Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре




Скачать 45.25 Kb.
НазваниеКакое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре
Дата публикации15.03.2013
Размер45.25 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Заикин А.А.
Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог
Общественные ожидания и рациональность личности.
Как известно, общество со времен античности описывается исследователями как рациональная структура, как нечто упорядоченное, существующее согласно определенным законам. Некоторые исследователи называют его понятием «регулятивный мир» [2], имея ввиду, что общественные отношения регулируются определенными законами. Можно согласиться с таким утверждением. Общество, по представлениям ряда ученых, саморазвивающаяся система, регулируемая на основе внутренних законов. Вместе с тем, если учесть тот факт, что общество состоит из социальных субъектов, каждый из которых обладает определенным миропониманием, осуществляет социальные связи с другими социальными субъектами, имеющими внутренний культурный опыт, живущими в культуре, то мы должны признать, что общество не есть только формальная система, но живая и активная, состоящая из живых личностей, вносящих свой вклад в общее поле культуры.

Таким образом, общественные законы, которые мы, как исследователи, выявляем, не есть только сухой продукт формализованных общественных отношений. Традиции, обычаи, - все то богатство общественных отношений, которое мы имеем, есть прежде всего продукт культурной деятельности составляющих общество социальных субъектов.

Наравне с традициями и обычаями, существует и такая общественная ценность как рациональность. Как показывает вся европейская история, рациональность существовала как общественное явление и ценность еще со времен античности. Некоторые исследователи полагают, что рациональность – не просто часть общества, но есть глубоко культурное явление, и называют рациональность ценностью культуры [3]. Это вполне справедливо. Тем более что культура не мыслима без личности, ее творящей.

Рациональность присутствует в обществе как базовая культурная ценность. Однако это не дает нам право считать, что она существует сама по себе. Те личности-субъекты, которые творят культуру, они своими представлениями об идеальном обществе осуществляют бытие рациональности в мире. Общество рационально, другими словами, потому, что мы сами этого хотим. Теория общественных ожиданий предполагает, что личности-субъекты культуры формируют свои «ожидания» - так называемые идеальные модели общества, которые они посредством взаимодействия с другими личностями-субъектами транслируют в культуру. Другими словами, общество ожидает (в лице личностей-субъектов), что как в целом его существование, так и бытие отдельного человека будет основываться на рациональности. Общественные ожидания субъектов культуры формируют само поле культуры и «лепят» ту идеальную модель общества, которая постепенно и осуществляется в деятельности этих личностей-субъектов. Таким образом, общественные ожидания формируют общество быть основанным на рациональности, и это историческая традиция всей европейской культуры со времен античного мира.


  1. Общественные отношения и рациональность (навязывание рациональности в западной культуре).


Что касается характеристики общественных отношений европейского общества, то в нем рациональность является базовой ценностью культуры. Если для сравнения взглянуть на Восток, то там мы увидим совершенно другую картину. Дело в том, что исторически, еще со времен античности, европейская цивилизация основывала свое бытие на рациональности. И она пронесла эту идею сквозь века, нимало не принизив ее значения. Наоборот, со времен просветителей и энциклопедистов Нового времени, считавших, что рациональность должна спасти мир и прийти на смену метафизике и религии, ее ценность все более увеличивалась. На сегодняшний день мы имеем огромное количество социальных институтов, завязанных на рациональность как базовую ценность. Особенно это касается в первую очередь Америки, затем Европы.

Со времени изобретения компьютера облик все западной цивилизации существенно изменился. Еще издревле, как пишет Е.Ю. Леонтьева [1], рациональность понималась на западе прежде всего как расчетливость. Русский же этимологический словарь связывает последний термин с понятием счета. И это справедливо. Весь облик западной культуры со времен Великих географических открытий и начала Нового времени связан с деятельностью купцов-мореплавателей, которые отправляли заокеанские экспедиции в надежде обрести сокровища, а после удачного исхода дела подсчитывали барыши. Отсюда и берет свое понимание рациональность. Другая трактовка – это умение дельца так рассчитать мероприятие, придумать хитрый план и предусмотреть все исходы дела, чтобы в случае чего не потерять прибыль. Оба эти понимания близки по смыслу.

И сегодня мы являемся, в некоторой степени, «заложниками» этой общественной системы, в основе которой лежит понятие рациональности как расчетливости. Современный западный мир (Европа и Америка) показывает нам и всему миру определенную модель общества, построенную целиком на рациональности указанного типа. В современной его трактовке это – экономическая рациональность, в которой «правят бал» понятия прибыли и эффективности, и совершенно исключен этический и культурный компонент. Личность в такой культуре – не более чем потребитель (товаров, услуг), источник обогащения предприимчивых дельцов. И хотя сами «правила игры» стали менее прозрачными, чем двести лет назад, во времена ковбоев, в общем ситуация осталась прежней. И все разговоры о якобы учете личностных особенностей, внутреннего мира человека и его потребностей – не более чем самые изощренные способы заставить людей больше потреблять.

В западной культуре, таким образом, рациональность навязывается «сверху», как со стороны правительства, которому нужны идеальные законопослушные граждане, так и со стороны ТНК, которым нужны идеальные потребители.

Это всеобщее навязывание рациональности «сверху» все больше убеждает нас в том, что человек как субъект культуры, как личность, теряет подлинную свободу. Особенно это заметно после подписания так называемого «патриотического акта» в США, по которому малейшее подозрение в терроризме, оправданное или неоправданное, доказанное или недоказанное, автоматически лишает человека как гражданина своей страны всех гражданских свобод, и самой главной свободы – свободы быть личностью и иметь свое мировоззрение, свободы высказывать свои идеи и делиться ими с другими, свободы быть человеком.
Библиография:
1. Леонтьева Е.Ю. Рациональность и ее типы: генезис и эволюция. /Дисс. … д.филос. н. – Р-н-Д., 2003.

2. Ракитов А.И. Регулятивный мир: знания и общество, основанное на знаниях. // Вопросы философии, №5 2005, с. 82-94.

3. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. //Вопросы философии, №6 1992, с. 91-105.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре icon©Заикин А. А., 2010 (г. Таганрог, Ростовская обл.) Общественные отношения...
На сегодняшний день мы имеем огромное количество социальных институтов, завязанных на рациональность как базовую ценность. Особенно...

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре icon91. Как понималась рациональность в античной философии?
Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной. Но так как европейская рациональность уходит корнями в культуру...

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconЧто понимается под исследованием систем управления?
Какое значение для проведения исследований имеют такая характеристика процесса управления, как, цели организации?

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре icon©Заикин А. А., 2010 (г. Таганрог, Ростовская обл.) Кризис науки как...
Рациональность и свобода как базовые ценности личности в условиях современных социально-цивилизационных вызовов

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconАктуальность исследований определяется необходимостью совершенствования...
Целью работы является уточнение и детализация зонального расчленения юрских отложений севера Западной Сибири по фораминиферам и остракодам...

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconТема: Образы растений (дерева, куста, цветка) в лирике Марины Цветаевой
Образы растений в произведениях русских поэтов часто имеют символическое значение, и эта традиция восходит к мифологическому народному...

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconП. П. Гайденко Научная рациональность и философский разум
Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconРабочий тест по теме «Лексика»
Какое из слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль проданы»?

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconГде ты родился, вырос?
Родился в Москве. Детство прожил на Юго-Западной. Там начал заниматься музыкой, ходить в клубы, приобщаться к рэп-культуре. Пять...

Какое значение имеют рациональность и свобода в западной культуре iconСобрание легенд и историй о вампирах. В книге Нод
Некоторые слова изменили свое значение в сообществе Проклятых, другие же имеют оригинальное значение среди вампиров. Собраться, живущие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница