Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели?




Скачать 204.59 Kb.
НазваниеВопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели?
страница1/2
Дата публикации21.03.2013
Размер204.59 Kb.
ТипУчебник
www.vbibl.ru > Литература > Учебник
  1   2
Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели и задачи: познакомить обучающихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой, концепцией экологической безопасности России.

Учебно-наглядный комплекс: учебник по ОБЖ, дополнительная литература, концепция экологической безопасности России.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Работа по теме.




  1. Знакомство с учебником: чтение предисловия и беседа.


Вопросы:

    • Какие цели поставили для содержания учебника его создатели?

    • Что вам известно о деятельности Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»?

    • В чём заключается отличие текста учебника от других?

    • В какие разделы вынесены вопросы, посвящённые здоровому образу жизни подростка?

    • Для каких целей служит движение «Школа безопасности»?

Учитель. Помощником в изучении курса будет, конечно, учебник. Кроме учебника, можно пользоваться дополнительной литературой, а также необходимо опираться на опыт, накопленный поколениями, - это народные приметы и советы, сообщения и предупреждения средств массовой информации.

^ Материал учебника
Предисловие
Перед вами новый учебник по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов, являющийся составной частью комплекта учебников для 5-11 классов по данному предмету.

Первоочередная задача, которую ставили перед собой авторы при составлении учебника, - подготовка подростков к жизни в реальном мире. Учебник призван также помочь учащимся основной школы подготовиться к итоговой аттестации и участию в слёте-соревновании Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». Именно этими задачами и определяются особенности и порядок изложения материала.

Авторы отошли от традиционных формулировок разделов и параграфов, соответствующих программе курса, сумев сохранить при этом содержание её вопросов. Материал, изложенный в учебнике, соответствует базовому минимуму содержания образования за курс основной общеобразовательной школы.

В учебнике вы не найдёте отдельного раздела по основам здорового образа жизни и медицинских знаний, как это делается обычно. Эти вопросы интегрированы в главы, посвящённые экологической безопасности человека (глава 1) и «Школе безопасности» (глава 4), и чётко привязаны к их содержанию. При этом привитие навыков здорового образа жизни рассматривается как составная часть обеспечения экологической безопасности России и как следствие влияния экологической обстановки на здоровье человека. Правила оказания первой помощи, вопросы обеспечения безопасности в быту и повседневной деятельности также рассматриваются как составные части подготовки к участию в слёте-соревновании «Школа безопасности», который является показателем уровня знаний и умений учащихся по курсу ОБЖ. Впервые подробно рассмотрен вопрос подготовки к участию в слёте, рассказывается о правилах и методике проведения всех его этапов. Особое внимание уделено соблюдению мер безопасности при проведении подобных соревнований.

Материал, приведённый в параграфах, отмеченных специальным значком*, является дополнительным и призван способствовать лучшему усвоению учащимися учебной программы.

Перечень тем индивидуальных заданий как основы для подготовки рефератов, выступлений, экзаменационных творческих работ, а также словарь основных понятий и терминов по курсу ОБЖ основной школы приведены в приложении.

Данный учебник может быть полезен для использования в тех школах, где изучение вопросов курса ОБЖ организовано как интегрированные модули в составе различных образовательных областей с тем же объёмом учебной нагрузки. Так, например, изучение экологии успешно сочетается с вопросами, изложенными в главе 1 данного учебника, а физкультуры, биологии и географии – с вопросами главы 3.

Одним словом, авторы надеются, что каждый, взявший в руки этот учебник, найдёт в нём много нового и полезного, сумеет осознать свою личную роль и ответственность за безопасность общества и государства, подготовиться не только к экзаменам, но и к взрослой жизни.


  1. Основные положения экологической концепции России.


Концепция (от латинского слова «концептино» - понимание) – система, определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности экологической безопасности России.

^ Учитель комментирует основные положения концепции и предлагает законспектировать некоторые из них.
Материал учебника
Концепция экологической безопасности России
Наряду с военной, социально-экономической, информационной безопасностью, экологическая безопасность России – важнейший компонент её национальной безопасности. Экологическая безопасность определяется как обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

^ Система экологической безопасности, направленная на поддержание равновесия между биосферой, с одной стороны, и антропогенными естественными внешними с другой, включает следующие составляющие:

    • Законодательные меры.

    • Технические меры.

    • Медицинские меры.

    • Экономические меры.

    • Образование и воспитание.

Антропогенные нагрузки – все формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

В противоположность экологической безопасности экологическая опасность – это вероятность разрушения среды обитания человека, связанных с ним разнообразных живых организмов в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф. Следствием экологической опасности является нарушение приспособлений живых систем к условиям существования.

Это проявляется в том, что по экологическим и связанным с ними причинам ежегодно погибают десятки тысяч жителей России, миллионы теряют здоровье. Качество окружающей среды становится ограничивающим фактором социально-экономического развития всё большего числа областей России. Ликвидация последствий экологических аварий и катастроф уже сейчас требует заметных и всё увеличивающихся затрат, т. е. значительной части национального бюджета. На схеме 1 показано возможное соотношение компонентов экологической безопасности в общем спектре безопасности личности, общества и государства.
Схема 1
Экологическая безопасность в структуре национальной безопасности

Сегодня, несмотря на наличие законодательной базы по рациональному природопользованию и разветвлённой сети государственных структур, связанных с её реализацией, проблемы экологической безопасности в нашей стране не уменьшаются, а растут. Среди причин такого положения можно выделить две главные: недостаточное внимание к проблемам экологической безопасности, что обусловлено переходным, нестабильным характером нашего общества, и недостаточное количество разработок в области экологической безопасности.
^ Некоторые факты. В самом недалёком прошлом концепции экологической безопасности в нашей стране практически не существовало. Так, в начале 80-х гг. XX в. публично обсуждалась абсолютная безопасность ядерной энергетики. Безграмотная эксплуатация среды обитания привела к крупнейшим экологическим катастрофам глобального масштаба, одна из которых – уничтожение Аральского моря – была почти полностью завершена, другие (вроде знаменитого поворота северных и сибирских рек), к счастью, были заблокированы.
Очевидным показателем отсутствия внимания к экологической безопасности России явилось создание и накопление ракетно-ядерного и химического оружия без проработки планов выведения их из строя (хотя сроки эксплуатации были достаточно короткими – 30-40 лет).

Сегодня зоны экологического бедствия и неблагополучия уже занимают 15% территории России и имеют тенденцию к увеличению. Скорость возрастания интенсивности вредного воздействия внешних факторов превышает скорость биологического приспособления живых систем к среде обитания.

Дестабилизация окружающей среды привела к ухудшению здоровья людей.
Статистика. По показателям средней продолжительности жизни Россия занимает 51-е место в мире. Снижение продолжительности жизни и рост смертности в нашей стране во многом обусловлены экологическими опасностями.
Обеспечение экологической безопасности является неотъемлемой частью государственной политики в области экономического и социального развития страны. В начале 90-х гг. в России была разработана Концепция экологической безопасности. В её основу были заложены следующие закономерности функционирования биосферы:

  • любое изменение среды неизбежно приводит к развитию цепных реакций, направленных на нейтрализацию данного изменения;

  • изменения крупных экосистем носят необратимый характер; (Экосистема (от oikos – жилище, местопребывание и система) – единый природный комплекс различной сложности и размеров, образованный животными организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоём и т. п.), в котором живые и неживые организмы связаны между собой обменом вещества и энергии, например, экосистема леса, экосистема тайги, экосистема пруда.)

  • слабые воздействия на экосистему могут не вызывать у неё ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к бурному динамическому процессу;

  • жизненные возможности организмов ограничены экологическими факторами, снижение которых ниже необходимого минимума ведёт к гибели организма.

В основу Концепции экологической безопасности положены следующие общие принципы:

  • принцип предотвращения экологической опасности до её зарождения;

  • принцип уменьшения последствий и компенсации ущерба, нанесённого здоровью человека и природе в результате антропогенного (от греч. anthropos – человек) воздействия на окружающую среду;

  • социальное и экономическое развитие общества, обеспечивающее улучшение качества жизни людей и уменьшение отрицательного воздействия на природу;

  • неистощимое природопользование, при котором ресурсное обеспечение удовлетворяет интересы нынешних и будущих поколений;

  • своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий и экосистем;

  • сохранение биологического разнообразия биосферы;

  • действие международного права, выполнение международных договоров, регламентирующих природопользование и качество жизни.

В Концепции экологической безопасности в качестве системы долгосрочных целей определены следующие: создание благоприятной для здоровья человека окружающей среды; обеспечение рационального, неистощимого природопользования, биосферного равновесия, сохранности генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия, сбалансированности процессов воспроизводства и использования возобновимых природных ресурсов.


  1. Дискуссия на тему выживания человечества в условиях современной природной среды, в условиях нарушения экологического равновесия.




  1. Рассмотрение схемы 1 «Экологическая безопасность в структуре национальной безопасности» (по учебнику).




  1. Самостоятельное ознакомление с типовым положением о Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности».




  1. Итог урока.




  • Сделайте вывод по теме урока и запишите его в тетрадь.

  • Какое место занимает экологическая безопасность в структуре национальной безопасности России и почему?

  • Какие явления свидетельствуют об экологической безопасности?

  • Что будет, если население России не позаботится об экологической безопасности?

^ Домашнее задание: 1) ответить на вопросы по теме урока в конце параграфа учебника; 2) составить список предприятий, отрицательно влияющих своим производством на экологическую ситуацию в местности вашего проживания, продумать и записать предложения по изменению ситуации; 3) соберите данные об экологическом состоянии вашей местности и предложите свои способы оздоровления окружающей среды.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconГумус почвы и его «создатели»
Да, именно они «создатели» тех запасов питальных веществ в почве, которые называются гумусом. Нет в природе других источников гумуса,...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconВопросы и задания по пройденному материалу: Какие способы сбережения денежных средств вы знаете?
Цели: узнать, что такое приусадебный участок, какое влияние на семейный бюджет может оказывать приусадебный участок, какие существуют...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconВызов глобализации
В нашем общении будет три блока. В первой части я буду рассказывать о нашем эксперименте как таковом: его цели, задачи и методология....

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconМетоды измерения дальности Импульсный метод
Здесь дальность цели – это расстояние от рлс до самой цели. В данной работе коснемся вопроса об измерении дальности. Рассмотрим,...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconИтог урока. Вопросы самоконтроля
Какие альтернативные видами производства электроэнергии вам известны? Какие причины препятствую их применению в народном хозяйстве...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconВопросы по разработке имени: №
Анализ рыночной ситуации брендов по данной категории продуктов (какие названия уже известны, какие только начинают становление)

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconЗакон Снайпера
Зону. Но Зона помнит о нем и всеми силами пытается уничтожить. Но он – Снайпер и он идет к цели несмотря ни на что. Его цель – Монолит,...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconКодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки...
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания,...

Вопросы: Какие цели поставили для содержания учебника его создатели? iconЕжи Гротовский «Действие буквально»
Слышать вопросы в таком роде: «Что вы поставили?» В контексте нынешней цивилизации трудно понять, что главным может оказаться опыт...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница