Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война»




Скачать 171.18 Kb.
НазваниеУроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война»
страница1/2
Дата публикации10.04.2013
Размер171.18 Kb.
ТипУрок
www.vbibl.ru > История > Урок
  1   2
Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации городского округа

«Город Волжск»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

имени А.С. Пушкина г. Волжска РМЭ

Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке»
Конспект открытого мероприятия

Мастер-класс по теме:
«Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война»
Авторы:

Яковлева Юлия Вячеславовна

Учитель истории и обществознания

I квалификационная категория
г. Волжск

2012 г.


Тема «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война»
Цель: показать эффективность использования приемов групповой формы работы на уроках истории на основе собственного опыта и имеющихся методических материалах и конкретно в рамках темы Великой Отечественной войны с учетом психолого-педагогической диагностики

Задачи:

  • Предложить психолого-педагогическую классификацию деления учащихся на группы на уроках истории.

  • Познакомить педагогов с приемами групповой работы с учетом психолого-педагогической диагностики на уроках истории.

^ Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: Групповая деятельность.

Время: 20 минут

План – алгоритм проведения мастер класса:
1.Приветствие участников мастер-класса (Содержание: самопредставление начинается с краткого стихотворения, вручения небольших презентов)
2. Презентация педагогического опыта:

- краткая характеристика группового метода;

- обоснование результатов проведенной диагностики;
3. Представление системы учебных занятий (Содержание: учителям – слушателям раздаются подготовленные папки, в которых предоставлен весь раздаточный дидактический материал, необходимый для имитации игры*):

- определение основных приемов работы

- демонстрация основных приемов работы

- проведение имитационной игры (Содержание: участники мастер-класса одновременно выступают в двух ролях: учащиеся экспериментальной группы и эксперты, мастер выполняет роль консультанта, организует групповую работу слушателей, учителя – слушатели выполняют работу по сконструированному, дидактическому материал)
4. Рефлексия:

- определение проблем и перспектив в дальнейшей работе

- проведение дискуссии по результатам совместно работы.
*Дидактические папки вручаются учителям – слушателям, для использования на своих уроках.

^ Ход мастер-класса
1.Приветствие участников мастер-класса (Содержание: самопредставление начинается с краткого стихотворения, вручения небольших презентов)

Обучить нелегкая задача, научить – задачка потрудней. Только тот учитель настоящий, кто легко справляется и с ней! 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Яковлева Юлия Вячеславовна. Мой педагогический стаж – 14 лет. Первая квалификационная категория. В рамках данного семинара я хочу поделиться опытом в организации групповой работы на уроках истории.

Цель мастер-класса – показать эффективность использования приемов групповой формы работы на уроках истории на основе собственного опыта и имеющихся методических материалах и конкретно в рамках темы Великой Отечественной войны с учетом психолого-педагогической диагностики
2. Презентация педагогического опыта:

- обоснование результатов проведенной диагностики;

- краткая характеристика группового метода;
^ Обоснование результатов проведенной диагностики
Ссылаясь на труд М. Поташника «Требования к современному уроку», становится очевидным, что «… одной из основ выбора методики группового обучения является знание возможностей детей» (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С. 28). Он проводит аналогию, что «….если берется материал камень, то орудие труда - лом, если дерево – то рубанок, стамеска».

Параметров, характеризующих ребенка, много, начинать надо с учета главных, постепенно увеличивая их число. Назовем некоторые из параметров. Это доминирующий канал восприятия учебного материала (то есть сколько в классе детей, преимущественно воспринимающих глазами – визуалы, ушами – аудиалы, руками – кинестетики). Далее, сколько в классе левополушарных, правополушарных. Как дети делятся по темпераменту (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). М. Поташник предлагает провести диагностику психологической службе школы. Я цитирую: «….диагностика детей каждого класса по параметрам – прямая функция школьных психологов, которые должны изучив детей, представить их интегративные характеристики по классам каждому учителю» (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С.29), но в нашей школе классные руководители сами провели диагностику. Данные сложили в тетради своих поурочных планов. Каждый учитель обращается к результатам диагностики при планировании 3-4 уроков. Считаю, что в следующем году можно будет перейти к более интегративным характеристикам, например, к когнитивным стилям мышления. Анализу данных параметров как раз и обучали на курсах повышения квалификации, которые проходили с 1.12.2011 по 14.12.2011 г. на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по программе «Организация и содержание экспериментальной и научно-методической работы ОУ».

М. Поташник предложил собственную диагностику изучения личности школьника (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С. 223 (Приложение 3).

^ Краткая характеристика группового метода
Групповой метод – это процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие. Так как существует неуклонный рост разнообразия диапазона различий между учащимися, обладающих различными возможностями развития, групповой метод позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся.

В рамках классно-урочной системы я широко применяю различные формы организации групповой деятельности: фронтальная работа в классе, работа в статистичных парах, групповая работа, основанная на принципах дифференциации, межгрупповая работа. Но использую больше всего групповую работу, основанную на принципах дифференциации. В процессе учебной деятельности можно варьировать композиции групп, обращая особое внимание на два ее варианта: гомогенный (однородный) и гетерогенный (разнородный). Гомогенная композиция группы делает ее сплоченней, работоспособной, и позволяет успешнее решать сравнительно простые, однообразные задачи в течение длительного времени. Гетерогенная – позволяет решать новые, сложенные задачи, требующих разные подходы к их решению. Хотя М. Поташник считает использование гомогенной композиции нецелесообразной.

В зависимости от целей урока я сама делю класс на группы. В качестве оптимальной, по величине, группа – это 5-6 человек. Аргументы для этого количественного состава:

  • в группе всегда можно удачно распределить функции между ее членами.

  • в подобной величине группе сравнительно редко наблюдается эффект групповой поляризации.

  • в конечном итоге группа может поделиться на две половины, каждая из которых может придерживаться прямо противоположного мнения.

  • группа может сохранить свою работоспособность при отсутствии одного человека.

  • в группе такого количества сохраняется непринужденная, ненапряженная обстановка.

  • группа такого размера – вполне управляема со стороны учителя.


3. Представление системы учебных занятий

В рамках мастер-класса я предлагаю продемонстрировать приемы работы с гомогенными группами. Для этого предлагаю вам, уважаемые коллеги, разбиться на группы по 5-6 человек.
Первый вариант

Учитель формирует группы по признаку доминирующего

канала восприятия учебного материала.

Тема урока: Международное положение СССР накануне Великой Отечественной войны.

Тип урока: изучение нового материала.

Этап урока: закрепление

На данном этапе урока каждой группе предлагаются карточки-задания, содержание карточек неоднородное, но соответствует теме урока. Форма работы по закреплению различна, в соответствии выраженному доминирующему каналу восприятия.
Слушателям - учителям я раздаю карточки, в процессе работы над которыми, я привожу характеристику различным формам и видам заданий.

Группа №2 «Визуалы»

Группа №1 «Аудиалы»

Группа №3 «Кинестетики»

Группы №2 «визуалы» (Приложение 1)
На основе предложенного исторического источника:

  • Составьте хронологическую таблицу событий вокруг Халхин-Гола.

  • По количеству военных трофеев определите масштабы боевых операций.

Сообщение советской печати о ликвидации остатков японо-маньчжурских войск в приграничной полосе МНР. По сообщению штаба монголо-советских войск в МНР, с 5 по 17 августа в районе к востоку от реки Халхин-Гол между монголо-советскими и японо-маньчжурскими войсками происходили стычки небольших разведывательных групп. Японская авиация за этот период несколько раз пыталась проникнуть на территорию МНР, но эти попытки отражались монголо-советской авиацией. 17 августа японо-маньчжурские войска, накопив новые силы, атаковали позиции монголо-советских войск на восточном берегу реки Халхин-Гол, в шести километрах восточнее этой реки, стремясь занять ряд господствующих высот. 18,19 августа монголо-советские войска отбили все атаки японо-маньчжурских войск и отбросили их на исходные позиции. 20 августа монголо-советские войска перешли в наступление по всей линии к востоку от реки Халхин-Гол. В течение 21-28 августа японо-маньчжурские войска были ликвидированы. На сторону монголо-советских войск добровольно перешло 294 маньчжура с оружием, во главе с офицерами 14-го пехотного полка 1-й смешанной бригады маньчжурских войск. При ликвидации японо-маньчжурских частей советско-маньчжурскими частями захвачено:

  • орудий 155-мм – 5,

  • орудий – 150-мм – 7,

  • орудий 105-мм – 12,

  • орудий 122-мм – 3,

  • орудий 75-мм – 50,

  • орудий 37-мм – 67,

  • станковых пулеметов – 67,

  • ручных пулеметов – 98,

  • миномета – 36,

  • винтовок – 9000,

  • снарядов – 12000,

  • танков – 8,

  • бронемашин – 8,

  • тракторов – 14,

  • машин грузовых – 68,

  • машин легковых – 19.

  • в ряде воздушных боев было сбито монголо-советской авиацией – 164 японских самолета, из них истребителей – 123, бомбардировщиков – 36, многоместных штабных самолетов – 5


«Правда», 1 сентября, 1936 год.

Группа №1 «аудиалы» (Приложение 2, 3)
На основе рассказа учителя ответить на вопросы теста:

Тест

  1. Германский план нападения на СССР предусматривал:

    1. расчленение СССР на отдельные государства

    2. сохранение СССР как единого государства

    3. колонизацию Германией территории СССР

    4. уничтожение единого государства и колонизацию Европейской части СССР




  1. План «Барбаросса» не предусматривал:

    1. превращение СССР в военного союзника Германии

    2. «молниеносной войны»

    3. Присоединения Европейской части СССР к Германии

    4. Выхода фашистских войск на линию Архангельск – Волга через 6 – 8 недель после начала войны




  1. К причинам поражения Красной Армии в начале войны нельзя отнести:

    1. плановую экономику

    2. отсутствие больших воинских сил у границы

    3. недостаточную мобилизацию сил

    4. ослабление командного состава в ходе репрессий




  1. В первый месяц Великой Отечественной войны упорное сопротивление врагу оказали войска города:

    1. Минска

    2. Выборга

    3. Риги

    4. Бреста




  1. Высшим государственным органом управления, сосредоточившим всю полноту власти, стал (стала):

    1. Государственный Комитет Обороны

    2. Верховный Совет СССР

    3. Ставка Верховного Главнокомандования

    4. Народный комиссариат обороны




  1. Какое необычное обращение использовал в своей речи И.В. Сталин ?

    1. «Граждане…»

    2. «Товарищи…»

    3. «Братья и сестры…»

    4. «Дамы и господа…»




  1. В августе 1941 г. Ставкой Верховного Главнокомандования был издан приказ № 270, главным пунктом которого было:

    1. объявление советских военнопленных изменниками Родины и введение наказаний для членов их семей

    2. улучшение материального положения членов семей погибших воинов

    3. введение трудовой мобилизации населения прифронтовых областей

    4. формирование штрафных батальонов




  1. Какой орган был создан 23 июня 1941 г. для оперативного управления войсками ?

    1. Ставка Главного Командования

    2. Ставка Верховного Командования

    3. Ставка Верховного Главнокомандования

    4. Государственный Комитет Обороны




  1. В конце марта 1942 г. был принят план летней кампании Красной Армии на Украине, в Крыму и других районах. Главным просчетом этого плана было:

    1. одновременное решение двух несовместимых задач: оборона и наступление

    2. отсутствие точных сведений о планах противника

    3. переход к глубокоэшелонированной обороне

    4. переброска значительных сил на Дальний Восток




  1. При разработке плана кампании Красной Армии на 1942 г. опирались на ложные сведения о том, что Гитлер готовит главный удар на:

    1. Крым

    2. Сталинград

    3. Москву

    4. Урал




  1. Какой город в 1941 г. советские войска удерживали два месяца ?

    1. Смоленск

    2. Брест

    3. Киев

    4. Керчь




  1. Когда начался первый этап наступления немецких войск на Москву ?

    1. 22 июня 1941 г.

    2. 30 сентября 1941 г.

    3. 5 декабря 1941 г.

    4. 1 сентября 1941 г.


Группа №3«кинестетики» (Приложение 4)
Перед вами контурная карта, текст договора и атлас:

  • по тексту договоров между СССР и Германией, заключенных в августе и сентябре 1939 г., отметьте на карте границы сфер влияния этих государств в Европе.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconУроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «добро и зло»
Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке»

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconВеликая Отечественная война: Оккупация. Страшные подробности
Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная...

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» icon«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова
Четыре долгих года, 1418 дней длилась на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года...

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconИнститут военной истории министерства обороны российской федерации военно-исторический центр
Редакционная коллегия серии сборников документов «великая отечественная война 1941—1945 гг.»

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconПлан. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей»
Чем дальше в прошлое уходит война, тем более значимым для нас становится подвиг советского народа в Великой Отечественной войне,...

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconВасильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе...
В истории изучения отражения реальных исторических событий в художественных произведениях распространено мнение, что для полного...

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconУроке истории и обществознания. Тема «Здоровьесберегающие технологии...
«Личностно ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории и обществознания»,...

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» icon3. Наизусть. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Я встретил вас». Билеты...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconГражданско-патриотическое воспитание
«Великая Отечественная война 1941-1945 -экспозиция «Культурное наследие Тамбовского края»

Уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» iconРайонный конкурс детских рисунков
«Великая Отечественная война 1941- 1945 г г глазами детей» посвящённого 70-летию освобождения Новоалександровского района от немецко-фашистских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница