МОУ СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
| 2011
|
 
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка» — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников, их познавательное и эмоциональное развитие, а также достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой базой для разработки программы послужили следующие документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;
Конвенция ООН оправах ребенка от 20 ноября 1989 года,
Конституция РФ от 25.12.93 г.,
Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
СаНПин 2.4.2. 1178-02.
Актуальность разработки данной программы связана с наличием в пространственном окружении школьников негативных факторов, оказывающих существенное влияние на состояние их здоровья и снижающих в итоге качество обучения:
неблагоприятная экологическая ситуация, связанная со спецификой города Новокузнецка и его окрестностей (наличие крупных металлургических предприятий, шахт, разрезов);
чрезмерная интенсификация учебного процесса,
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся,
несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса,
недостаточная информированность родителей, педагогов и самих школьников в вопросах формирования и сохранения культуры безопасного и здорового образа жизни,
недостатки в существующей системе физического воспитания,
наличие угроз во внешней среде - рост наркомании, табакокурения и алкоголизации общества.
^ мы понимаем как составную часть общей культуры человека, включающей определенный объем знаний о различных аспектах здоровья и безопасности, способах их сохранения, а также мотивацию и нравственно-волевые качества личности, направленные на ведение здорового образа жизни (далее ЗОЖ).
Таким образом, цель программы мы определяем как: сохранение и укрепление здоровья младших школьников через здоровьесберегающее образование.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется в пяти взаимосвязанных блоках:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении,
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,
эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,
реализация дополнительных образовательных программ,
организация просветительской работы с педагогами, родителями, обучающимися.
Задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выделяются соответственно каждому из пяти блоков:
^ :
обеспечить соответствие технического состояния учебных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся,
обеспечить соответствие требованиям СанПиН объёма учебной и внеучебной нагрузки школьников,
организовать оптимальный режим питания школьников,
обеспечить охрану физического, социального и психологического здоровья школьников;
2. в организации учебной и внеучебной деятельности:
обеспечить возможность обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
3. в организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками:
создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха,
создать условия для полноценной работы спортивных секций в учреждении,
осуществлять полноценную и эффективную физкультурно-оздоровительную работу со школьниками всех групп здоровья на уроках физической культуры и секциях.
4. в реализации основной и дополнительных образовательных программ:
включить всех учащихся начальной школы в здоровьесберегающую деятельность,
придать здоровьесберегающей деятельности учреждения системный, непрерывный, интегративный и комплексный характер.
5. в организации просветительской работы с педагогами, родителями, школьниками:
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,
дать представление о факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении основана на следующих принципах:
системность – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования),
комплексность – использование комплекса мер при организации здоровьесберегающей среды,
индивидуальность – учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и вне его,
гуманистичность – принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья,
непрерывность,
интегративность – включение здоровьесберегающих компонентов во се предметные области.
При разработке программы были учтены особенности младшего школьного возраста:
активно формируемые в младшем школьном возраст комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
отношение обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями);
неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
^
| Ценностные установки
| Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
| Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
| Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое.
| - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека;
- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
| Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
| Ценность здоровья и здорового образа жизни.
| - соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
| Рациональная организация образовательного процесса.
| Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности.
| - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.
| Организация физкультурно-оздоровительной работы.
| Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.
| - полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)
- рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.
| Реализация дополнительных образовательных программ.
| Ценность здоровья и здорового образа жизни.
| - эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
| Просветительская работа с родителями (законными представителями).
| Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.
| - эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
|
^
Направления формирования здорового образа жизни
| Задачи формирования здорового образа жизни
| ^
| Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
| Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.
| Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).
Урок физической культуры (урочная).
Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).
Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная).
| Создание здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.
| Организация качественного горячего питания учащихся.
Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).
| Укрепление материально-технической базы.
Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
| Рациональная организация образовательного процесса.
| Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
| Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию). Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
| Организация физкультурно-оздоровительной работы
| Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
| Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
| Реализация дополнительных образовательных программ.
| Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.
| Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.
Создание общественного совета по здоровьесбережению.
| Просветительская работа с родителями (законными представителями).
| Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.
| Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.
|
|