Скачать 171.18 Kb.
|
Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С. Пушкина г. Волжска РМЭ Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» Авторы: Яковлева Юлия Вячеславовна Учитель истории и обществознания I квалификационная категория г. Волжск 2012 г. Тема «Использование групповых методов работы на уроках истории по разделу «Великая Отечественная война» Цель: показать эффективность использования приемов групповой формы работы на уроках истории на основе собственного опыта и имеющихся методических материалах и конкретно в рамках темы Великой Отечественной войны с учетом психолого-педагогической диагностики Задачи:
^ : Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: Групповая деятельность. Время: 20 минут План – алгоритм проведения мастер класса: 1.Приветствие участников мастер-класса (Содержание: самопредставление начинается с краткого стихотворения, вручения небольших презентов) 2. Презентация педагогического опыта: - краткая характеристика группового метода; - обоснование результатов проведенной диагностики; 3. Представление системы учебных занятий (Содержание: учителям – слушателям раздаются подготовленные папки, в которых предоставлен весь раздаточный дидактический материал, необходимый для имитации игры*): - определение основных приемов работы - демонстрация основных приемов работы - проведение имитационной игры (Содержание: участники мастер-класса одновременно выступают в двух ролях: учащиеся экспериментальной группы и эксперты, мастер выполняет роль консультанта, организует групповую работу слушателей, учителя – слушатели выполняют работу по сконструированному, дидактическому материал) 4. Рефлексия: - определение проблем и перспектив в дальнейшей работе - проведение дискуссии по результатам совместно работы. *Дидактические папки вручаются учителям – слушателям, для использования на своих уроках. ^ 1.Приветствие участников мастер-класса (Содержание: самопредставление начинается с краткого стихотворения, вручения небольших презентов) Обучить нелегкая задача, научить – задачка потрудней. Только тот учитель настоящий, кто легко справляется и с ней! Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Яковлева Юлия Вячеславовна. Мой педагогический стаж – 14 лет. Первая квалификационная категория. В рамках данного семинара я хочу поделиться опытом в организации групповой работы на уроках истории. Цель мастер-класса – показать эффективность использования приемов групповой формы работы на уроках истории на основе собственного опыта и имеющихся методических материалах и конкретно в рамках темы Великой Отечественной войны с учетом психолого-педагогической диагностики 2. Презентация педагогического опыта: - обоснование результатов проведенной диагностики; - краткая характеристика группового метода; ^ Ссылаясь на труд М. Поташника «Требования к современному уроку», становится очевидным, что «… одной из основ выбора методики группового обучения является знание возможностей детей» (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С. 28). Он проводит аналогию, что «….если берется материал камень, то орудие труда - лом, если дерево – то рубанок, стамеска». Параметров, характеризующих ребенка, много, начинать надо с учета главных, постепенно увеличивая их число. Назовем некоторые из параметров. Это доминирующий канал восприятия учебного материала (то есть сколько в классе детей, преимущественно воспринимающих глазами – визуалы, ушами – аудиалы, руками – кинестетики). Далее, сколько в классе левополушарных, правополушарных. Как дети делятся по темпераменту (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). М. Поташник предлагает провести диагностику психологической службе школы. Я цитирую: «….диагностика детей каждого класса по параметрам – прямая функция школьных психологов, которые должны изучив детей, представить их интегративные характеристики по классам каждому учителю» (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С.29), но в нашей школе классные руководители сами провели диагностику. Данные сложили в тетради своих поурочных планов. Каждый учитель обращается к результатам диагностики при планировании 3-4 уроков. Считаю, что в следующем году можно будет перейти к более интегративным характеристикам, например, к когнитивным стилям мышления. Анализу данных параметров как раз и обучали на курсах повышения квалификации, которые проходили с 1.12.2011 по 14.12.2011 г. на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по программе «Организация и содержание экспериментальной и научно-методической работы ОУ». М. Поташник предложил собственную диагностику изучения личности школьника (Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 .- 272 с. - С. 223 (Приложение 3). ^ Групповой метод – это процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие. Так как существует неуклонный рост разнообразия диапазона различий между учащимися, обладающих различными возможностями развития, групповой метод позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся. В рамках классно-урочной системы я широко применяю различные формы организации групповой деятельности: фронтальная работа в классе, работа в статистичных парах, групповая работа, основанная на принципах дифференциации, межгрупповая работа. Но использую больше всего групповую работу, основанную на принципах дифференциации. В процессе учебной деятельности можно варьировать композиции групп, обращая особое внимание на два ее варианта: гомогенный (однородный) и гетерогенный (разнородный). Гомогенная композиция группы делает ее сплоченней, работоспособной, и позволяет успешнее решать сравнительно простые, однообразные задачи в течение длительного времени. Гетерогенная – позволяет решать новые, сложенные задачи, требующих разные подходы к их решению. Хотя М. Поташник считает использование гомогенной композиции нецелесообразной. В зависимости от целей урока я сама делю класс на группы. В качестве оптимальной, по величине, группа – это 5-6 человек. Аргументы для этого количественного состава:
3. Представление системы учебных занятий В рамках мастер-класса я предлагаю продемонстрировать приемы работы с гомогенными группами. Для этого предлагаю вам, уважаемые коллеги, разбиться на группы по 5-6 человек. Первый вариант Учитель формирует группы по признаку доминирующего канала восприятия учебного материала. Тема урока: Международное положение СССР накануне Великой Отечественной войны. Тип урока: изучение нового материала. Этап урока: закрепление На данном этапе урока каждой группе предлагаются карточки-задания, содержание карточек неоднородное, но соответствует теме урока. Форма работы по закреплению различна, в соответствии выраженному доминирующему каналу восприятия. Слушателям - учителям я раздаю карточки, в процессе работы над которыми, я привожу характеристику различным формам и видам заданий. Группа №2 «Визуалы» Группа №1 «Аудиалы» Группа №3 «Кинестетики» Группы №2 «визуалы» (Приложение 1) На основе предложенного исторического источника:
Сообщение советской печати о ликвидации остатков японо-маньчжурских войск в приграничной полосе МНР. По сообщению штаба монголо-советских войск в МНР, с 5 по 17 августа в районе к востоку от реки Халхин-Гол между монголо-советскими и японо-маньчжурскими войсками происходили стычки небольших разведывательных групп. Японская авиация за этот период несколько раз пыталась проникнуть на территорию МНР, но эти попытки отражались монголо-советской авиацией. 17 августа японо-маньчжурские войска, накопив новые силы, атаковали позиции монголо-советских войск на восточном берегу реки Халхин-Гол, в шести километрах восточнее этой реки, стремясь занять ряд господствующих высот. 18,19 августа монголо-советские войска отбили все атаки японо-маньчжурских войск и отбросили их на исходные позиции. 20 августа монголо-советские войска перешли в наступление по всей линии к востоку от реки Халхин-Гол. В течение 21-28 августа японо-маньчжурские войска были ликвидированы. На сторону монголо-советских войск добровольно перешло 294 маньчжура с оружием, во главе с офицерами 14-го пехотного полка 1-й смешанной бригады маньчжурских войск. При ликвидации японо-маньчжурских частей советско-маньчжурскими частями захвачено:
«Правда», 1 сентября, 1936 год. Группа №1 «аудиалы» (Приложение 2, 3) На основе рассказа учителя ответить на вопросы теста: Тест
Группа №3«кинестетики» (Приложение 4) Перед вами контурная карта, текст договора и атлас:
![]() |
![]() | Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке» | ![]() | Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная... |
![]() | Четыре долгих года, 1418 дней длилась на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года... | ![]() | Редакционная коллегия серии сборников документов «великая отечественная война 1941—1945 гг.» |
![]() | Чем дальше в прошлое уходит война, тем более значимым для нас становится подвиг советского народа в Великой Отечественной войне,... | ![]() | В истории изучения отражения реальных исторических событий в художественных произведениях распространено мнение, что для полного... |
![]() | «Личностно ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории и обществознания»,... | ![]() | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» |
![]() | «Великая Отечественная война 1941-1945 -экспозиция «Культурное наследие Тамбовского края» | ![]() | «Великая Отечественная война 1941- 1945 г г глазами детей» посвящённого 70-летию освобождения Новоалександровского района от немецко-фашистских... |