Примерные темы уроков для обучающихся основной и старшей школы:

− Памяти павших будьте достойны!

− Война в судьбе моей семьи.

− Великая Победа в истории стран Содружества Независимых Государств.

− Спасибо деду за Победу!

− И помнит мир спасенный…

− В жизни есть место подвигу.

− Саратовцы – герои Советского Союза.

− Здесь жил герой.

− Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют!

− Есть такая профессия – Родину защищать.

− Знамя Победы.

− Города – герои.

− В небе – «ночные ведьмы».

− У войны – неженское лицо.

− Дорогами войны.

− Поэты, вдохновленные войной.

− Наука и искусство в годы Великой Отечественной войны.

− Война глазами детей.

− Детство, опаленное войной.

− Мы – внуки страны, победившей фашизм!

− Подвиг твой бессмертен, солдат.

− Воинская слава отцов и молодых воинов России.

− Память, которой не будет конца.

− Листая памяти страницы…

− Я памятью к войне вернусь…

− Книга памяти рассказывает...

^ Примерные вопросы для организации дискуссионного взаимодействия обучающихся основной и старшей школы на уроке:

− Перечислите героев, известных вам из ратной истории России и Советского Союза.

− Мы часто слышим в жизни такие слова: «совершил героический поступок», «подвиг», «героический человек». Что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

− Какой смысл вы вкладываете в понятия: «воля», «мужество», «героизм»?

− Как вы считаете, что вело советских воинов на подвиг, что рождало их массовый героизм? Жажда славы или нечто другое?

− Подготовьте короткую речь по теме «Личность и защита Отечества» и произнесите ее перед публикой (классом).

− Как вы считаете, в чем проявился героизм советских воинов в первые дни войны?

− Подготовьте творческое сообщение по теме «Герой в моей семье».

− Попытайтесь охарактеризовать собирательный образ героя.

− Какие личностные качества в годы войны были для солдата главными?

− Защитник Родины: каким ему быть?

− С какого героя из представленных серий вы хотели бы брать пример?

− В чем нравственные истоки героизма наших солдат в Великой Отечественной войне? Что вело их в бой?

− Каковы признаки патриотизма? Как он проявляется в мирной и боевой обстановке?

− Как российскую молодежь готовят к военной службе в наши дни?

− Что вы знаете о полководцах Великой Отечественной войны?

− Выскажите свое предположение о том, чем был обусловлен выбор военной профессии в военные и послевоенные годы? А в наши дни?

− Вспомните, как велась борьба с внутренними врагами (диверсантами, бандитами, разведчиками) во время войны?

− Расскажите о членах вашей семьи, знакомых, которые посвятили себя служению Родине.

− Охарактеризуйте понятие «воинская дисциплина». В чем, на ваш взгляд, проявляется ее сущность и значение?

− Подготовьте творческое сообщение по теме «Наши выпускники на службе Отечества».

− Какие военные специальности вы знаете?

− Многие считают, что профессия военного окутана романтикой. На ваш взгляд, в чем проявляется романтика армейской службы?

− Каковы особенности воинского долга в современных условиях?

− Отразите значение великой Победы в формировании личности будущих поколений.

− Как вы считаете, какой вклад внесла ваша семья в дело Победы?

− Что значит быть патриотом сегодня?

− Назовите самые яркие страницы истории Великой Отечественной войны.

− Что вы знаете о том, как работали и воевали жители вашего микрорайона (поселка, города, области) в период Великой Отечественной войны?

− Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Какие промышленные предприятия были в то время в вашем городе? Как они были связаны с фронтом?

− Расскажите, как празднуется день Победы в вашей семье.

− Подготовьте творческое сообщение «Наш край в годы войны».

− Подумайте и постарайтесь охарактеризовать морально-психологическое состояние советского общества в годы войны.

− Какие силы питали патриотизм русского народа?

− Какие события и персоналии ассоциируются у вас с понятием "русский солдат" и "русский характер"? Назовите источники Ваших знаний.

− Какие черты "русского характера" кажутся вам типичными и определяющими?

− С учетом увиденного в фильмах, проанализируйте мужские и женские образы «защитников Отечества», героев представленных вам сюжетов.

− Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

− Расскажите о судьбе ваших родственников в годы войны.

− После просмотра попытайтесь определить, как бы вы поступили на месте героя документального фильма?

− Как вы оцениваете боевые подвиги своих земляков? Какие выводы вы сделали для себя лично?

− Каких писателей и поэтов военных лет вы знаете из уроков истории и литературы?

− Для стихотворного произведения очень важен выбор темы. На ваш взгляд, какие темы военной литературы и поэзии являются главными?

− Прослушайте произведения военных лет и узнайте историю их создания. Какие чувства и мысли возникают у вас при прослушивании этих произведений?

− Почему в народе часто говорят «Песня – друг солдата»?

− Какую роль в формировании личности гражданина и патриота играет литература (музыка, изобразительное искусство, кино)?

− Как вы можете прокомментировать известные строки А.С. Пушкина «Поэт в России – больше, чем поэт»?

− Какие трудности выпали на долю женщин в период Великой Отечественной Войны?

− Какими профессиями (в том числе военными) овладели женщины в годы Великой Отечественной Войны?

− Что вы знаете из уроков истории о военных подвигах женщин?

− Расскажите о славном военном прошлом ваших бабушек и прабабушек.

− Перечислите основные личностные качества, которые, на ваш взгляд, были необходимы для победы.

− Знаете ли вы истории о том, как во время войны и в другие тяжелые моменты жизни матери спасали своих детей?

− Как вы думаете, что было труднее для женщины того времени: воевать на фронте или работать в тылу?

− Сделайте выводы о том, какой смысл вкладывается в словосочетание «характер русской женщины».

− Чему бы вы хотели поучиться у женщин военного времени?

− Что вы знаете о том, как складывалась семейная жизнь женщин во время и после войны?

− Когда возникло партизанское движение? Какие особенности партизанского движения вам известны из уроков истории?

− Многие считают, что жизнь в партизанском отряде была более «спокойной», нежели на передовой линии фронта. А как считаете вы?

− Какие трудности мог испытывать ребенок, который жил в партизанском отряде?

− Знаете ли вы детей-героев, которые принимали участие в партизанской войне?

− Были ли в вашей семье участники партизанского движения? Расскажите о них.

− Что вы знаете о жизни мирных жителей в тылу врага?

− На каких работах использовались граждане Советского Союза, угнанные в Германию?

− Какие сведения об «арийской теории» вы узнали из курса истории Отечества?

− Как могла сложиться судьба детей и молодых людей, угнанных в Германию?

− Каким должно быть детство человека, чтобы он на всю жизнь сохранил о нем светлые воспоминания?

− Выскажите свое мнение о том, какое влияние могло оказать пребывание в концлагере на физическое и психологическое развитие ребенка?

− Что вы знаете из уроков истории о фашистском плане «Ост»?

− Некоторые граждане нашей страны считают возможным узаконивание деятельности профашистских организаций. Выскажите ваше мнение по этому поводу. О деятельности каких организаций подобного толка вам известно?
Данный урок не ограничивается условными временными рамками, т.е. теми 40 минутами, которые предусмотрены на его проведение. В качестве социально значимого результата этого урока могут выступить:

− конкурсы рисунков и плакатов, патриотической и военной песни;

− концертные программы;

− хроники, летописи, альманахи и сборники с материалами о войне;

− организация поисковой работы; несение Вахты Памяти у мемориальных обелисков, памятников;

− оказание помощи ветеранам и инвалидам войны;

− организация экскурсий и туристических походов по местам боевой славы;

− посещение музеев;

− пополнение музейных экспозиций результатами исследовательской деятельности;

− Памятные дни, встречи и слеты детей и молодежи с ветеранами войны и труда в годы войны.

^ Методическими условиями успешного проведения урока являются:

− опора на местный краеведческий материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей;

− возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.);

− приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных войн и других боевых действий;

− использование социокультурных возможностей города (села) при проведении занятия;

− максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», писем и военной корреспонденции, военной хроники, фрагментов документальных и художественных фильмов о войне.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconРекомендации по подготовке и проведению в общеобразовательных учреждениях...
В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у обучающихся гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине,...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconНациональные писатели о русском языке и русск
Великой Победы 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых государств в соответствии с письмом Департамента государственной политики...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconРекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств»...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconО проведении мероприятий, посвященных праздникам Весны и Труда, 67-ой...
Утвердить график ответственных дежурных по Администрации городского поселения Свердловский в период с 28 апреля по 2 мая и с 5 по...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Ональной организации документационного обеспечения общеобразовательных учреждений системы образования Министерством образования Российской...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconО подготовке и проведении в 2012 году мероприятий, посвящённых празднованию
Красноперекопской райгосадминистрации от 02 апреля 2012 года №149 «О подготовке и проведении в 2012 году в Красноперекопском районе...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconКонцепция создания Центра сбора и анализа информации по безопасности...
Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях и Рамочной программой сотрудничества государств...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconО межгосударственной выставке, посвященной 20-летию Содружества Независимых Государств
Независимых Государств от 17 сентября 2010 года в городе Москве на территории Всероссийского выставочного центра 28 июня – 3 июля...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconО новых статистических изданиях Статкомитета СНГ
В рамках мероприятий, посвященных Году Содружества Независимых Государств и 15-летию образования СНГ межгосударственный статистический...

Методические рекомендации «О проведении в общеобразовательных учреждениях уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств» (для основной и старшей школы) iconВ межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств
Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О внесении изменений и дополнений в Положение о Межгосударственном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница