В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека»




Скачать 144.5 Kb.
НазваниеВ. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека»
страница1/2
Дата публикации11.04.2013
Размер144.5 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы начальной школы (к вопросу успешности внедрения новых государственных образовательных стандартов:

теория и практика реализации)


В.А. Сухомлинский

«Наступающий век – это век Человека»

Горбунов А.Ю., директор

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Австрии


Переход России к новым социально-экономическим, политическим реалиям в начале XXI века отмечен прежде всего сменой ценностных и социальных приоритетов, усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогическую лексику возвращаются понятия «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти установки в новую ценностную систему общества. Это требует необходимости конкретизации и детализации на уровне повседневной педагогической деятельности, системности в воспитательной и учебной работе.

Сегодня в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО) стратегически приоритетным является смена ее парадигмы: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития ЛИЧНОСТИ учащегося. Этот переход требует концептуальной разработки, систематизации и анализа состояния традиционной воспитательной практики, выделения главных аспектов данной проблемы.

На наш взгляд таковым является мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы. В начальной школе наиболее содержательно, организационно и целенаправленно осуществляется учебная и воспитательная деятельность, целью которой является создание эффективной системы, способствующей саморазвитию и самореализации ребенка.
Мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы начальной школы при Посольстве России в Австрии (концепция):

Педагоги начальной школы уделяли и всегда уделяют значительное внимание воспитанию младших школьников, совершенствованию и современному обновлению учебной и внеурочной воспитательной деятельности с детьми.

Классные руководители начальной школы (Барашкина Н.М., Носова И.В., Качан Н.С., Князева Н.В.) владеют широким арсеналом форм и способов организации.

Воспитательную систему начальной школы, как и школы в целом, можно рассматривать как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, позволяющий добиться конкретного результата в решении задач основных образовательных программ. Определяя условия, при которых воспитательная система может успешно развиваться, выполнять требования ФГОС НОО, необходимо выделить следующие общие принципы:

  • чёткая формулировка целей деятельности;

  • освоение этих целей всеми участниками образовательного процесса;

  • определение системообразующей деятельности воспитательной системы;

  • наличие квалифицированных кадров;

  • выбор педагогически целесообразных технологий;

  • создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности, диалога;

  • использование воспитательных возможностей культурной среды страны пребывания;

  • организация педагогически целесообразного управления;

  • включение родителей, детей в управленческий процесс;

  • изучение опыта других заграншкол и использование элементов этого опыта.


Концепция воспитательной системы нашей начальной школы

  • Главной задачей в соответствии с требованиями ФГОС НОО является раскрытие способностей каждого ребенка в целях успешного овладения УУД.

  • Школа должна научить ребенка самостоятельно действовать, ценить и развивать свою собственную уникальную личность (Е. Погат «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать - и я научусь»).

  • Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом функционирования воспитательной системы является ЛИЧНОСТЬ ученика начальной школы, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающая постоянное воздействие макросоциума.


^ Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности

(блоки направления воспитания)

  1. Развитие познавательного потенциала (ступени личностного роста): приобретение знаний, их систематизация - «Мой индивидуальный мир», «Мой мир знаний», «Мой мир отношений».

  2. Формирование мотивационно – ценностного поведения: (направление воспитательной системы): формирование потребностей, мотивов, отношений, помыслов, устремлений.

Этот блок ориентирован на физическое, семейное, нравственное, гражданское воспитание. «Здоровье», «Семья», «Я гражданин России», «Вдохновение», «Культура», «Человек»)

  1. Деятельностное направление воспитания.


^ Принципы воспитательной системы.

Ориентированы на создание условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. («Самоумение реализовать себя», «Творческая активность», «Успешность», «Общение»).

Компоненты содержания воспитательной системы

  • «Здоровье» (здоровый образ жизни, спорт, гармония тела, духа и разума).

  • «Я гражданин России» (национальные традиции, народное творчество).

  • «Культура» (эстетическое воспитание, искусство, культура, поведение, творчество).

  • «Учебный труд» (культура учебного труда, самостоятельность учебной деятельности, успешность учебного труда).

  • «Человек» (культура общения, воспитания, толерантности, основы правовой культуры, доверие).


Методы, формы и средства реализации концепции воспитательной системы начальной школы

(некоторые аспекты урочной и внеурочной деятельности)

Задачи:

  1. Помочь ребенку раскрыться.

  2. Оценивать достигнутые результаты.

  3. Подчеркивать его развитие и продвижение в сравнении с предыдущими достижениями.

  4. Отметить старания ребенка.

Воспитательные технологии при личностно-ориентированном обучении и воспитании:

    • коллективно-творческие дела (проекты: «Ларец народного творчества», «Наша первоклассная азбука»), педагог Носова И.В., 2 класс;

    • Ежегодный семинар-практикум «Рождественский сувенир» (муниципальный проект городских властей Вены), учитель информатики (дополнительного образования) Шамшина Г.А.

    • Тренинг общения, социализации (проекты: «Веселая семейка», «Я+ТЫ=МЫ», педагог Носова И.В.

Ранее акцент делался на сплочение классного коллектива, сейчас ФГОС НОО ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для развития личностного потенциала ребенка: человек – индивид – личность – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Таким образом, ценностно-ориентированным ядром концепции воспитательной системы нашей начальной школы является создание условий для развития общечеловеческих качеств личности младшего школьника, способной к творческому самовыражению, самореализации и самоопределению, которые содействуют успешному овладению УУД. Основой технологии воспитательного процесса при личностно-ориентированном образовании (обучении, воспитании) является единство урочной и внеурочной работы.
^ Мотивационно-ценностный потенциал воспитательной системы начальной школы

Мотив – это реальный источник поведения, деятельности, отношений, цель, к которой стремится личность).

^ Функции мотива:

- осуществляет реальное побуждение и деятельности (включает в деятельность);

- придание направленности выполняемой деятельности (планируемые результаты учебной деятельности ФГОС НОО);

- смыслообразование (смысл – это ответ на вопрос зачем личности учащегося нужен предмет его деятельности).

^ Смысл мотивационного подхода в том, что ребенок сам включается в деятельность, проявляет активность. Три безусловных и безупречных мотивах ученика начальной школы: нравственный мотив (добро всем), познавательный мотив (хочу знать), эстетический мотив (чтобы было красиво).

Мотив возникает раньше, чем мотивация, которая шире по своему социально-психологическому, технологическому содержанию.

Схема мотивации:

(внутренний процесс)

О. Бюффон

«Стиль – это человек»

  1. Самосознание (Кто я? Какой я?)

  2. Самоопределение (Чего хочу?)

  3. Самовыражение (Как это сделать?)

  4. Самоутверждение (Хочу это сделать!)

  5. Самореализация (Делаю так!)

  6. Саморегуляция (могу изменяться и изменяюсь)

Самость как отражение внутреннего плана развития личности ребенка, формирования его ИСД (индивидуального стиля деятельности).
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности

(из наблюдений на уроках и внеклассных мероприятиях

учителей начальной школы)

Педагоги школы уделяли и уделяют значительное внимание формированию у младших школьников устойчивой мотивации к учебной деятельности. Это находит сове подтверждение в широком и содержательном арсенале форм, методов и способов организации учебной деятельности, в частности:

  1. Отбор содержания учебного материала (рабочая программа по предметам).

  2. Организация учебной деятельности (личностная ориентация обучения).

  3. Стиль педагогической деятельности учителя (общение, поощрение).

  4. Коллективные, групповые формы урочной и внеурочной работы (комплексный проектный подход).

  5. Оценка учебной и творческой деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике (1 класс – учитель Барашкина Н.М.).

Эффективность и качество посещенных уроков педагогов Носовой И.В., Качан Н.С., Князевой Н.В. составляют 55-60%.

  1. Личностные качества учителя (максимальная гибкость, сопереживание, сочувствие, восприимчивость к потребностям учащихся, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе).


^ Моделирование личности выпускника начальной школы

(ценностный потенциал воспитательной системы начальной школы)
Ценностный потенциал: восприятие ценности семьи и своей жизни, любит свою школу, авторитет педагога, понимание ценности дружбы со сверстниками, ярко выражен мотив достижений, доброта, честность, аккуратность.

^ Познавательный потенциал: ЗУН, соответствующие характеристике конкретного школьника, умение быстро и осмысленно читать, навыки этикета, внимание, воображение.

^ Творческий потенциал: навыки поискового мышления, элемент умения анализировать свою деятельность, объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.

^ Коммуникативный потенциал: умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками, умение общения со взрослыми.

Физический потенциал: соблюдение режима дня, правил личной гигиены, физическая выносливость, стремление быть ловким, сильным, смелым.

^ Художественный потенциал: художественная активность в творческих сферах – музыкально-песенной, декоративно-прикладной, танцевальной, литературной декламации.
^ Некоторые итоги реализации мотивационно-ценностного потенциала воспитательной системы начальной школы (2012/2013 учебный год)

Внеурочная деятельность:

Задача: формирование у ребенка потребности в дополнительных знаниях, пробудить любознательность, сформировать умения что-то делать своими руками, умение видеть, слушать, понимать.

^ Спортивные кружки (в 44 объединениях на базе школы занимаются 129 учащихся, из них 13 кружков в начальной школе – 33 ученика);

На договорной основе работают секция Австрийской ассоциации САМБО и кружок прикладного художественного творчества «Мы рисуем»;

^ Предметные кружки: «Компьютерный городок», Ритмика, «Нескучная математика», «Мастерская слова», «Литературное творчество»;

Социальная работа: «Школа общения», «Семья»;

Проектная деятельность: газета «На школьной волне», рождественские творческие семинары и мастерские в г. Вене; проект «Народное творчество»;

Традиционные общешкольные праздники – «День знаний», «День учителя», «День матери» и др.

Как показывает опыт работы не только нашей школы и практика организации внеурочной деятельности в нашей школе убедительно доказывает то, что дополнительное образование на базе школы с использованием реальных возможностей информационно-культурной среды страны пребывания, является для ребенка специфической средой для его творческого развития, становления жизненного опыта, возможности переноса образовательного успеха в другие важные для него сферы: учебную, досуговую сферу, в сферу неформального общения, подчеркивает практическую значимость получаемых им знаний, обозначает направления их применения и этим привлекательны для младших школьников.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconТрансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе
Железный век. За ним следует бронзовый. Как долго, как долго ещё ждать, пока вернутся, следуя круговороту, более мягкие эпохи: век...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconЭкономичный тур «В краю Тихого Дона» I
Скифов (7 век до н э.) и Сарматов (3 век до н э.). Эти сокровища, обнаруженные на территории Ростовской области, отражают картины...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconВ поисках утраченного общения руководитель проекта
Мы живём в очень интересное время. За окном XXI век – век информационных технологий и информационного общения. Современники называют...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconВ. А. Сухомлинский Лидерство начинается с личных качеств лидера
Если чело­век не рождается социальным существом, то он неизбежно становит­ся таковым. Действительно, человек появляется на свет совершенно...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconБаку столица евровидения
Баку, возможно, самой интересной для осмотра. Девичья Башня (XII век), Дворец Ширваншахов (XV век), Замок Сынык Гала, Караван Сарай,...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Труд – это неотъемлемый признак, характеризующий как отдельного индивида, так и общество в целом. Взгляды на труд, на трудовые отношения,...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconВлияние социальных сетей на формирование сознания молодежи
Хi век век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми,...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconШестая всероссийская научно-практическая конференция «Россия – XXI...
Конференция «Россия – XXI век» входит в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconDer Ich «Век криминалистики»
«Век детективов» — мог бы только ввести в заблуждение, ибо читатели, скорее всего, предположили бы что речь в ней идет о расцвете...

В. А. Сухомлинский «Наступающий век это век Человека» iconБаку – встречаем новый год
Баку, возможно, самой интересной для осмотра. Девичья Башня (XII век), Дворец Ширваншахов (XV век), Замок Сынык Гала, Караван Сарай,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница