10 образовательных областей




Скачать 67.53 Kb.
Название10 образовательных областей
Дата публикации19.08.2013
Размер67.53 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы
10 образовательных областей

 «Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Образовательные области, выделенные  в ФГТ:

здоровье,

физическая культура,

социализация, труд,

безопасность,

чтение художественной литературы,

коммуникация,

познание,

музыка,

художественное творчество.

 

Наряду с традиционными областями,  в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «не традиционность»  весьма условна.   

Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

      В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

   ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)

   В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?

     Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

      Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

     Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

     Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

      Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

        Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

^ Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

       Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.   

       В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

           Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет в виду не учебной).

              Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

   Одно из требований программы -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот  термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная          

  • Подвижные дидактические игры

  • Подвижные игры с правилами

  • Игровые упражнения

  • Соревнования

  • Игровая        

  • Сюжетные игры

  • Игры с правилами

Продуктивная          

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

  •  Реализация проектов

Коммуникативная   

  • Беседа ситуативный разговор

  • Речевая ситуация

  • Составление отгадывание загадок

  • Сюжетные игры

  • Игры с правилами

Трудовая       

  • Совместные действия

  • Дежурство

  • Поручение

  • Реализация проекта

Познавательно-исследовательская           

  • Наблюдение

  • Экскурсии

  • Решение проблемных ситуаций

  • Экспериментирование

  • Коллекционирование

  • Моделирование

  • Реализация проекта

  • Игры с правилами

Музыкально-художественная        

  • Слушание

  • Исполнение

  •  Импровизация

  • Экспериментирование

  • Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы        

  • Чтение

  • Обсуждение

  • Разучивание

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

  Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

 «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

10 образовательных областей iconУтверждена
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

10 образовательных областей iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

10 образовательных областей iconПлан-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками...
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,...

10 образовательных областей iconРостовской области
Соответствие профессиональных образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов

10 образовательных областей iconРайонная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений...
Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей

10 образовательных областей iconОб утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий...
В целях обеспечения профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждениях, улучшения состояния их здоровья приказываю

10 образовательных областей iconИтоги работы культурно-образовательных центров всего в Макушинском...
Обутковский, Б. Курейнский, Садоводовский. Организационно-методической, управленческой деятельностью областных и муниципальных культурно...

10 образовательных областей iconЗакон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. N 3266-1, (статья 15 пункт 4)
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной...

10 образовательных областей iconПлатных образовательных услуг
Советского района города Ростова-на-Дону, Уставом мбоу сош №60, устанавливает порядок предоставления мбоу сош №60 г. Ростова-на-Дону...

10 образовательных областей iconПояснительная записка к учебному плану по оказанию платных дополнительных...
Учебный план платных дополнительных образовательных услуг составлен на основании Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О защите...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница