Фывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ




Скачать 370.15 Kb.
НазваниеФывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ
страница1/3
Дата публикации16.03.2013
Размер370.15 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2   3

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





Технология методической работы
Материал из «Энциклопедии образовательных технологий» Селевко Г.К.


^ Личность характеризуется не только тем,

что она делает, но и как делает.

Ф. Энгельс

Внутришкольная методическая работа — одно из важнейших звеньев иерархической лестницы научно-методического сопровождения деятельности учителя, включающей все методические учреждения и организации республиканского, регионального и муниципального уровней.

Внутришкольная методическая работа — это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счёте на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Правомерно рассматривать методическую работу как важнейшую компоненту внутришкольного управления.

Внутришкольная методическая работа — особое и очень важное звено в целостной системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, так как обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами дополнительного профессионального образования:

  • внутришкольная методическая работа проводится непосредственно в школе;

  • имеет относительно непрерывный, повседневный характер;

  • позволяет связать содержание и характер управления с проблемами, ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса;

  • позволяет сделать рост педагогического мастерства учителей и других педагогических работников управляемым процессом, так как руководители методической работы в школе имеют возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретного учителя, классного руководителя, выявлять прогрессивные тенденции, а также недостатки и затруднения в их деятельности;

  • методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплочённость которого создают особенно благоприятные условия для решения методических задач;

  • методическая работа в школе предоставляет каждому учителю реальную возможность участвовать не только в реализации готовых программ, но и в их планировании и разработке.

Внутришкольная методическая работа может быть рассмотрена как надпредметная общепедагогическая метатехнология.
^ Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология.

Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный, гуманистический, индивидуальный, коммуникативный.

^ Характер содержания: профессионально ориентированный, адаптивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержка (сопровождение), помощь, управление.

^ Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, развивающие.

Организационные формы: индивидуальные, групповые.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + действенно-практические.

^ Подход к объекту и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный.
Цели

  1. Обеспечение связей школы как системы с более широкими системами, педагогической наукой, опытом учителей других школ:

  • осмысление социального заказа общества и государства к школе, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов народного образования (результатом выполнения этой задачи становится точное понимание всеми учителями своих обязанностей);

  • внедрение достижений и опыта педагогов-новаторов (результат осуществления этой задачи — освоение лучшего опыта в работе школы);

  • внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки (результатом этих действий является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры учителей);

  • распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри школы (эта задача часто недооценивается, но на самом деле очень важна, так как выход опыта учителя за рамки школы — сильный стимул дальнейшего творческого роста).

  1. Формирование целостного работоспособного педагогического коллектива:

  • создание условий и поддержка самообразования учителей;

  • консолидация, сплочение педагогического коллектива;

  • выработка единого педагогического кредо, общих ценностей и традиций;

  • диагностика и анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов, изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развитости школьников;

  • предупреждение и преодоление недостатков в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

  • поддержка и стимулирование педагогического творчества и инициативы учителей и воспитателей;

  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы.

  1. Качественное внутришкольное повышение квалификации учителей. Формирование ключевых компетентностей педагогических работников, высокого индивидуального уровня профессионализма каждого учителя:

  • общекультурной компетентности, направленной на развитие и совершенствование его духовной культуры, творческого потенциала;

  • методологической и мировоззренческой компетентности, ориентированной на развитие современного стиля, диалектического мышления, профессионально-ценностных взглядов и убеждений, на правильный выбор философско-методологических проблем смысла жизни и направлений развития общества;

  • научной компетентности учителя — знаний в той области науки, которая лежит в основе преподаваемого предмета, обеспечение профессиональной информацией;

  • методической компетентности учителя: владение методикой преподавания, педагогическим содержанием своего предмета, вариативным его представлением, содержанием новых учебных программ и учебников;

  • общепедагогической компетентности, заключающейся в стремлении к самообразованию, в знании и умении применять наиболее важные современные образовательные концепции и технологии, в освоении опыта учителей—новаторов и мастеров педагогического труда;

  • психолого-физиологической компетентности: знания и изучения учителем личности учащихся с точки зрения возрастных и индивидуальных психолого-физиологических особенностей; владение организацией здорового образа жизни, развитие культуры эмоций, умений саморегуляции учителя;

  • нравственно-этической компетентности: соблюдение норм и правил поведения в системах отношений «учитель — учащийся», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители», решение воспитательных задач в содержании методической работы;

  • информационно-технической компетентности учителя: умение эффективно использовать возможности современных информационно-технических средств для повышения качества образования, воспитания и развития.


^ Концептуальные положения

  1. Принцип связи с жизнью, актуальности, ориентации организаторов методической работы на учёт современного социального заказа общества.

  2. Принцип научности методической работы: соответствие всей системы повышения

  3. квалификации учителей современным научным достижениям в самых различных областях; реализация этого принципа включает в себя диагностику и проблемный анализ, рефлексию конкретного состояния дел в школе.

  4. Принцип системности методической работы; подход к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства целей, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты.

  5. Принцип комплексности методической работы: единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации учителей (по вопросам методики, дидактики, психологии, этики и т.д.).

  6. Принцип творческого отношения к учительскому труду: активизация всех учителей школы, создание каждым учителем собственной технологии обучения и воспитания.

  7. Принцип единства теории и практики выступает одновременно против двух нежелательных крайностей: недооценки роли теории и излишней теоретичности методической работы.

  8. Принцип коллективности методической работы позволяет разумно сочетать общешкольные, групповые и индивидуальные формы методической работы.

  9. Принцип комфортности: создание благоприятных социально-психологических, демократических условий для эффективной работы учителей; этот принцип в конечном итоге активизирует творческий поиск учителя.


^ Особенности структуры и содержания технологии методической работы

Модель методической работы.

Одно из важных условий эффективного руководства — системное видение внутришкольной методической работы. Структуру системы методической работы можно представить в виде семантического фрактала. Методическими модулями — координатами внутришкольной методической работы являются: цели, концепция, объекты и субъекты, направления и формы деятельности, повышение квалификации и специфические управленческие функции.

^ Формы организации методической работы

Организационный аспект структуры системы построен из форм методической работы. Выделим две группы организационных форм этой работы: коллективные формы и индивидуальные. К коллективным формам методической работы относятся семинары, практикумы, научно-практические конференции, педагогические советы, школьные методические объединения и т.д., а к индивидуальным — индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование.



Коллективные и индивидуальные формы методической работы не могут существовать отдельно друг от друга, они взаимопроникают и дополняют друг друга; только при таком подходе можно говорить о правильном выборе тех или иных форм методической работы.

^ Методический совет школы

«Мозговым центром», коллективным разработчиком программы развития школы становится Методический совет. В его состав входят администрация школы, руководители методических объединений и наиболее компетентные учителя.

Методический совет готовит и планирует педагогические советы, учебно-воспитательные общешкольные мероприятия (предметные недели, олимпиады, месячники, научно-практические конференции), организует работу над единой методической темой школы, руководит обобщением и изучением передового педагогического опыта, координирует работу методических объединений. На заседаниях методического совета обычно рассматриваются следующие вопросы:

  • организация подготовки к педагогическим советам;

  • освоение и использование педагогами школы передовых педагогических технологий и их элементов;

  • передовой опыт, педагогическое мастерство, его составляющие, рост педагогического мастерства;

  • организация и проведение конкурсов «Учитель года школы», «Классный руководитель года школы»;

  • обучение без двоек, плюсы и минусы;

  • преемственность обучения между начальной школой и средним звеном.

Интересно и с большой пользой для коллег проходят в школе заседания творческих групп. Такие группы подвижного состава создаются при работе над какой-то школьной проблемой, но чаще при подготовке заседаний МО, семинаров, педсоветов, методических дней. Итогом работы творческих групп может быть выступление с докладом, открытые уроки или оформление методических рекомендаций, памяток и других материалов.

^ Методические объединения

В современной школе систематическая методическая работа ведётся в рамках методических объединений, цель которых — коллективное творчество учителей, знакомство с результатами новейших исследований в области преподаваемых наук, методическими приёмами работы передовиков. Изучаются новые технологии по использованию технических средств в обучении. Заслушиваются сообщения учителей о результатах их деятельности.

Кафедры

На новой стадии развития школы появились новые структурные образования в инновационной системе школы — школьные кафедры (вместо методобъединений). Они появились, когда инновационные идеи развития школы потребовали научно обоснованных действий учителей и руководителей школы, привлечения к деятельности методических объединений научных сил.

Кафедры — это объединения учителей и научных сотрудников, которые ведут научно-исследовательскую работу под руководством кураторов — учёных. Кафедры решают вопросы учебной и экспериментальной работы: изменение учебных планов, содержание программ по учебным дисциплинам, разрабатывают и утверждают диагностические материалы для отслеживания результатов развития детей, планируют внеклассную работу по предметам, определяют критерии дифференциации и профилизации обучения, обсуждают и утверждают внутрипредметные эксперименты.

^ Школы передового опыта

Наряду с методическими объединениями важную роль в структуре методической работы выполняют школы передового опыта. К опытному учителю прикрепляются 2-4 учителя по данной специальности, им оказывается методическая помощь, передаётся ценный опыт.

^ Творческие проблемные группы.

В ряде школ создаются проблемные группы, систематизирующие и распространяющие передовой опыт. В них одновременно ведутся информационный обмен, совместное проектирование, сотворчество, общий анализ результатов. Деятельность их начинается с изучения литературы по какой-либо проблеме, посещения уроков учителей, выработки определённых гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы, в них привлекаются всё новые и новые учителя.

^ Открытые уроки.

Не менее важной формой методической работы остаются организация и проведение открытых и показательных уроков, демонстрация опыта учителя-мастера для демонстрации методов учебной и воспитательной работы. Пример: просмотр открытого урока по использованию технических средств обучения, урок

проблемного обучения.

^ Регулярные мероприятия

— профессиональные конкурсы на лучшего в профессии, научно-практические конференции или педагогические чтения как своеобразный отчёт учителей по итогам творческих поисков по той или иной проблеме.

Мастер-класс

— ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путём прямого и комментируемого показа приёмов работы. Группы на посещение мастер-класса в таком понимании формируются по предварительной записи, не могут быть очень большими.

Мастер-класс весьма близок к мастерской, к студии. Он так же, как и мастерская, и студия, предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом личность мастера, заимствован из практики искусства. В то же время мастер-класс часто является разовой формой.

Открытый урок может быть мастер-классом, а может им и не быть. Нужно определить, с какой целью даётся открытый урок. Если для экспертизы коллегами какого-то разработанного учителем ноу-хау или как необходимое мероприятие при аттестации, то мастер-класс как форма повышения квалификации учителей здесь ни при чём. Если же учитель разработал какую-то новую технологию или работает по альтернативной программе на новом содержании образования и даёт открытые уроки именно для повышения квалификации приглашённых коллег, имеет лицензию на этот вид образовательной деятельности или работает по лицензии института повышения квалификации (научно-методического центра), можно сказать, что открытый урок проводится в форме мастер-класса.

^ Методический кабинет в школе

Методический кабинет — центр методической работы, «копилка» всех педагогических идей и начинаний.

Методический кабинет имеет план работы на год, деятельность его направлена на выполнение единой методической темы школы, а в конечном итоге на повышение профессионализма педагогического коллектива. В план работы методического кабинета входят мероприятия, связанные с подготовкой и проведением педагогических советов, конференций, оказанием помощи молодым специалистам, участием в классно-обобщающих контролях по параллелям, проведением срезовых и контрольных работ по предметам.

В методическом кабинете есть перечень материалов в помощь учителю (творческие отчёты педагогов школы, открытые уроки, воспитательные мероприятия, авторские программы и индивидуальные методические темы, работа с

родителями, дидактический материал по предметам). Кроме того, в методкабинете можно познакомиться с образцами поурочных планов, схемами самоанализа и анализа урока, общими требованиями к проведению открытых уроков и к тематическому планированию, схемами классно-обобщающего контроля, схемами разбора внеклассного мероприятия, программами педагогических советов, конференций, семинаров по учебным годам (за последние пять лет), выступлениями на педагогических советах, альбомами-представлениями, книгами по инновационным процессам в современной школе.

В тесной связи с методическим кабинетом школы работает читальный зал как его структурное звено. Методисты школы и заведующая читальным залом создают картотеку всей литературы по различным разделам педагогической науки.

В читальном зале действует сменная выставка с новинками литературы по различным разделам педагогики, психологии и методики преподавания.

При наличии в школе информационно-компьютерных средств методический кабинет функционирует как информационно-методический центр. Основные сферы его деятельности: информационная, диагностико-прогностическая, инновационная, а также создание условий для аттестации и повышения квалификации работников

образования.

При наличии модемной связи удовлетворение информационных потребностей кадров происходит через образовательную региональную сеть и Интернет.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница