Скачать 187.15 Kb.
|
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ Стрелихинская СОШ Гусевой Е.А. по теме « Изучение иностранного языка с учётом возрастных особенностей учащихся» Введение. Иностранный язык с недавних пор во всех школах стали изучать со второго по одиннадцатый класс. Введение этого предмета принесло определенные сложности. Начиная работать с детьми 5 класса, учитель строил образовательный процесс с учениками, у которых уже были сформированы навыки учения, им были известны многие лексические и грамматические понятия. У многих же детей 2 класса еще не совсем сформированы эти навыки, многие понятия неизвестны, а по программе русского языка с ними знакомятся только в 3 или 4 классах. Некоторые термины непонятны. Например, как объяснить ученику 2 класса, что такое артикль и зачем он нужен? Младшие школьники требуют иного подхода к обучению, чем среднее звено. Учителю, который привык работать с более старшими детьми, изучение иностранного языка со 2 класса, внесло определенные сложности в его работу. На мой взгляд, с наибольшими трудностями столкнулись учителя малокомплектных школ. Работа в сельских школах осложнена тем, что, как правило, там один учитель немецкого языка. В течение дня ему приходится работать с детьми разных возрастных групп. Нередко случается так, что после 11 класса к нему приходят детки 2 класса и наоборот. Это вызывает определенные трудности. Учителю необходимо за короткое время перестроиться абсолютно на другие принципы обучения. Чтобы избежать этих сложностей, учитель должен знать специфику каждого возраста, наиболее доступные для усвоения программного материала виды работ, которые будут не только обучать, но и поддерживать интерес к учению. Я предлагаю подробнее рассмотреть каждую возрастную группу и особенности работы в них. ^ К моменту поступления детей в школу возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание. Самооценка во многом зависит от оценок учителя, поэтому на данном этапе обучения необходимо всячески поддерживать ребенка, даже в его малых успехах. Немаловажным является и оценивание одноклассниками, но при этом нужно не только поставить оценку, а и проанализировать деятельность ребенка на уроке. Это не только учит учащихся самооцениванию, но и порой повышает мотивацию, так как ребенок стремится на следующем уроке показать более лучший результат, исправив замечания одноклассников. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Поэтому в кабинете должен быть «уголок» (стенд, шкаф, отдельный стол), который будет соответствовать учащимся младшего школьного возраста. Это могут быть детские книги немецких авторов, немецкие детские журналы, например «Schrumdirum», что будет вводить их в мир немецкой литературы, нося страноведческий характер. Это могут быть игрушки, с которыми они в дальнейшем будут работать на уроке и в то же время смогут поиграть на перемене. Особенно это помогает на первых уроках, когда происходит знакомство детей с новым учителем. Попадая в мир «знакомых вещей», у детей снижается тревожность, располагая к общению. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость. Поэтому задача учителя с первого урока заинтересовать детей в своем предмете и поддерживать этот интерес как можно дольше. К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, писать, считать. Правда их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических связей вещей, основанная на практическом их использовании. Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности. В данном возрасте эффективно обучение через игру, так как у младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Поэтому в процессе обучения учитель использует различные игры или игровые моменты. Например, при изучении лексики я использую следующие игры. ^ Каждый игрок получает карточку со словом, которое он никому не показывает. В форме пантомимы он пытается объяснить, что за слово написано на карточке. Очень хорошо использовать эту игру при повторении глаголов. Учащийся, который первым из группы отгадает слово, получает жетон. Выигрывает тот, у кого к концу игры набирается больше жетонов. ^ Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением животных или птиц. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Он вынимает одну карточку, показывает ее играющим и обращается с вопросом : Wer ist das? ^ А у наших у ворот Чудо – дерево растет, Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Ни листочки на нем, Ни цветочки на нем, А чулки, да башмаки, Словно яблоки! Назовите, что растет на нашем дереве. Поочередно участники игры снимают с дерева картинки с изображением по изучаемой теме и называют их на немецком языке. ^ С завязанными глазами, на ощупь, участник игры должен найти среди игрушек названное ведущим животное и дать его название на немецком языке. ^ Учащимся предлагается картина, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1 – 2 минут. После этого им показывают другую картинку, на которой отсутствуют некоторые животные, изображенные на первой картинке. Учащиеся должны сказать, какие животные «убежали». Знающий ответ участник поднимает руку и на немецком языке называет изображенное животное или птицу. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте. ^ Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет. Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. ^ Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: «Sonntag ruft Montag». Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: «Montag ruft Dienstag». Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Такую игру проводим на отработку месяцев и времен года. При отработке навыков письма на начальном этапе обучения использую такую игру, как «Забастовка гласных». При этом, чтобы вызвать интерес к обучению, учащимся, наиболее успешно справившимися с заданием, можно дать звание, например, «Лучший сыщик». ^ Учащиеся получают карточки и восстанавливают пропущенные гласные. Например: H- - r -st d - - P – st: - - n Br- -f, - -n - P – stk-rt-, - -n P-k-t. D-r Br- -f -st - -s D- -tschl-nd. Помогает в обучении письма и такая игра. ^ Учащиеся становятся в круг. В зависимости от количества учащихся между ними распределяются буквы алфавита. Учитель произносит слово, а учащиеся должны хлопками «напечатать» слово, далее упражнение можно усложнить, «печатая» фразы и предложения. Обучение грамматики является одним из сложных этапов. По программе грамматический материал немецкого языка опережает материал русского языка. Со многими терминами дети еще не знакомы, а некоторые, например, артикль, в русском языке отсутствует. Учитель немецкого языка должен точно знать, какой грамматический материал уже известен и преподнести грамматику учащимся в доступной форме нам снова поможет игра. ^ Все ученики получают равное количество карточек со словами по определенной теме. Каждый игрок выкладывает свои слова так, чтобы получилось предложение. Неиспользованные карточки ученик держит в руке. Затем вытягивает карточку у соседа и пытается из полученных карточек образовать новое предложение. У кого первого не окажется в руках карточек, тот и выиграл. ^ Игра направлена на отработку личных окончаний глаголов. Детям предлагается «собрать» ромашку. В серединку цветка помещаются местоимения, а на лепестках пишутся глаголы с личными окончаниями. Учащиеся соединяют глагол с нужным местоимением. Можно использовать игры и на этапе обучения аудированию. ^ У учащихся лист с квадратом из 9 полей. Дети записывают там любые 9 цифр. Учитель называет числа от0 до 20 в произвольной последовательности. Если ученик услышит «свою» цифру, он зачеркивает ее на своем листе. Выигрывает тот, кто первым зачеркнет все свои цифры. Поможет запомнить алфавит такая игра. ^ Ученикам раздают по 3 – 5 карточек с буквами и предлагается их внимательно рассмотреть. Затем учитель называет определенную букву, а те у кого есть карточка с этой буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший ученик не имеет права поднять карточку. Учитель проходит между рядами и собирает отыгранные карточки. Обучение монологическому высказыванию можно начать с такой игры. «Расскажи о чем!» Учитель раздает учащимся разрезанную по отдельным предложениям небольшой текст. Учащиеся, читая по цепочке каждый свое предложение, в итоге должны передать смысл прочитанного таким образом текста. Данные игры можно использовать при изучении различных тем, при этом меняя содержание текста или атрибутов игры. Используя уже знакомые учащимся игры , позволяет сэкономить время на объяснении правил. Для младших школьников очень авторитетен учитель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость. А для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта. Таким образом перед учителем стоит задача сделать урок ярче. Этого можно достичь использованием, например, картинок со сказочными персонажами (для 2 класса), во время ролевой игры использовать атрибуты данного персонажа (Мальвина – синий парик, Буратино – нос или колпак, репортер – микрофон и так далее). Впечатление от урока оставит и использование презентации, исполнение детских песенок, которых по программе начальной школы достаточно. У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель должен применять большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Обучение иностранному языку в начальных классах строится на личностно ориентированном подходе как новой парадигме образования и воспитания и ориентирован на достижение самого первого уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Таким образом, выбор планируемого уровня подготовки учащихся зависит от конкретных условий работы и главным образом от контингента учащихся. Важно, чтобы не допускалась перегрузка школьников, чтобы учитывались их возможности, способности, склонности. На основе этого, прежде чем начать работать с второклассниками, заочно знакомлюсь с каждым из них с помощью их классного руководителя. Исходя из принципов дифференциации и индивидуализации обучения, нужно самой определить, насколько полно можно использовать в своей группе материал учебника и рабочей тетради, что дать всем ученикам, что – отдельным группам учащихся, а что только некоторым из них. Учитель определяет и темп работы, имея ввиду, что и тут необходимо придерживаться принципов дифференциации и индивидуализации: не ориентироваться на некоего среднего ученика, а обеспечивать по возможности каждого нужным ему объемом тренировки практика. Это может иметь место только при четкой организации работы в разных режимах: индивидуальном, фронтальном, парном, групповом. Учителю необходимо внимательно следить за тем, как идет процесс усвоения у каждого ребенка, и вовремя оказывать нуждающимся дополнительную помощь, в том числе и объединяя их в пары для организации взаимопомощи. Этому способствует и то, что дети хотят, чтобы их класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. Это можно делать в виде ролевой игры с постоянной сменой ролей. Из личностно ориентированных технологий обучения использую «обучение в сотрудничестве», когда учащиеся читают вполголоса в группах разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а потом зачитывают их вслух другим группам. Такие задания помогают созданию атмосферы сотрудничества и «реальной коммуникации». Большую роль играет использование проектной методики: подготовка к праздникам. В нашей школе был проведен для родителей и учащихся 5 - 7 классов праздник «Nikolaustag» силами учащихся 2 – 4 классов. Основная задача такого проекта – смотр достигнутого. Это означает подготовку выступления на немецком языке: чтение наизусть рифмовок, считалок, разыгрывание сценок, пение песенок, сопровождаемое танцами, рассказы о персонажах учебника, о себе, своих друзьях. Это предполагает сочетание работы над немецким языком с эстетической и трудовой деятельностью. Ориентация на праздник как итоговое мероприятие мотивирует школьников, развивает инициативу, творчество. Мы нашли подходящие роли для каждого ребенка, учитывая его возможности, желания, способности. Проектная деятельность предусматривает работу в сотрудничестве, что помогает развитию взаимопомощи, толерантности, чувства ответственности, включению иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности. Оценивать работу ребенка следует не на сравнении с другими детьми, а на основе анализа его собственного продвижения, не скупясь на подбадривающие оценочные высказывания, на всестороннее стимулирование его работы. Существенное значение имеет развитие самонаблюдения, самооценки, и в этом плане большое значение имеет совместное с детьми подведение итогов работы. Особое значение имеет стиль общения с младшими школьниками. Недопустима авторитарность, излишняя педантность. Важно создавать благожелательную оптимистическую атмосферу на уроках, не допускать излишнего утомления детей. Этому способствует чередование форм активности школьников, смена видов деятельности, в частности, широкое использование игры. |
![]() | Для достижения этой цели мы делаем упор на взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие школьников... | ![]() | «Основы теории изучаемого иностранного языка» (лексикология, теоретическая грамматика, стилистика изучаемого иностранного языка)... |
![]() | А. И. Шаваевой на базе программы Б. М. Неменского. Она создана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом... | ![]() | А. И. Шаваевой на базе программы Б. М. Неменского(региональный компонент). Она создана в целях конкретизации содержания образовательного... |
![]() | Уроки Саидова Н. С., построены методически грамотно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и отражают исследовательский... | ![]() | Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам подготовить и провести единый урок (день) по указанной тематике с учетом собственного... |
![]() | В 2011/2012 учебном году учителя иностранного языка в своей работе решали следующие вопросы | ![]() | Применение передовых педагогических технологий, подготовка к егэ, работа с одаренными детьми, реализация коммуникативно-деятельностного... |
![]() | Актуальность работы выводится мной из ведущих принципов реформирования образования гуманизации и регионализации. Методические рекомендации... | ![]() | Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом... |