Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная




Скачать 183.63 Kb.
НазваниеКолоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная
страница1/2
Дата публикации20.03.2013
Размер183.63 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Колоскова Наталья Ивановна
[04/09/06]

СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Социология – относительно молодая дисциплина. С момента появления термина «социология» прошло чуть более 170 лет.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

В отличии от объекта, который существует независимо от нас, предмет исследования мы выбираем произвольно, в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.
Вопросы, интересующие социологию:

  • что порождает социальные конфликты

  • каковы критерии социальной стабильности

  • как погасить напряженность в обществе

  • неизбежна ли социальная иерархия.


Социология – представляет собой генерализирующую общественную науку, изучающую наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей.
^ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ


[11.09.2006]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Первой школой в европейской социологии, оказавшей на неё огромное влияние считают французскую социологическую школу. В ней выделяют 2 поколения:


  • к старшему относят двух великих социалистов-утопистов: ^ Фурье и Сен-Симона.

  • молодое поколение составили 2 других великих француза: «отец социологии» Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм.


Конт придерживался «объективного метода», обосновывая подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии в методах исследования на естественные науки.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона «Трех стадий», согласно которому общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходит 3 стадии:

  1. Теологическая – на ней господствует религиозно-мифологическое сознание, где человеческий разум стремиться к абсолютному знанию (т.е. вере).

  2. Метафизическая (абстрактная) – человеческое мышление пытается объяснить мир оторванными понятиями (начало философии).

  3. Позитивная (научная) – состоит в том, что здесь воображение подчиняется наблюдению и исследованию связей между наблюдаемыми явлениями.


Эмиль Дюркгейм теория социологизма, считал, что общество – понятие более богатое, чем индивид. Основополагающие признаки социологии Дюркгейма обозначают как «социологизм»:


  1. Поскольку общество – часть природы, то и наука об обществе должна быть подобна наукам о природе (исследование устойчивых причин наследственных связей).

  2. Общество – это не простая сумма индивидов, а система, наделенная своими особыми свойствами, социология изучает свойства этой системы, поэтому одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами (например, объяснение феномена самоубийства высоким уровнем разобщенности внутри социальной группы).


Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер, является основоположником органической школы в социологии. Он уподобляет общество живому организму и видит в них следующие сходства:


  1. Как живой организм, так и общество в процессе роста и развития увеличивается в своей массе.

  2. В ходе развития и то, и другое усложняется.

  3. Их части приходят во всё большую зависимость дуг от друга.

  4. И то, и другое продолжает жить как целое, хотя составляющие его единицы (клетки организма и люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.


Самым выдающимся представителем немецкой школы в социологии является Макс Вебер, основоположник «понимающей социологии».

В 1905 г. появилась всемирно известная книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В этом исследовании Вебер решительно отвергает теорию, которая предполагает существование одного единственного капитализма. Он утверждает, что капитализм имеет место в любых хозяйственных системах.
Вебер показал нам и научил нас видеть за экономическими событиями более фундаментальные, невидимые глазу и непросчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие в складе мышления, образе жизни людей. Именно от них зависит то, какой капитализм они себе построят.

[18.09.2006]
^ СОЦИОЛОГИЯ О ПРИРОДЕ ОБЩЕСТВА
В социологической теории общество понимается не как любая механическая совокупность людей, а как такое их объединение, в котором происходит более или менее постоянное и устойчивое их взаимодействие и взаимовлияние.

Социальное взаимодействие (интеракция) возможно только там, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребности и интересами.

Общество человеческое отличается от естественных объединений животных надбиологической целостностью, которая основана на единстве культурных норм.
^ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Процессуально-деятельностная модель общества предполагает следующие постулаты:


  1. Социальная реальность – не статическое состояние, а процесс. Общество мы понимаем не как материальный субстрат, а как сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью.

  2. Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. Каждая фаза – есть результат всех предыдущих фаз, и в то же время является отправной точкой для следующего состояния.

  3. Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого.


^ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
Макросоциологи ориентированы на изучение крупномасштабных социальных явлений, таких как нация, этнос, социальный институт, класс и т.д.

Микросоциологии усматривают сущность общественной жизни в непосредственно наблюдаемых взаимодействиях индивидов.
^ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВ
Наиболее популярной в настоящий момент является следующая классификация обществ.

Выделяют:

  • прединдустриальное (традиционное),

  • индустриальное,

  • постиндустриально (информационное, постэкономическое).


Теория постиндустриального общества сформулирована такими учеными, как Белл, Тофлер, Гелбрейт.

Переход к информационному обществу определяется рядом факторов:


  1. Трансформацией экономики от товаропроизводящей к обслуживающей, что означает доминирование сферы услуг над сферой производства.

  2. Изменением в социальной структуре общества: классовое деление уступает место делению на основании профессий, квалификации, объёма и качества знаний, объёма контролируемых информационных потоков.

  3. Формирование нового типа элиты – интеллектуальной.


[25.09.2006]
^ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Социальное пространство внутренним образом организовано и этот способ организации называют стратификацией.

П. Сорокин придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», по которой слой выделяют на основе множества критериев: занятость, доход, образование, стиль жизни, тип жилища.

Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически. Мелкие циклы – 3-8 и 10-12 лет, крупные – 40-60 лет.

Сорокин приходит к выводу – человечество должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством.

Если уровень экономического неравенства очень высок, это говорит о грядущей социологической катастрофе, начинается т.н. «уравнительная лихорадка».

Чем сложнее общество, тем больше у него способов по-разному оценивать людей – в зависимости от того, какими качествами они обладают и чем они занимаются.

Критериями статуса человека могут служить: богатства, род занятий, власть. Соответственно этому выделяют 3 формы стратификации:

  1. Экономическая

  2. Профессиональная

  3. Политическая


Власть, престиж и собственность, не совпадая между собой, в то же время органически взаимосвязаны.
^ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность – гарант нормального развития человека, группы и общества в целом.

Сегодня в нашей социальной структуре открыт доступ в сельский и городской средний класс.
^ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Среди отечественных социологов всеобщее признание получила идея академика Заславской, согласно которой современное российское общество состоит из след. слоев:

  1. Верхнего – 6% - экономическая и политическая элита.

  2. Среднего – 18% - чем больше эта прослойка, тем ниже вероятность социальных потрясений, выполняет функцию стабилизатора в обществе.

  3. Базового – 66% - выделяют 2 основные группы:

    1. Представители бывшего среднего класса

    2. Рабочие, крестьяне, мелкие служащие.




  1. Нижнего – 10% - under-класс, «пассивные бедные».


[02.10.2006]
^ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Человечество должно решить уже в ближайшие десятилетия 3 проблемы:


  1. Угроза ядерного конфликта

  2. Экологический кризис

  3. Рост населения


Социально-демографическая структура общества включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по:

    • признаку пола

    • возраста

    • генетическому признаку

    • этнической или расовой принадлежности


Половозрастная пирамида:


Пирамиды подразделяются на:


  1. Аналоговые – отслеживание ситуации в разных странах.

  2. Динамические – изменение ситуации в одном обществе с течением времени.


Выделяют 4 основные возрастные группы:


  1. Дети – до 14 лет.

  2. Молодежь – 14-30 лет.

  3. Зрелый возраст – 30-65 лет.

  4. Старики – от 65 лет.


Продолжительность жизни
По показателю продолжительности жизни Россия относится к группе развивающихся стран (61 год – средняя продолжительность жизни, у мужчин – 54-58 лет; у женщин – 65 лет).
По генетическому признаку выделяют:


  1. Абсолютно здоровые люди.

  2. Относительно здоровые люди.

  3. Относительно больные.

  4. Нетрудоспособные.


^ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Для отражения динамических изменений используются показатели рождаемости и миграции.
1 млрд. – 1825 г.

2 млрд. – 1927 г.

3 млрд. – 1960 г.

4 млрд. – 1974 г.

5 млрд. – 1987 г.

6 млрд. – 12 окт. 1999 г.

(прогноз – 7 млрд. – в 2007 г.)
^ 3 режима воспроизводства населения:


  1. Характерен для большинства доиндустриальных обществ, в которых одинаково высоки уровни рождаемости и смертности.

  2. В который Западная Европа и США вступили в начале XIX в. Характеризуется снижением уровня смертности при сохранении высокой рождаемости.

  3. Наступает тогда, когда с развитием урбанизации и распространением психологии детоцентризма, ориентирующей родителей на качество воспитания детей, а не на их количество, рождаемость опускается ниже порога простого воспроизводста.


^ Основные проблемы, порожденные иммиграцией:


  1. Страны с сокращающимся населением будут во всё большей степени испытывать нарастание этнической напряженности.

  2. Миграция меняет социально-культурную структуру этих обществ.

  3. Богатые страны будут расширять приток иммигрантов в основном более образованных и талантливых, что в свою очередь обострит социальные проблемы бедных стран.


^ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Население РФ - 144 млн. человек.


  1. Замедленный по сравнению с развитыми странами и прерывающийся рост продолжительности жизни.

  2. Беспрецедентно высокий разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин.

  3. Снижение рождаемости (сегодня Россия наряду с Испанией и Италией возглавляет список стран со сверхнизкой рождаемостью).

  4. Неблагоприятная ситуация в изменении возрастной структуры населения (доля лиц, моложе трудоспособного возраста уменьшается, при одновременном росте лиц пенсионного возраста – т.н. «русский крест»).

  5. Снижение уровня детской смертности.


[09.10.2006]
^ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК САМОДВИЖЕНИЯ

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического самосознания необходимо каждому человеку, чтобы способствовать стабильности общества и правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием, т.е. осознание своего единства и отличие от всех других подобных общностей.
Архетип – архаические образы и переживания, первичные формы адаптации человека к окружающему миру и отражение опыта предыдущих поколений.
Основные характеристики архетипов:


  1. Архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности

  2. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно.

  3. Архетипы человек воспринимает только интуитивным путем, поэтому их нельзя адекватно выразить в языке.

  4. Объединение различных народностей в единую нацию объясняется влиянием общей культуры (система народного образования, армия, рост городов, печать, газеты).


Язык является великим фактором и орудием передачи культурных ценностей, он создает общую для всех сферу культурного влияния.
В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы (приписывание определенных черт народу), стереотипы могут быть истинными и ложными.
Образ народа и представление о других народах формируется в значительной степени под влиянием государственной идеологии элит и лидеров.

^ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОСОВ


  1. Теория Брамлея – этнические общности – результат всей совокупности условий: естественно-географические, исторические, экономические, политические.

  2. Пассионарная теория Гумилева – этнос – результат адаптации человека в биоценозе.

  3. Теория Ван ден Берга – этнические группы произошли на основе генетического родства в прошлом.


[23.10.2006]
^ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
Семья – самый распространенный и сплоченный вид социальной организации, это главный институт человеческого общества.
К наиважнейшим функциям семьи относятся:


  1. Регулирование сексуальных отношений

  2. Воспроизводство населения

  3. Социализация

  4. Забота и защита

  5. Социальное самоопределение – человек, рождаясь, принадлежит к тому же классу, расе, этоносу и религиозной группе, что и его родители.


Семьи делят на:


  1. Родительские (семья происхождения)

  2. прокреационные


По количеству поколений в составе семьи:

  1. Расширенные (3 и более)

  2. Нуклеарные



По наличию родителей:

  1. Полные

  2. Неполные


По количеству детей:

  1. Бездетные

  2. однодетные

  3. Многодетные (3 и более)


Критерии лидерства дифференцируют семьи на 3 группы:

  1. Патернальные – доминирование мужчины

  2. Матернальные – доминирование женщины

  3. Эквалетарные – равенство долей.


Желательно, чтобы супруги принадлежали к одной национальности, обладали одинаковым социальным статусом и имели общую веру.
К XX в. стало общепризнанным, что семья представляет собой закрытый для посторонних мир, в котором первостепенное значение имеет эмоциональная близость между мужем и женой.
Выделяют 2 главных типа семьи:

  • традиционная

  • современная


Современная нуклеарная семья перестает быть тотальным институтом для человека: она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививают ребенку.
Жизненный цикл семьи:


  1. Начало семьи – замужняя пара без детей ≈ 2 года

  2. рождение детей и уход за ними ≈ 2,5 года

  3. Семьи с детьми-дошкольниками (до 6 лет) ≈ 3,5 года

  4. Семьи с детьми-школьниками (6-13 лет) ≈ 7 лет

  5. Семья с подростками (13-20 лет) ≈ 7 лет

  6. Семья как ячейка, которую начинают покидать дети ≈ 6,5 лет

  7. Семья в середине пути («пустое гнездо») – которую покинули взрослые дети ≈ 13,5 лет

  8. Пожилая семья (с момента выхода на пенсию до смерти обоих супругов) ≈ 16 и более лет.


[30.10.2006]
^ СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

«Индивид» употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, индивид всегда экземплярен («один из»).

Индивидуальность – понятие, означающее то особенное, неповторимое, что отличает этого человека от других.

Личность представляет собой систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е понятие личность подчеркивает надприродную сущность человека.

Деятельная сущность есть основная личностная форма развития человека. На пороге XX и XXI веков появляется социальная установка на самовоспитание личности.
Классифицируя отношения между человеком и его взглядами, можно выделить такие типы:


  1. Автоматические – человек не задумывается о своих взглядах, не анализирует своих поступков, мыслей.

  2. Рабские (зависимые) – человек «заражается» какими-то идеями, становясь их фанатиком, догматиком.

  3. Свободные (осмысленные).


Рефлексивность, диалогизм (Альтер-эго), критичность и свобода – надежные инструменты установления свободных и безопасных отношений между любой идеей и личностью.
Самовоспитание решает следующие социальные задачи:

  1. Преодолевает духовный кризис в обществе, что ведет к возрождению духовной культуры.

  2. Преодолевает отрицательные последствия НТР.

  3. Сглаживает многочисленные несогласия в обществе и межличностном общении.


Личность в самовоспитании рассматривают открытой системой с выходом во внешний мир, во внешнюю деятельность.

Жизнь развитой личности представляет собой единую внутреннюю логику, по которой всё внешнее отвергается или принимается, преобразуется и осуществляется.

Личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без неё не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным существом вне коллектива и группы.
[06.11.2006]
^ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социальная структура личности включает социальные свойства индивида и содержит следующие элементы:

  1. Объективные социальные потребности личности

  2. Способности к творческой деятельности, знания и навыки

  3. Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности

  4. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность

  5. Убеждения, определяющие главную линию поведения человека


В структуре личности выделяют 2 основные подсистемы

  1. Внутренняя (мир сознания)

  2. Внешняя (мир деятельности)


Основные типы личности:

  1. Теоретический (личность-эрудит) – доминирование познавательной деятельности

  2. Экономический (личность-практик) – доминанта – преобразовательная и накопительная деятельность

  3. Политические

  4. Религиозные доминанта – ценностная деятельность

  5. Эстетический – художественное и эстетическое творчество – потребность, определяющая смысл существования.




    • Теория структурных функционалистов – личность является функцией от того множества ролей, которые выполняются индивидом.

    • Теория символических интеракционистов – 2 восприятия «Я»:

      1. Восприятие «Я» через самого себе

      2. Восприятие «Я» в отражении других людей

  • Теория психоанализа З.Фрейда – взаимодействие личности и общества осмысливается как конфликт между стремлениями индивида с одной стороны и ограничениями стремления индивида с одной стороны и ограничениями и наказаниями , которые устанавливает общество – с другой.


Социализация личности:
Социализации – процесс усвоения индивидом образцов поведения, присущих данному обществу, это процесс формирования личности на основе влияния на человека системы обучения и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство.
Всё многообразие программ человека делят на 2 группы:

  1. Физиологические (первичные)

  2. Социальные (вторичные)


Слишком большой разрыв в уровне социализации между различными группами – одна из причин конфликтов, войн, революций.
Социализация имеет сложную природу, мы различаем её виды и форму, например, она может быть:

  1. Полной – полное соответствие человека нормам общества в социальной, культурной, экономической средах.

  2. Частичной


По содержания полной социализации близка актуальная социализация – она позволяет решать первоочередные задачи, стоящие перед обществом.
Существует ограниченная социализация (люди способны эффективно функционировать только в стабильной среде) и безграничная (возможность органично вписываться в изменившуюся среду).

Быстрая и медленная социализация – зависит от возраста (самая быстрая – у детей 5-10 лет, с 10 лет до 40-45 лет – фаза стабилизации, с 50 лет – фаза затухания, в 70 лет практически прекращается).

Факторы социализация:

    • Семья

    • Школа

    • СМИ

    • Труд

    • Организации


[13.11.2006]
^ СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Конфликт – чисто социальное явление, он имеет своей целью не только физическое выживание, но и жаждет признания со стороны другого, и более того – подчинения этого другого.

Интерес к социальным конфликтам был предопределен необходимостью решения 2-х важных задач:

  1. Необходимость в общественном самопознании

  2. В общественном самосовершенствовании


Социальная конфликтология К.Маркса – конфликт по Марксу выступает как ключевая структура общественной жизни, все стороны общественной жизни содержат конфликт.
Теория конфликта Георга Зиммеля – те конфликты, которые появляются в сравнительно мягких социальных формах, способны осуществлять функцию упорядочения и интеграции к тем социальным системам, внутри которых они разворачиваются.
Конфликтная модель общества Дарендорфа – причиной конфликтов считал подчинение и господство с обществе.
Концепция Л.Козера – к основным причинам конфликта относит дефицит ресурсов и власти и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении.
Объективная основа социальных конфликтов – высшая степень обострения социальных противоречий.

Социальные противоречия являются результатом деятельности людей и выражают общественные отношения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconНаталия Ивановна, по итогам выступлений на площадках как Вы оцениваете...
Тамбовская область. Лисейцева Наталья Ивановна (председатель тро ообо «Союз семей военнослужащих России»)

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconТрудовую биографию вместе с рождением предприятия. Такие, как мастер...
Такие, как мастер цеха субпродуктов Наталья Ивановна Самошина. Многие ветераны награждены высокими правительственными наградами:...

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconКонтрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука
Практическое задание

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная icon лекция № Социология как наука     Предмет, объект, функции и методы социологии
Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconЭтническая социология
Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в...

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconАльбина Ивановна Иванова Наталья Валерьевна Косолапова Юридическая...
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Колоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная iconУчебная фирма (студенческая компания) как структурное подразделение реального юридического лица
Факультета «спэк project» является структурным подразделением реального юридического лица ООО «it grade», предоставляющего услуги...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница