Элективный курс «Культурный аспект российской истории»




Скачать 473.42 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Культурный аспект российской истории»
страница1/5
Дата публикации08.04.2013
Размер473.42 Kb.
ТипЭлективный курс
www.vbibl.ru > Культура > Элективный курс
  1   2   3   4   5

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ



КРАЕВОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2012»



Марюфич

Татьяна Викторовна,

учитель истории и МХК

высшей квалификационной категории


Содержание



  1. Актуальность опыта – с. 3

  2. Хронологические рамки и этапы исследования – с.6

  3. Исходные теоретические позиции – с.7

  4. Теоретическая база опыта – с.9

  5. Технология опыта – с.13

  6. Элективный курс «Культурный аспект российской истории» - с.14

  7. Модель формирования общекультурной идентичности старшеклассников в процессе изучения истории – с.16

  8. Средства продуктивного обучения - с.17

  9. Продуктивное обучение через фреймовые опоры – с.19

  10. Методические приемы формирования и развития аналитико-синтетических способов учебной деятельности – с.28

  11. Показатели, критерии и методы диагностики – с.31

  12. Результаты – с. 35

  13. Заключение – с.37

  14. Литература – с.39


Актуальность опыта

Современное общество основывается на высокотехнологичной культуре, которая становится важнейшим фактором функционирования социальных институтов, деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Одной из основных проблем современности является опасность утраты смысловых универсальных оснований общечеловеческой культуры и, следовательно, возможности достижения взаимопонимания между различными сообществами людей. В современном российском обществе индивид испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих иные системы ценностей и социальных норм. Возникают конфликты культурных констант, которые проявляются в поведении и мышлении людей, социальных общностей.

Проблема формирования общекультурной идентичности обусловлена особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания и экологии детства, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества.

Формирование общекультурной идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Таким образом, на наш взгляд, XXI век выдвигает ряд требований к образованию:

  • Первое – формирование коммуникативной личности. Мы живём в эпоху бурного технологического развития. Новая среда требует невиданного ранее набора способностей, умений и систем работы с информацией. Только овладев ими, человек сможет свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, быстро переобучаться, эффективно действовать в условиях глобальных инновационных сдвигов.

  • Вторая принципиальная проблема связана с идентичностью человека. Без исторических корней, чувства принадлежности к родной культуре невозможно стать настоящей индивидуальностью, обрести собственную уникальную человеческую миссию. Важно быть адекватным социальному коммуникативному пространству, тогда ты сможешь решать современные задачи, но ещё важнее, быть патриотом – человеком, любящим свою Родину. Энергию жизни, источник смысла дают семья, родной дом, Школа в высоком понимании этого слова, земля, где ты вырос. Поэтому вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, также выходят на первый план.

  • Третье требование времени – формирование человека культурного. Сейчас становится понятно, что XXI веку требуется новый «образец» Человека. По всей видимости, им может стать человек созидающий, творящий в согласии с собой, социумом, культурой и Природой. Сегодня России нужен человек, который способен созидать, а не потреблять, культурно коммуницировать, а не поглощаться информационным пространством массмедиа и интернета. Человек, понимающий ценность культурных традиций, масштабов и ресурсов страны, в которой он живёт.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека, особенно старшеклассника, и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности педагога. Формирование идентичности личности составляет ключевую задачу в юношеском возрасте. Юношеский возраст – возраст самоопределения – жизненного, личностного, профессионального. Самоопределение характеризуется не только пониманием себя, своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в обществе и жизненного предназначения. Три линии развития приводят кризису идентичности подростка: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность.
Анализ состояния процесса формирования и становления общекультурной идентичности в период обучения в школе позволил выявить ряд противоречий:

  • между возрастающей социальной значимостью проблем формирования общекультурной идентичности молодежи и недостаточной практической разработанностью ее в условиях школьного обучения;

  • между огромным гуманистическим потенциалом предмета история и низким уровнем целенаправленного использования этого потенциала для формирования общекультурной идентичности старшеклассников;

  • между стремлением личности к саморазвитию, самореализации и недостаточным вниманием современной школы к созданию условий для становления общекультурной идентичности школьников.


Поиски разрешения противоречий, актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия для образовательных учреждений определили выбор темы инновационного опыта: «Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения».
^ Цель опыта: создание эффективных педагогических условий для развития и становления общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения на уроках гуманитарного цикла.
Определение цели позволило сформулировать основные задачи:


  • Изучить проблему становления общекультурной идентичности в подростковом возрасте в педагогической теории и практике.

  • В контексте аксиологического подхода в преподавании истории выделить культурные универсалии, позволяющие конкретизировать процесс формирования общекультурной идентичности личности.

  • Выявить возможности и особенности применения технологий продуктивного обучения для становления общекультурной идентичности.

  • Разработать и апробировать педагогическую модель формирования и становления общекультурной идентичности старшеклассников

  • Разработать систему показателей, критериев оценки и методов диагностики динамики процесса становления общекультурной идентичности в ходе реализации модели.


^ Хронологические рамки и этапы исследования:
Первый этап – поисково-эмпирический (2008 – 2009).

Основные результаты которого состояли в уточнении проблемы, цели и задач исследования, формулировке основных концептуальных положений, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности общекультурной идентичности учащихся.

В этот период был проведен анализ традиционной системы работы учителя истории и МХК, знакомство с современными образовательными технологиями и подходами к организации образовательного процесса, была начата апробация и внедрение в урочную и внеурочную систему элементов разрабатываемой системы работы (создание условий для формирования и становления общекультурной идентичности старшеклассников в образовательном пространстве школы).

^ Второй этап, практический (2010 – 2011) период комплексного применения методов и приемов продуктивного обучения в образовательном процессе (как в урочной, так и во внеурочной работе). Анализ результатов работы, популяризация опыта. Апробация нового учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово». Разработка и апробация элективного курса «Культурный аспект российской истории»

Диагностика на промежуточном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

^ Третий этап, обобщающе-аналитический (2011 – 2012) уточнение полученных результатов, оформление итогов исследования, дальнейшая их апробация, обобщение, распространение опыта.
^ Диапазон опыта

Внедрение модели осуществлялось в среднем звене и профильных классах третьей ступени, на уроках и во внеурочной деятельности (занятия с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам и конкурсам, работа научного общества учащихся).
^ Исходные теоретические позиции.
Характеристика идентичности как категории педагогики.

Наше время мыслители называют «эрой индивида», временем персонализации и обязательного самоопределения. Современная социология считает, что избежать индивидуализации человеку в современности не удастся, она становится его судьбой. Во многом это обусловлено переходом от «назначенной» идентичности к самостоятельно «найденной» и «выбранной».

При этом именно сегодня говорится о кризисе идентичности. «Герой» нашего времени расщепился на множество идентичностей, которые он не может привести к «единому знаменателю», он покрыт множеством «масок», за которыми вряд ли найдешь истинное «лицо». Исчезает инстанция «Я» как гарант самотождественности человека. Появляется странное человеческое существо – «человек без Я». Такой человек – «существо без Я», полиидентичный – во многом оказывается безопорным и потерянным.

С точки зрения психологии идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – это осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
^ Общекультурная идентичность.

Общекультурная идентичность подразумевает приобщение личности к мировой культуре и всеобщей истории человечества, осознание себя «человеком мира», переживание единства судеб мира и человеческого рода. Перечень предметных дисциплин, открывающих возможности формирования общекультурной идентичности, включает в себя: математику как универсальный язык общения; информатику, физику, экономику, мировую литературу, историю, мировую художественную культуру.

Культурная идентификация (самоидентичность), представляющая установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризацию ее ценностей, играет на современном этапе социокультурной динамики особую роль. Она имеет взаимосвязь с образовательным процессом на всех его этапах: от дошкольного образования до высшей школы.

Современное историческое образование представляет собой пространство, объекты / субъекты которого содержат собой пласт культурных ценностей, традиций, опыта многих поколений, ставших одной из культурных составляющих личности школьника. Уроки гуманитарного цикла обладают возможностями через раскрытие творческого потенциала личности старшеклассника укрепить его культурную идентичность, не позволить ей оказаться «размытом» в поликультурном контексте, сформировать готовность к межкультурной коммуникации и диалогу культур, имея внутри себя стержень ценностей национальной культуры, представляющих фундамент идентичности.

Анализ соотношения общечеловеческой (общекультурной) и этнической идентичности обнаруживает, что понятие «культурная идентичность» с одной стороны уже, а с другой шире, чем «этническая идентичность». Если в понимании «культурной идентичности» ориентироваться на такие конструкты как раса и национальность, культурная идентичность будет совпадать с этнической. Однако культура, будучи тесно связана с национальностью, значительно шире, может объединять несколько стран или этносов или предполагать наличие множества равнозначных культур, существующих внутри одной страны. Общепризнанно, что этническая идентичность человека может не совпадать с его культурной принадлежностью.

Культурная идентичность определяет психологическую принадлежность личности к определённой культуре и предполагает осознание своего «Я» на основе самоотождествления с принятыми в обществе культурными характеристиками и проявлении к ним лояльности (Флиер, 2002).

Процесс формирования культурной идентичности осуществляется в форме социализации и инкультурации. Социализация носит универсальный характер и представляет собой процесс усвоения социо-культурных норм и ролей, кристаллизующих опыт материальной и духовной культуры человечества путём передачи норм и правил поведения от старшего поколения младшему.

Процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом и могут протекать только совместно (Грушевницкая, … 2001).

Таким образом, общекультурная идентичность есть элемент самосознания, проявляющийся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенности и непрерывности в процессах принятия, интериоризации и интрариоризации культурных моделей, транслируемых значимыми с его точки зрения культурными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами. Целостное представление о сущности общекультурной идентичности личности обеспечивает рассмотрение данного феномена в единстве проявлений: когнитивно-смысловых, эмоционально-ценностных и деятельностных.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconПрограмма элективного курса Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Элективный курс «Решение задач с параметрами» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в течение...

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconРабочая программа педагога «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания»
Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием...

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconРабочая программа Губиной Юлии Викторовны (I категория) по элективному...
Элективный курс предназначен для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки. Данный курс разработан учителем математики...

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconПрограмма факультативного курса Политическая сфера жизни общества
Данный курс предназначен для факультативного курса. Для его составления использован элективный курс «Политология» под редакцией Т....

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconПрограмма элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconЭлективный курс анализ текста
...

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconЭлективный курс Составитель
Цель курса – ознакомить учащихся с языковыми реалиями в различных ситуациях повседневного общения в сфере туризма и бизнеса, научить...

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconГеннадьева Марина Витальевна Район Московский Место работы моу «сош...
Номинация – «Метапредметный элективный курс как технология формирования креативного мышления учащихся»

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра «Истории...
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» iconЭлективный курс по английскому языку «Деловой английский»
Целью курса является создание условий для учащихся, обеспечивающих развитие и совершенствование знаний и умений в области делового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница