Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики




Скачать 114.82 Kb.
НазваниеСеминар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики
Дата публикации04.07.2013
Размер114.82 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Культура > Документы

Сидоров Сергей Владимирович – http://sv-sidorov.ucoz.com

Факультет истории и права.

Педагогич. образование, 1-й семестр (бакалавриат)
Введение в педагогическую профессию
Планы семинаров

Семинар 1. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования
План

1. Роль государства и общества в развитии системы отечественного образования.

2. Понятие «образовательная политика». Основные приоритеты образовательной политики.

3. Концепция модернизации Российского образования.

4. Основные направления модернизации.

5. Этапы и результаты модернизации.
Практические задания:

1. На основе ниже предложенной литературы дайте определение понятиям «образовательная политика», «модернизация».

2.Письменно составьте таблицу «Основные направления модернизации Российского образования».

3.Подберите примеры модернизации образования на современном этапе.
Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Познакомиться с основными документами, определяющими развитие отечественной системы образования.

  2. Представить систему отечественного образования в виде графической модели.

  3. Сделать описание российской школы спустя 20, 50, 100 лет (письменно).



Семинар 2. Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики
План

1. Понятие «педагогическая деятельность». Сущность педагогической деятельности.

2. Происхождение педагогической деятельности.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

5. Педагогическая деятельность как профессия.
Практические задания

1. Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3-4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки. Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы,фамилия, имя).
2.Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем

- «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;

- «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».

Сделать записи по результатам интервью - к занятию.
3. Написать эссе (2,5 листа) в тетрадях к занятию

- Почему я выбрал(а) профессию учителя.

- Моя первая учительница.

- Портрет учителя.

- Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

- Я и профессия учителя.

- Этюды об учителе.

- Мой идеал учителя.

- Учитель будущего.

- «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

- Учителями славится Россия!
4. Подумайте над вопросами и выполните задания:
-Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?

-Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?

-Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).

-Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.

-Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.

-В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?

-Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?

-В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
^ Для самостоятельной и индивидуальной работы:

Продумать ответы на вопросы:

1. Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью.

2. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

3. Подготовить сообщения по плану:

  1. Спектр педагогических профессий.

  2. Сущность педагогической деятельности.

  3. Происхождение педагогической деятельности.

  4. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

  5. Педагогическая деятельность как профессия.

  6. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

  1. Написание эссе.

  2. Изготовление карточки.



Семинар 3. Профессиональная компетентность педагога
План

1. Понятие о профессиональной компетентности педагога.

2. Структура профессиональной компетентности педагога.

3. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога.

4. Основные группы педагогических умений
Практические задания

1. Составить схему профессиональной компетентности педагога.

2. Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога? (таблица сравнений).
Для самостоятельной и индивидуальной работы

1. Составление схемы.

2. Составление таблицы сравнений.

Семинар 4. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога
План

1. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Гуманитарная сущность педагогической деятельности.

2. Понятие культуры. Сущность понятий «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

3. Общая культура педагога.

4. Модель профессионально-педагогической культуры учителя.
Практические задания:

  1. Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

2. Подумайте над вопросами:

1. Как вы понимаете что такое «гуманизм»?

2. Какова сущность гуманистического подхода в педагогической деятельности?

3. В чем должна выражаться культура педагога?

4. Каковы формы проявления гуманистической природы педагогической деятельности?

Форма отчетности: письменное оформление эссе.
Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Самостоятельная проработка темы по любому на выбор учебному пособию.

  2. Написание эссе.



Семинар 5. Источники педагогических идей
План

1. Классификация источников педагогических идей.

2. Письменные источники.

3. Практика и опыт.

4. Статистические источники.

5. Народная педагогика.

6. Материалы смежных наук.

7. Новаторство и научные исследования.
Практические задания:

1. Представить в виде схемы источники педагогических идей.

2. Изучить сущность понятий новаторство, инновация, опытно-экспериментальная работа, выписать определения.
Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Самостоятельная проработка темы по любому на выбор учебному пособию.

  2. Познакомиться с инновационной деятельностью одного из учреждений образования



Семинар 6. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература
План

1. Сущность публицистики. Формы публицистики.

2. Система жанров в публицистике.

3. Сущность педагогической публицистики.

4. Функции педагогической публицистики.

5. Принципы и миссия педагогической публицистики.

Реклама педагогического издания на занятии.
Практические задания:

1. Работа в микрогруппах: познакомиться с содержанием публикаций педагогических изданий «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Завуч школы», «Директор школы», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Частная школа» и др.

2. Подготовить творческое выступление «Реклама издания», обратить внимание, как на форму, так и на содержательную сторону выступления. Остальные микрогруппы готовят вопросы к выступающим.
^ Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Познакомиться с содержанием публикаций педагогических изданий «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Завуч школы», «Директор школы», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Частная школа» и др.

2. Подготовить рецензии на 3 статьи из разных периодических изданий.

Семинар 7. Современная система отечественного образования: стратегия развития
План

1. Сущность системы образования.

2.Понятие о стратегии развития.

  1. Основные направления стратегии развития отечественного образования.


Практические задания:

1. Ознакомиться с основными документами, регламентирующими функционирование и развитие системы образования.

2. Составить схему отечественной системы образования.
Для самостоятельной и индивидуальной работы:

1. Самостоятельное ознаколление с основными документами, регламентирующими функционирование и развитие системы образования.

2. Составление схемы.

Семинар 8. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога
План

1. Спектр педагогических профессий в современном мире.

2. Педагогические учебные заведения.

3. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза.

4. Профессиональная карьера.

Мини-спектакль «Настоящий учитель».
Практические задания:

1. Письменно определить сущность понятий: система непрерывного педагогического образования, государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования, моноуровневая структура образования, многоуровневая структура образования, квалификация, специализация.

2. Представить в виде модели карьеру одного из знакомых Вам педагогов, кратко охарактеризовать его.

3. Составить кластер.

-Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»?

4.Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?

5. Написать работу «Мое педагогическое кредо» и оформить её в виде книги (брошюры) небольшого формата (Уточнить значение слова «кредо» в словаре).

  1. Постараться придерживаться следующего плана:

  1. Мой идеал Учителя (реальный или собирательный).

  2. Каким я буду учителем? Я буду стараться всегда…Я никогда не буду …

  3. Способности, которые помогут мне добиться успеха:…

  4. В течение ближайших пяти лет я буду развивать… (какие качества, умения?)

  5. Для этого я буду делать следующее:… (что, когда, как часто?)

Книжечка должна быть иллюстрированной: представьте образно учителя-мастера, себя, каким Вас будут видеть дети и т.д.
^ Для самостоятельной и индивидуальной работы:

1. Изучить сущность понятий: система непрерывного педагогического образования, государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования, моноуровневая структура образования, многоуровневая структура образования, квалификация, специализация.

2. Разработать в виде модели карьеру одного из знакомых Вам педагогов, кратко охарактеризовать его.

3. Написание эссе.

4. Подготовить мини-спектакль, в постановке которого примет участие вся группа. Отразить общее мнение по поводу того, как проявляет себя настоящий Учитель (Педагог) и каким учитель, педагог быть не должен (семинар 9).

^ Темы для самостоятельного изучения
1. Педагогические основы разных видов профессиональной деятельности.

Самостоятельно изучить тему, опираясь на пособие: Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. – М., 2004.

Выписать 5 особенностей непрофессиональной педагогической деятельности, отличающей ее от деятельности педагога по профессии.
2. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога (см. семинар 5).

Литература
Основная:

  1. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / Под ред. А.С. Роботовой. – М., 2004.

  2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2001.

  3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В.И. Загвязинский..- М.: Академия, 2006.

  4. Кузнецов, В.В. Введение в профессиональную педагогическую специальность: Учеб. пос. для студентов вуза [Текст] / В.В. Кузнецов. - М.: Академия, 2007.

  5. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую специальность [Текст] / В.С. Кукушин. - М., 2005.

  6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пос. для вузов [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М.: Академия, 2008.

  7. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М., 2005

  8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пос. для студентов [Текст] / Н.Н. Никитина. - М.: Академия, 2004.

  9. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин и др. / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

  10. Педагогика [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2005.

  11. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2000. - Кн.1.


Дополнительная:

  1. Акимова, В.А. Профессиональная культура учителя средней школы [Текст] / В.А., Акимова // Пед. образование и наука. – 2008.-№3.-С.76-79.

  2. Ачасова, Л.Ю. Толерантность в деятельности педагога [Текст] / Л.Ю. Ачасова // Пед. образование и наука.- 2009.-№11.-С.23-28.

  3. Дремова, Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя [Текст] / Н.Б. Дремова // Высш. образование в России.-2010.-№1.-С.116-120.

  4. Львова, Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Л. Львова // Образование и наука.-2009.-№11.-С.60-67.

  5. Никонова, Е. Культура педагогического общения [Текст] / Е. Никонова, Н. Патькова // Учитель.-2009.-№5.-С.58-65.

  6. Сенько, Ю.В. Эволюция профессионального образа мира педагога [Текст] / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская // Педагогика.-2009.-№2.-С.50-55.

  7. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука.-2004.-№5.-С.4-15.

  8. Смолина, С. Профессиональная культура учителя [Текст] / С. Смолина // Учитель.-2009.-№2.-С. 29-31.

  9. Хачатрян, Э.В. Культурологическая компетентность как готовность педагога к профессиональной деятельности [Текст] / Э.В. Хачатрян // Вестник универ-та РАО.-2009.-№4.-С.123-126.



Интернет-ресурсы и методические рекомендации

см. на sv-sidorov.ucoz.com (Студентам > Учебно-методические материалы).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconВопросы к экзамену по педагогике Факультет Истории и права. Педагогическое...
Ценностные характеристики педагогической деятельности. Гуманитарная сущность педагогической деятельности

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики icon6. игротехническая деятельность преподавателя вуза очевидно, что...
Российская Педагогическая энциклопедия определяет деятельность как «специфическую форму общественно-исторического бытия людей, целенаправленное...

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconВ настоящее время понятие проблемы конфликта стало центральным во...
Она возникает не только у психологов и социологов, но и у представителей тех профессий, деятельность которых так или иначе связана...

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconТемы Педагогическая деятельность особый вид социальной де­ятельности,...
Педагогическая деятельность — особый вид социальной де­ятельности, направленный на передачу от старших поколений млад­шим накопленных...

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconКонтрольные вопросы к экзамену
Сущность понятия социально-педагогическая технология. Классификации социально-педагогических технологий

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconОрганизационно-педагогическая деятельность
Выборы спец комиссии по распределению стимулирующей части фонда платы труда педагогических работников

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconТематический план дисциплины «Педагогическая и учебная деятельность»
Тема Предметная область и основные понятия психологии педагогической и учебной деятельности

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconПриглашение на семинар по теме
«Последние изменения в законодательстве и их влияние на экономическую деятельность компаний»

Семинар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики iconИнновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница