Скачать 348.83 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» Кафедра общей педагогики ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ Направление 050100 – Педагогическое образование, программа – Менеджмент в образовании (очная форма обучения) Нижний Новгород 2012 Программа вступительных испытаний 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Предмет педагогики. Методология педагогической науки Становление научной педагогики. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания (XVII в.) и ее виднейшие представители (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев и др.). Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики и этнопедагогики. ^ Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс». Функции педагогической науки (общетеоретическая, прогностическая, практическая (преобразовательная) функции). Задачи педагогической науки. ^ Образование как социокультурный феномен. Образование и общество - это одна целостная система. Основные свойства образования (целенаправленность, историчность, функциональность, динамичность, эффективность, относительная процессуальная автономность). Образование как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, и как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. ^ Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. Учитель и педагогическая наука. ^ Место педагогики в системе научного знания. Формы связи педагогики с другими науками: использование идей, обобщающих выводов других наук; применение общенаучных методов исследования; использование конкретных результате в исследований, полученных другими научными дисциплинами; участие в комплексных, междисциплинарных исследованиях. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Значение теории для образования. Специфика педагогической теории и ее интегративная функция. ^ Педагогические дисциплины, их классификация по главным видам образовательной деятельности и по сферам применения (этапам образования, различным контингектам воспитанников и обучающихся). Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство. ^ Научное исследование как особая форма познания. Педагогическое исследование. Понятие «методология педагогической науки». Необходимость методологии. Методологическая культура учителя и педагога - исследователя. Уровни методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Философские основания педагогики (экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неопозитивизм и др.). Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно- методологические принципы (подходы) педагогических исследован^ (личностный подход, системный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы). Методологические характеристики педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. Значение и место моделирования в педагогике. Логика педагогического исследования, его главные структурные элементы: эмпирическое описание, теоретическая модель, нормативная модель, проект. Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки). Эмпирические и теоретические методы педагогических исследований: наблюдение, интервью, анкетирование, рейтинг и самооценка, педагогический консилиум, проведение диагностирующих контрольных работ, эксперимент, моделирование, сравнительно-исторический анализ, монографический метод. Внедрение педагогической теории в школьную практику: проблемные теоретические семинары (беседы, диспуты, встречи с учеными); теоретические конференции; научно-теоретические семинары; научно-исследовательская деятельность учителей; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. ^ усиление демократических и гуманистических тенденций в развитии педагогики в современном мире. Творческое содружество педагогов мира в решении актуальных проблем образования. Изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире. Глобализация образования. Формирование глобального (планетарного мышления учащихся. Перспективы глобализации общества. ^ О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности Понятия «личность», «развитие личности», «формирование личности» «социализация личности». Концепции развития личности (биологическая социологическая, биосоциальная). Противоречия - движущая сила развита личности. Внешние и внутренние противоречия, общие (универсальные) 1 индивидуальные противоречия. Основные закономерности развития личности. ^ Цели прогрессивны: мыслителей прошлого о развитии личности (Гельвеций, Гольбах, Дидрс Вольтер, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) Основные факторы развития личности (среда, биологические задатю (наследственность) и воспитание). Научная трактовка проблемы об основны: факторах развития личности. Определяющая роль воспитания в развита* ] формировании личности. ^ Внешние и внутренние фактор! развития личности. Внешние факторы (макросреда, мезо- и микросредг природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном ] педагогическом смысле). Внутренние факторы (природные склонности ] влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человеке возникающих под воздействием внешних воздействий - среды и воспитания' Развитие и формирование личности - результат взаимодействия внешних ] внутренних факторов. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания. ^ : психоаналитическая (3. Фрейд и ел последователи); теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и др.) экзистенциальная (К. Ясперс-и др.); гуманистические (К. Роджерс, А. Масл ' ] др.); антропософия (Р. Штайнер); когнитивная (Ж. Пиаже и др.' ингеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.); теологические (Ж. Маритен ] др.); деятельностная (А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский и др.) и др. ^ Понятие о цели воспитания. Значение целей воспитания для разработю педагогической теории и методических основ воспитания. ^ Абстрактно-философски] подход к определению целей воспитания в различные периоды развита, общества. Социально-экономическая обусловленность односторонней воспитания в эпоху домашнего производства и зарождение идеи < всестороннем развитии личности. Развитие машинного производства ] возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимост всестороннего и гармоничного развития личности. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об Образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» о задачах и содержании воспитания личности учащихся в общеобразовательной школе, начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях. ^ , то есть идеал современного воспитания. Составные части всестороннего развития личности: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд. Реальные цели воспитания. Связь решения проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Основные социально-экономически требования в современных условиях демократизации и гуманизации общества и их определяющее влияние на содержание воспитания всесторонне и гармонично развитой личности (раскрытие и реализация созидательных способностей личности, ее умственно-интеллектуального и творческого потенциала; формирование правильных моральных и идейно-политических убеждений; нравственное воспитание и развитие; гражданское и национальное воспитание; воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира). Обогащение и совершенствование содержательных частей всестороннего и гармоничного формирования личности по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе. ^ Связь реализации всестороннего и гармоничного развития личности ^ возможностями общества (материальными и духовными, уровнем развития самой школы). Отражение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности в учебных планах школы, в учебных пропэаммах и учебниках и других нормативно-методических документах, которыми учителя должны руководствоваться в своей работе. Зависимость развития учащихся, его всесторонность и гармоничность от учителя, его научно-педагогической подготовки и качества проводимой им учебно-воспитательной работы. Иерархия (соподчиненность) целевых установок учебно-воспитательного процесса: всеобщие, или стратегические цели школьного воспитания; целевые установки воспитания по классам и годам обучения; цели учебно- воспитательной работы по отдельным предметам в каждом классе; цели отдельной темы, урока или внеклассного мероприятия. Цели воспитания в зарубежной педагогике. ^ Сущность понятия «целостный педагогический процесс». Структура педагогического процесса и его компоненты: целевой (определение целей обучения и воспитания), содержательный (разработка содержания образования); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса); оценочно- результативный (проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса). ^ : воспитывающая, социальная, развивающая, образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса; психолого-педагогические основы. Взаимодействие в педагогическом процессе. ^ как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные социальными условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий. Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая р^ь деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь социальной группы и личности в учебно- воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе. ^ целенаправленность педагогического процесса; гуманизация и демократизация; культуросообразность, связь с жизнью; природосообразность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знаний и поведения; положительный эмоциональный фон педагогического процесса. Самовоспитание и самообразование - высший этап педагогического процесса. Критерии эффективности целостного педагогического процесса. ^ Личностная и профессиональная Я - концепция учителя. Концепция деятельности: Д: концепция. Концепция воспитанника: В - концепция. Технологические законы и правила педагогической деятельности. Педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Педагогическая инноватика. Виды педагогических инноваций. Типы учителей, определяемые по их отношению к новому. |
![]() | ![]() | Таким образом, в программу экзамена включены вопросы по объекту и предмету психологии, истории развития психологии как науки, ее... | |
![]() | Особое внимание уделяется выявлению умений применять химико-методические знания в химико-педагогических целях. Таким образом, в программу... | ![]() | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» |
![]() | «Батыево нашествие». Борьба против иноземных захватчиков в XIII в. Политический портрет Александра Невского | ![]() | Тема География как наука. Основные этапы истории науки. Теоретические и прикладные вопросы современной географии |
![]() | Предмет и метод экономической теории. Основные современные течения экономической мысли в конце ХХ в | ![]() | Фгаоу «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» |
![]() | Системный подход к проектированию ла (цель создаваемой системы, свойства, иерархическая структура, критерии, задачи оптимизации,... | ![]() | Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... |