Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник




НазваниеОскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник
страница1/30
Дата публикации21.03.2013
Размер3.23 Mb.
ТипУчебник
www.vbibl.ru > Культура > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Оскар Яковлевич Гойхман

Речевая коммуникация


О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина

Речевая коммуникация: Учебник




Введение



К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Культура речи является по существу одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов по туризму, оказанию правовых услуг населению, музейно-выставочному сервису, менеджменту, не говоря уже о референтах, документоведах и имиджмейкерах. Все они должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не только участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Несмотря на широкий интерес к проблемам речевой коммуникации, ощущается дефицит соответствующих отечественных учебников и учебных пособий. Немало книг посвящено деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо философы, либо специалисты в области управления, поэтому, на наш взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи нередко отодвинуты на второй план.

Между тем следует отметить появление в последнее время (прежде всего в связи с введением в государственные стандарты всех специальностей дисциплины «Русский язык и культура речи») весьма конструктивных пособий по культуре речи, которые, однако, не исчерпывают всех реалий, связанных с речевым общением. Особенно обширна переводная литература, но и она не охватывает всего круга проблем речевой коммуникации.

Анализируя взгляды авторов на способы достижения целей речевого общения, что определяет в конечном итоге как содержание учебных дисциплин, так и используемые в них приемы обучения, можно отметить наличие основных подходов – лингвистического (ортологического), психолингвистического, психологического и комплексного.

Лингвистический (ортологический) подход заключается в постулировании необходимости овладения нормами литературного языка и критериями культуры речи для эффективного достижения конечной цели общения. Такой подход характерен для учебников по русскому языку и культуре речи.

В рамках психолингвистического подхода можно выделить два направления – в зависимости от представлений об эффективности речевого общения:

 риторическое – определяется лингвистическими характеристиками речевого сообщения (его композицией, выбором языковых средств и т. д.), зависящими от характеристик слушателей, ситуации и других факторов (реализуется в учебниках по риторике);

 деятельностное – зависит от уровня развития у человека навыков основных видов речевой деятельности (реализуется в учебниках, адресованных главным образом студентам педагогических вузов).

Психологический подход основывается на представлении о том, что успех коммуникации зависит от умения человека использовать психологические механизмы взаимодействия людей, и характерен в большинстве своем для учебников по деловому общению.

В предлагаемом учебнике реализован комплексный подход к обучению речевому общению, объединяющий подходы, перечисленные выше. Он затрагивает различные аспекты процесса речевого общения и является оптимальным, поскольку обеспечивает учет самых разных факторов. Согласно этому подходу обучение речевой коммуникации должно преследовать следующие основные цели:

• овладение нормами литературного языка (ортологический аспект);

• умение строить речь с применением различных способов в зависимости от условий общения: выбирать языковые средства, фигуры речи и т. п. (риторический аспект);

• совершенствование навыков всех видов речевой деятельности (деятельностный аспект);

• знание психологических механизмов взаимодействия людей (психологический аспект).

Следует отметить, что сегодня речевая коммуникация предстает как научное направление и самостоятельная учебная дисциплина, имеющая свой (может быть, не совсем сложившийся) понятийный аппарат, и без понимания этого невозможно освоение ее содержания.

Один из главных вопросов в понимании сущности речевой коммуникации: это процесс воздействия или взаимодействия? Есть сторонники и того, и другого подходов. Не выражая, конечно же, истину в последней инстанции, хотелось бы изложить нашу точку зрения, с позиции которой студенту даются основные понятия дисциплины.

Под речевой коммуникацией будем понимать речемыслительную деятельность, осуществляемую в целях взаимодействия. Думается, что взаимодействие не ограничивается информационной функцией языка, а осуществляется в рамках и других функций. Естественно, что при использовании агитационной функции взаимодействие принимает характер воздействия.

Более того, если ситуация речевой коммуникации по типу является бытовой, то она далеко не всегда требует воздействия на собеседника, однако деловое общение не реализуется вне целевых установок.

Немаловажным с методологической точки зрения является также выбор стратегии в осмыслении речевой коммуникации как деятельности, поскольку, как отмечал А.А. Леонтьев1, субъект деятельности всегда является «коллективным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что и делает общение внутренним моментом деятельности.

Приведенные выше положения составили основу разработанной кафедрой русского языка и литературы МГУС новой для российской образовательной системы дисциплины «Основы речевой коммуникации» (в современных стандартах – «Речевая коммуникация»), преподавание которой впервые началось в 1991 г. студентам специальности «Социальная работа», а в 1993 г. – студентам специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Домоведение». В 1992 г. было издано кафедральное учебное пособие, а в 1997 г. вышел в свет учебник для вузов с грифом Минобразования РФ «Основы речевой коммуникации».

Второе издание предлагаемого вниманию читателей учебника переработано и дополнено с учетом современных представлений о речевой коммуникации и многолетнего опыта преподавания его авторов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconЕ. Д. Елизаров социальная коммуникация: недокументированные аспекты
Слово коммуникация (лат. Communicatio) происходит от communico — делаю общим, связываю, общаюсь и означает

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconО. И. Матьяш президент Российской коммуникативной ассоциации
Коммуникация и конструирование социальных реальностей (коммуникация-2006), том 2, спб, 12-16 июня, 2006

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconАссоциация образовательных учреждений
Понятия информация и коммуникация. Коммуникативное действие. Теории коммуникации. Общественная, межличностная и массовая коммуникация....

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconПолитическая реклама, политическая коммуникация
Ж. М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов...

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconИоахим Бауэр Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация...
...

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconС 01. 11. 2011г. Компетентность: коммуникативная Модуль 23 Профессионально-речевая...

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconОрганизация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconДоклад: Мифологические мотивы в произведениях художественной литературы...
Дыхание в звучащей речи. Разминка. Голос и дикция. Речевая выразительность. Упражнения: «Звукоподражатель», «Насос», «Пильщики»,...

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник iconОб информационной сущности процесса коммуникации
Информационная сущность, коммуникация, искусственный интеллект, психика, сознание, модель мира, система адекватного общения, языковая...

Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: Учебник icon2. Структура массового сознания и основные механизмы воздействия...
Тема Структура массового сознания и основные механизмы воздействия на массовые политические настроения; убеждающая коммуникация –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница