Скачать 138.25 Kb.
|
«Интеграция основного и дополнительного образований как фактор полноценного формирования личности учащегося». "Ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам..." В.И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение. Вследствие вышеперечисленного перед школой встала задача: необходимо выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп населения и обеспечить доступность основного и дополнительного образования детей, ориентировать работу на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Одним из путей развития творчества в процессе обучения в гимназии являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция в образовательном пространстве может выступать как средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач. В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи "человек- природа" отмечал, что ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня - важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации. Как показывает практика интегрированные уроки: дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству... " Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на усвоение образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. ^ 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности , резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. ^ - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с некоторых сторон - в большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; - интегрированные уроки позволяют систематизировать знания, формируют в большей степени общенаучные явления и навыки и рациональные навыки учебного труда; - способствуют росту профессионального мастерства учителя. В 1990 г. в г. Кизляре была открыта СОШ № 6, а с 1991 г. в школе начало свое существование структурное подразделение дополнительного образования – центр эстетического воспитания, осуществляющий дополнительное образование по 3 направленностям: художественное, музыкальное и хореографическое. В 2002 по итогам аттестации школе № 6 присвоен статус гимназии, где основной задачей стало – обеспечение системной работы по художественно-эстетическому образованию учащихся. В 2003-04 г. Введено углубленное изучение физической культуры на старшей ступени. Учитывая социальные условия детей, которые учатся в нашей гимназии, и их семей, отделение дополнительного образования ставит своей целью "вытащить ребенка с улицы", предоставить возможности каждому ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать свои интересы и способности в разных сферах деятельности. Гимназия занимается по базисному учебному плану, где часть предметов дополнительного образования являются школьным компонентом, а основная их часть вынесена во внеурочный блок. Комплектование гимназических классов происходит в мае месяце, на основе свободного выбора учащимися вида эстетической деятельности. Срок обучения эстетического цикла – 8 лет (со 2 по 9 класс). Для того чтобы сохранить основные навыки учащихся, в 2003 г. введены в 10-х, 11-х классах спец дисциплины за счет школьного компонента: дизайн, хореография, хор. В гимназии обучаются – 719 учащихся, на хореографическом отделении - 248, на музыкальном отделении - 154, на художественном отделении – 215. Качество образования обеспечивается тем, что в каждом кабинете для занятий спец. дисциплин приобретены инструменты, для классов хореографии – станки, зеркала, музыкальные центры. Постоянно пополняется и расширяется костюмерный фонд. Кабинеты ИЗО оборудованы мольбертами, принадлежностями ИЗО, натюрмортным фондом. В гимназии функционирует хорошо оборудованный актовый зал (проектор, муз. аппаратура, рояль). На основе эстетического блока строится дополнительное образование учащихся гимназии. В учреждении так же функционируют 24 кружковых объединения, в которых задействовано 473 учащихся. Это такие объединения, как «Натуралист »- Бутова Ж.Н., «Рукодельницы» - Баландина С.Г., «Бисероплетение» - Ильченко Э.В, «Фольклор» - Воронцова Е.Ф., «Книжная страна» - Дробжева Е.В., «Олимп» и «Факел» - Ратунда В.Г. и Кутелев В.М., Ансамбли: «Дети гор» - Мусаева Л.Г., «Ручеек» - Череватова Т.В. и др. Данную работу курирует художественный руководитель: Воронцова Е.Ф. Для полноценного совмещения основного и дополнительного образования гимназия оснащена неплохой материальной базой. В гимназии имеются 9 кабинетов для занятий по спец. инструментам, 1 - кабинет – сольфеджио, 1 – муз. литературы, 1 – хорового пения, 3 кабинета ИЗО, 2- класса хореографии, в здании начальной школы актовый зал и кабинет музыки. А также имеются: 3– интерактивные доски, 4 – проектора, 62 – компьютера, 5 – музыкальных центров и разнообразное спортивное оборудование. В гимназии работает профессиональный пед. коллектив, осуществляющий полноценное развитие и воспитание личности (59 – учителей: из них 14 – учителя художественно эстетического отделения). В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив гимназии начал работу над методической темой "Интеграция основного и дополнительного образований как условие формирования целостного образовательного процесса и полноценного развития личности школьника". Итогом такой работы стала успешная реализация базовых учебных программ, в результате чего: повышается качество знаний учащихся 2008 - 41%, 2012 – 44%, ежегодный выпуск золотых и серебряных медалистов 2008 – 1 (серебро), 2012 – 7 человек (золото), победы в олимпиадах, победы в городских, всероссийских и международных конкурсах 2008г – 19 мест, 2012 – 92 места Педагогический коллектив пришел к выводу по интеграции основного и дополнительного образования, что данное направление работы является актуальным и важным, так как: - позволяет соединить процессы воспитания, обучения и развития в единое целое, создав систему. - дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам и в разные типы деятельности. Взаимопроникновение этих двух сфер образования находятся, на наш взгляд, в прямой зависимости от целей и задач, поставленных педагогическим коллективом. Сегодня компьютер является неотъемлемой частью в жизни каждого ребенка. Преподавателями гимназии разработаны уроки, в которых используются различные возможности компьютера. "Уроки - презентации" сопровождают лекцию учителя видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами и схемами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Такие уроки проводят учителя – Бутова Ж.Н., Сулейманова Г.Г., Осипова Е.М., Магомедова М.А., Хадисова П.Г., Магомедова З.А., Гамзатова Н.А., Алиева Д.Р., Будунова Ч.С., Зайчевская Л.М. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут ознакомиться с темой урока самостоятельно, изучив урок-презентацию в компьютерном классе или библиотеке. Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ищут, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет. Учащиеся на практике реализуют исследовательский метод работы с дополнительными источниками. Так в этом году в 5-6 классах очень часто мы использовали метод проектов на уроках: истории, природоведения, литературы, математики. Учащимися 5 класса созданы замечательные проекты: "Проценты в нашей жизни" – учитель Будунова П.Г., "Сказка о десятичных дробях" – учитель Разакова М.А., "7 чудес света" – учитель Бутова Ж.Н., "Реши уравнения, собери мозаику и узнай название одного из островов нашего города" – учитель Разакова М.А. и др. Данная работа проводится во всех классах. Эти проекты способствуют формированию и развитию у учащихся чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру действительности. Учащиеся выполняют работы на основе приоритета их интересов, дифференцированного подхода. При изучении творчества А.С. Пушкина, в каждом классе начальной школы был оформлен уголок поэта, прошли выездные занятия кружков краеведения у памятников Пушкина. Многие ребята, с удовольствием занимаются в спортивных и краеведческих кружках, что позволяет учителям расширить межпредментые знания учащихся, включать в содержание изучаемых тем новые материалы, формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам. Проводя подобные уроки и занятия, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы. Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам. Говоря о преимуществах работы учащихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства: |
![]() | Настоящее положение определяет методическую основу проведения современного урока в школе, предполагающего реализацию системно деятельностного... | ![]() | Арственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо) требует существенной перестройки требований к современному... |
![]() | Программа предназначена для студентов мф лгу. В ней учтены особенности организации учебного процесса по этой дисциплине в мф лгу | ![]() | Выполнение общих требований к организации образовательно-воспитательного процесса в оу города в свете реализации Закона РФ и рд «Об... |
![]() | Система Windows nt-2003 не является дальнейшим развитием ранее существовавших продуктов. Ее архитектура создавалась с нуля с учетом... | ![]() | Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного... |
![]() | Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей | ![]() | Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения |
![]() | «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» и о... | ![]() | Данная Программа является продолжением реализованной в полном объеме Программы развития образования г. Уфы на 2001-2005гг. Этот документ... |