«Прикладная социология»




Скачать 179.74 Kb.
Название«Прикладная социология»
страница1/2
Дата публикации18.08.2013
Размер179.74 Kb.
ТипКонтрольная работа
www.vbibl.ru > История > Контрольная работа
  1   2



Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Туле

Контрольная работа
По дисциплине: «Прикладная социология»
На тему: «Социальные конфликты»

Вариант 24



Исполнитель: Кутюрина С.С.

Специальность: БУА и А

Группа: 3 курс 1 поток вечер

№ зачетной книжки: 04 убд 13340

Проверила: Савина Л.В.

Тула 2007г.
Содержание
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2.Сущность и характеристики конфликтов. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-13

3.Способы разрешения социальных конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-16

4.Коментарий к высказыванию Р. Дарендорфу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

5.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

6.Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Введение
Социальные конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом анализа еще древних историков и мыслителей. Каждый конфликт не оставался бесследным. Многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В XIX и XX вв. эта проблема стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложность специальное направление, которое ныне носит название «социология конфликта». Хотя конфликтные процессы мало кто одобряет, но большая часть населения вольно или невольно в них участвует. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются определить друг друга, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходном состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни, не которые из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Возникновение новых социальных групп предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частным применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Сущность и характеристики конфликтов
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт – неотъемлемая часть бытия, источник происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильные. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворяющие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразоваться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, стимулирует инновационную активность личности, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. Если происходит ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, можно считать, что конфликты выполняют негативную функцию.

Немецкий социолог Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».

Немецкий социолог либеральной ориентации Ральф Дарендорф создал теорию «конфликтной модели общества» исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт в каждый момент. Он рассматривал причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов.

Любое общество, по его мнению, опирается на принуждение его членов другими. Для субъектов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизмы. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им противоречия, безусловно, создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Именно интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необходимо прежде всего понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта. И здесь Дарендорф выделяет объективные и субъективные интересы. Они, по его мнению, обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются «обе стороны» конфликта.… Но эти стороны пока не являются в буквальном смысле социальной группой, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорф называет их квазигруппами.

Второй этап развития конфликта состоит в непосредственном осознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов и тех самым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации групп интересов.

Третий этап заключается в непосредственных столкновениях тех или иных «идентичных» групп (например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.). Если идентичность отсутствует, то конфликты неполные, т.е. до конца не сформировались. Дарендорф утверждает: «в целом каждый конфликт достигает своей окончательной формы лишь тогда, когда участвующие элементы…идентичны».

Дарендорф утверждает, что конфликты – это все пронизывающие компоненты общественной жизни. Их не возможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты – источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют застаиваться обществу, так как постоянно создают социальное и психологическое напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Льюис Козер в работах «Функции социальных конфликтов», «Продолжение исследования социального конфликта» и других обосновывает свою теорию позитивно – функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.

Л.Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство и вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и другими социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается через разного рода конфликты. Исходя из состояния общества Козер дает классификацию социальных конфликтов. Он отмечает, что в закрытых обществах социальные конфликты могут разрешать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытых обществах конфликтам дается выход, что смягчает напряженность. Они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

Американский социолог Кеннет Эдвард Боулдинг в работе «Конфликт и защита: общая теория» констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению Боулдинга, конфликт – это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодаливать или ограничивать.

Причинв конфликтов в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп:

  1. Различия в целях; разное представление о ценностях;

  2. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования; различия в манерах поведения и жизненном опыте;

  3. Низкий уровень коммуникации;

  4. Низкое качество документов, работ или продукции;

  5. Взаимозависимость заданий;

  6. Отсутствие или неконкретность должностных инструкций;

  7. Некомпетентность;

  8. Низкая культура поведения и т.д.

В литературе высказывают две точки зрения: одна – о вреде социального конфликта, друга – о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов.



^ Позитивные функции

Негативные функции

1.     Не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменениям, открывает дорогу к инновациям

2.     Играет информационную роль, позволяющую получить информации об оппоненте

3.     Способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников

4.     Стимулирует активность

5.     Развивает чувство ответственности, осознание своей значимости

6.     Выявляют достоинства и недостатки людей

7.     Снимает напряженность

8.     Выполняет диагностическую функцию

1.     Ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины

2.     Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами

3.     Материальные и эмоциональные затраты

4.     Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем

5.     Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга

Представление о функциях конфликта у конфликтологов неоднозначное. Некоторые ученые насчитывают около 30 функций конфликта.

Ростовский исследователь Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую».

В литературе встречаются и другие классификации функций.

Отметим прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся субъектов.

Другая всеобщая функция конфликта - интегративная. Конфликт способствует интеграции, объединению людей, установлению стабильности в обществе. Разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений.

Одна из общих функций конфликта - функция стимулирования адаптации субъектов конфликта к изменяющейся среде. Социальным группам, индивидам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.

Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта суда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник. Затем, что не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей.

Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом социального конфликта является человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствие со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Поскольку очень часто потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, поскольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, « группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступали исключительно представители государственных структур власти.

Известный специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил три вида социальных групп:

Первичные группы – это непосредственные участники конфликтов, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

Вторичные группы – те, кто стремиться быть не замешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.

Третьи группы – силы, заинтересованные в разрешение конфликта.

Следует заметить, что социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.

Исследователи выделяют несколько этапов в развитии конфликта.

1. Начальная фаза:

  • возникновение разногласий;

2. Фаза подъема:

  • нарастание напряженности;

  • конфликтное взаимодействие;

3. Пик конфликта:

  • эскалация конфликта;

4. Спад конфликта:

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Прикладная социология» icon«Прикладная социология»
«Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»

«Прикладная социология» iconКурсовая работа Кафедра «Прикладная социология»
Шаленко В. Н. Производственные забастовки как объект социального анализа // социс 1990 №7

«Прикладная социология» icon«Прикладная социология»
Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе

«Прикладная социология» iconКолоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная
Социология – относительно молодая дисциплина. С момента появления термина «социология» прошло чуть более 170 лет

«Прикладная социология» iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

«Прикладная социология» iconМосковский Государственный Социальный Университет Институт Социологии...
Таким образом, накопленный научный потенциал страны стремительно сводится на нет, а новый не накапливается вовсе, т к множество студентов,...

«Прикладная социология» iconКультурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....

«Прикладная социология» icon«Прикладная социология». Отчет по социологическому исследованию на тему
Девушек и юношей было опрошено поровну. Хотя выводы, сделанные на основе этих данных, нельзя распространять на всех молодых людей...

«Прикладная социология» iconКонтрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука
Практическое задание

«Прикладная социология» icon лекция № Социология как наука     Предмет, объект, функции и методы социологии
Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница