Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян




Скачать 170.95 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян
страница1/2
Дата публикации27.05.2013
Размер170.95 Kb.
ТипРеферат
www.vbibl.ru > Культура > Реферат
  1   2
Введение

Введение
Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации в современной России невозможно осуществить без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами - тендерные отношения.
Тендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни социума, являются важным показателем его цивилизованности. Социально-экономические преобразования в современной России не только не разрешили существовавшую в советском обществе проблему гендерного неравенства, но и инициировали новые противоречия в гендерной сфере: усилилась гендерная асимметрия рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; продолжается вытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности; значительные изменения произошли в ценностно-нормативной системе: с одной стороны, СМИ заимствуют и транслируют сексистские западные образы маскулинности и феминности, с другой стороны, в обществе воспроизводятся патриархатные гендерные стереотипы.
Гендерная етереотипизация не только фиксирует биологические различия полов, но и создает дополнительные - социальные и культурные - половые различия, используя их как основу для дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Жесткие гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей индивида определенными рамками.
4
Тендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они не только отражают ментальные уровни носителей той или иной культуры, но и существенным образом влияют на современное массовое сознание. Несмотря на фактическое изменение социальных ролей мужчин и женщин в семье и обществе, тендерные стереотипы демонстрируют поразительную устойчивость. Таким образом, налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в современном российском обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им стереотипных качеств (пассивность, зависимость и т.п.), между официальной эгалитарной гендерной политикой и сохраняющейся в обществе гендерной асимметрией.
Суть проблемы, которая поставлена в данном исследовании, состоит в выяснении того, почему несмотря на реальное изменение гендерных ролей в сознании россиян сохраняются патриархатные тендерные стереотипы, каким образом они передаются от поколения к поколению, какие социокультурные факторы способствуют усвоению их молодежью?
Характер гендерных стереотипов в большей степени определяется не реально существующими биологическими различиями мужчин и женщин, а различными социокультурными факторами. Так, на содержание гендерных стереотипов влияют этническая принадлежность, пол, возраст и др. факторы. По этой причине носители одной этнокультурной традиции могут иметь различные представления о «мужском» и «женском» в том случае, если их социокультурные характеристики не совпадают.
Признавая, что тендерные стереотипы правомерно рассматривать с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании - с другой [86, с. 97], мы также считаем необходимым изучение гендерных стереотипов в сознании отдельных социальных групп современного российского общества. В рамках данного исследования рассматриваются тендерные стереотипы в сознании молодежи.
5
В социологии и статистике к молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет [215, с. 421]. Социальные особенности молодежи определяются как специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры (функционирование и развитие молодежи как социальной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни), так и ее способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Исходя из этого, «под социальным развитием молодежи понимается соотношение преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения» [124, с. 9 -10, 13].
Поскольку молодежь - «наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры» [215, с. 421], мы предполагаем, что в условиях радикальной трансформации современной России тендерные установки, и соответственно тендерное поведение молодого поколения, в большей степени подвержены изменениям.
Изучение процесса гендерной стереотипизации сознания современной российской молодежи, на наш взгляд, позволяет не только проанализировать механизмы воспроизводства патриархатных гендерных стереотипов в современной российской культуре, но и дает возможность прогнозировать будущее развитие российского общества.
При изучении молодежи мы опираемся на идеи сторонников дифференцированного подхода, которые рассматривают молодежь как внутренне неоднородную и вместе с тем специфически особую общественную группу [108; 150]. Внутренняя дифференциация молодежи обусловливается не только тем, что представители молодежи отличаются по возрасту, социальному происхождению, уровню и специфике образования, но также и особыми социокультурными условиями, в которых проходило их становление: до, во время и после перестройки. Наибольший исследовательский интерес, по нашему мнению, представляет молодёжь в возрасте 16 — 20 лет, первичная социализация
6
и инкультурация которой происходили в условиях постперестроечной России, когда начался процесс разрушения советской тоталитарной культуры, когда произошло размывание общепринятой системы ценностей, а отсутствие жесткого идеологического контроля позволило молодежи осуществлять свой жизненный выбор в широком спектре жизненных ценностей, в том числе и выбор различных стилей тендерного поведения.
Таким образом, историческими рамками исследования является период, характерный для постперестроечной России. Под современной социокультурной ситуацией России мы подразумеваем тот тип социальных, культурных, экономических, политических и др. отношений, который сложился в России с сер. 80-х гг. XX в., когда был взят курс на модернизацию российского общества, когда произошло разрушение командно-административной системы и было осуществлено формальное установление демократических институтов.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению тендерных стереотипов как виду социокультурных стереотипов сформировался сравнительно недавно. В значительной степени это было связано с возникновением в западной научной мысли в 70 - 80 - х гг. XX в. т.н. тендерных исследований, направленных на анализ проблем половой стратификации и полового неравенства, а также выяснение причин последнего. В результате этого проблема тендерной стереотипизации оказалась в центре внимания многих зарубежных исследователей [225; 227; 230; 231; 235; 236].
Развитие гендерных исследований в зарубежной науке вызвало появление в последнее десятилетие и множества отечественных работ по тендерной проблематике. Авторы первых отечественных работ, посвященных изучению гендерных стереотипов, как правило, не занимались анализом понятия «ген-дерный стереотип», понимая под ним упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное представление о представителе того или иного пола (в первую очередь женского). По этой причине значительная
7
часть первых исследований тендерных стереотипов в отечественной науке была посвящена выявлению негативных стереотипных женских образов в российской культуре и их репрезентации в СМИ (прежде всего, в рекламе) [19; 63; 106; 185; 186; 210]. Данные работы носили в целом описательный характер, их авторы ограничивались лишь фиксированием стереотипных ген-дерных образов в российской культуре и социуме и их критикой.
Однако среди первых отечественных исследований тендерных стереотипов можно выделить работы B.C. Агеева, который впервые в отечественной науке обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению тендерных стереотипов и выявил функции тендерных стереотипов в обществе - регулятивную, объяснительную и трансляционную [6; 7], а также исследование О.Л. Кустовой, предпринявшей попытку выявить особенности восприятия созданных в СМИ женских образов в зависимости от профессиональной специфики реципиентов [105].
В отличие от первых исследований тендерных стереотипов, посвященных в основном стереотипизации «феминного», в настоящее время отмечается интерес и к проблеме конструирования маскулинности [135; 166; 168]. Кроме того, некоторые исследователи перешли от анализа женских и мужских образов в СМИ, кинематографе, литературе, искусстве к проблеме женщина (мужчина) «как образ» [75; 175; 177].
Другим направлением в изучении тендерных стереотипов в отечественной науке являются кросскультурные исследования, авторы которых занимаются сравнительным анализом стереотипов тендерного поведения в различных культурах [123].
Психолингвистические аспекты тендерной стереотипизации рассматриваются в работах Е.И. Горошко и А.В. Кирилиной [59; 86; 87; 88]. Данные исследователи занимаются не только изучением и сравнением концептов «маскулинности» и «феминности» в различных языковых картинах мира (в том числе и в русском языковом сознании), но и выявлением корре-
8
ляции между содержанием данных культурных концептов и социокультурными характеристиками носителей культуры (полом, этнической принадлежностью).
Изучению тендерных стереотипов, связанных с полоролевыми предпочтениями на рынке труда, посвящены исследования И.И. Юкиной [220], Ю. Бон-даренко [33], А.А. Московской [126], Л.А. Шатровой [200]. Данные исследователи отмечают возрождение в современном российском обществе патриар-хатных представлений о предназначении женщины как «хранительницы очага» и мужчины как «кормильца семьи». С другой стороны, Л.Ю. Бондаренко подчеркивает, что представления о мужском предназначении в обществе характеризуются высокой степенью однородности вне зависимости от пола, образования и возраста, в то время как представления мужчин и женщин о женском предназначении существенно различаются [33, с. 165].
В ряде работ отечественных и зарубежных исследователей анализируется роль гендерных стереотипов в процессе поло-ролевой социализации. Одним из первых зарубежных исследователей, обратившихся к изучению процесса усвоения детьми половых ролей в традиционной культуре, была американский антрополог М. Мид [121]. Обобщив результаты своей экспедиции в 1925 - 1926 гг. на о. Тау (Самоа), М. Мид пришла к выводу, что представления о маскулинности и феминности не являются врожденными, а формируются обществом и ближайшим окружением «путем воспитания детей, поощрения и наказания определенных видов поведения, своими традиционными описаниями героев, героинь...» [121, с. 66 - 67].
В советской науке к изучению проблемы поло-ролевой социализации детей впервые обратился автор многих научных работ по детской психологии И.С. Кон [95]. Поскольку И.С. Кон считал половую идентификацию «продуктом лишь совместного действия биологических и социальных сил», он, так же как и М. Мид, полагал, что представления детей о своей «мужественности» и «женственности» «не являются прирожденными, они формируются через об-
9
щение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий» [96, с. 766].
Отдельные аспекты поло-ролевой стереотипизации детей в традиционной культуре рассматривались в отечественной науке В.Р. Арсеньевым [13], А.К. Байбуриным [21], Т.А. Бернштам [30], Е.А. Окладниковой [130], а также авторами коллективного этнографического сборника «Традиционное воспитание детей у народов Сибири» [170].
Проблема воспроизводства гендерных стереотипов в современной российской культуре нашла отражение в работах М.Л. Бутовской [39; 40], В.Е. Кагана [83; 84], И.С. Клециной [90], И.И. Лунина и Г.В. Старовойтовой [110], Т.М. Титаренко [169], а также в сборнике материалов круглого стола по проблеме «Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (региональные аспекты)» [53].
Автор учебного пособия «Тендерная социализация» И.С. Клецина раскрывает асимметрию гендерной социализации в детском возрасте и влияющие на нее различные стереотипы, которые усваиваются мальчиками и девочками через основные институты социализации. По ее мнению, существующие в российской культуре «гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленнность», так как всю информацию о внешнем мире ребенок «кодирует и организовывает... в соответствии с доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе» [90, с. 19,57].
Анализу гендерных стереотипов в современной российской детской субкультуре посвящена и работа Е. Мещеркиной [119]. По словам Е. Мещерки-ной, «модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов полоролевой идентификации (мистики мужественности и женственности), отлаженному механизму социализации как в семье, так и в школе», вме-
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью...
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности экономической интеграции в корпоративном...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Управление
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования, логику осуществленного в нем анализа, его цели и задачи

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. В последние десятилетия российская...
Актуальность их выявления и анализа тем больше, чем меньше они осознаются и чаще ремифологизируются, становясь объектом манипуляционных...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на...
...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами....
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, изменением курса государственной политики в сфере...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью...
С другой стороны, существует насущная потребность исследования конкретных механизмов, влияющих на восприятие чужой культуры

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Портовые комплексы (ПК) как территории...
Актуальность темы исследования. Портовые комплексы (ПК) как территории особого типа в современных условиях предполагают изучение...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в экономике...
Актуальность проблем рационализации природопользования в Республике и недостаточная их изученность определили выбор темы этой диссертационной...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Диссертационная работа посвящена...
Выбор темы, актуален в связи с недостаточной степенью ее разработанности в культурологической науке. Культурологи касаются данной...

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян iconАктуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет...
Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница