Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература»




Скачать 161.02 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература»
страница1/2
Дата публикации12.04.2013
Размер161.02 Kb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ

И.о .ректора НГПУ

________________Л.Е.Шапошников
"_____"__________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в литературоведение

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль «Русский язык и Литература»,

«Литература и Русский язык»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 5 лет

Форма обучения - заочная

Нижний Новгород

2011

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории литературы.

^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Введение в литературоведение» (3.2.7.) относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины «Введение в литературоведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также постепенно наращиваемую информацию, получаемую в ходе освоения параллельных курсов «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Античная литература», «Практикум по современной литературе».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «Детская литература», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Поэтика».

    ^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

    Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

    Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями (ОК-3).

    Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6).

    Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

    Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    знать:

  • предмет и задачи литературоведческой науки;

  • содержание основных категорий общей поэтики и их репрезентацию в литературоведческой литературе разных направлений и школ;

  • специфику искусства как особой формы отражения мира и своеобразие литературы в ряду прочих видов искусств;

  • специфику литературного процесса в развитии его структурных категорий.

уметь:

  • механизм формирования содержания литературоведческих терминов,

  • распознавать основные явления языка художественной литературы;

  • определять семантику литературоведческих категорий, наблюдаемых в тексте;

  • применять полученные знания в процессе анализа литературного произведения

владеть:

  • общей литературоведческой терминологией, способностью грамотно и профессионально выстраивать суждение о литературоведческих явлениях.

  • основными подходами к анализу литературоведческих категорий в художественном тексте.

^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (24 часа аудиторных занятий; 120 часов самостоятельной работы), 18 КСР

Структура дисциплины предполагает включение шести разделов (ДЕ), подлежащих аттестации.

ПЛАН

аудиторных занятий по курсу «Введение в литературоведение»

2011-2012 учебный год

Заочное отделение

Специфика искусства

10.01

Определение искусства.

Проблема художественного образа.

Содержание и форма литературного произведения. Тема и идея художественного произведения.

Работа с текстом: определение тематики текста

Язык художественной литературы

11.01

Поэтическая лексика

Ритм и ритмообразующие элементы

Поэтическая парадигма. Синонимия и антонимия

Поэтическая фонетика

Поэтический синтаксис

Тропы


Работа с текстом: определение эвфонии и тропики

Стиховедение

11.01

Системы русского стихосложения

Рифма

Строфа

Работа с текстом: определение размера

Литературное произведение как системно-целостное единство

12.01-13.01

Текст как художественное единство.

Понятие художественности.

Автор и герой литературного произведения.

Работа с текстом: определение характера лирического субъекта Работа с текстом: определение модуса художественности

Общая поэтика

13.01-16.01

Пространство и время художественного произведения.

Сюжет, композиция, конфликт.

Интертекстуальность.


Работа с текстом: определение характера пространственно-временных характеристик

Теория родов и жанров

17.01

Понятие о литературном роде. Родо-видовая специфика текста.

Понятие о литературном жанре. Жанровые системы.

Система эпических жанров.


Итоговый контроль



Рейтинг-план по дисциплине

^ Введение в литературоведение

Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,

Профиль «Русский язык и Литература», «Литература и Русский язык»

Курс 1, семестр 1 2011/2012 уч.г. Форма обучения – заочная

Форма промежуточной аттестации с оценкой.

Количество часов по учебному плану - 144 , в т.ч. аудиторная работа -24, самостоятельная работа -120. КСР – 18 часов

Преподаватель: Т.П.Комышкова, доцент, кандидат филологических наук.

Кафедра русской литературы


^ Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

максимальный

^ Текущий контроль

Посещение аудиторных занятий

1

12

10

12

Аудиторная работа

2

5

4

10

^ Промежуточный (рубежный) контроль













Тестирование по модулю

3

4

8

12

^ Итого за сессионный период

22

34

Самостоятельная работа в межсессионный период

Конспектирование научной литературы

4

4

10

16

Контрольная работа

4

5

13

20










23

36

итого

45

70

Итоговый контроль




10

30

Тестирование по курсу







5

15

Итоговое собеседование







5

15

итого







55

100


ЗАДАНИЯ

к контрольной работе по курсу «Введение в литературоведение»

1 курс, заочное отделение (5,5 лет обучения)
1. Определите родо-видовую специфику текста.

Дайте определение категории «род» и того рода литературы, к которому Вы относите данный текст. Выявите характерные черты данного рода в тексте – 2 балла.

Чем отличается поэзия от прозы? Определите в тексте характерные видовые черты – 2 балла.

2. Определите приемы композиции: из каких частей состоит текст, какой принцип лежит в основе (кольцевая, параллельная, зеркальная; антитеза, повтор) – 1 балл.

В каждом композиционном отрезке выделите ключевые строки, опорные слова. Определите основной образ, систему образов – 1 балл.

Определите тип лирического субъекта – 2 балла.

3. Рассмотрите основные особенности языка произведения.

Охарактеризуйте фонетические ритмообразующие элементы: дайте определение понятиям «аллитерация» и «ассонанс». Найдите примеры в тексте – 1 балл.

Выявите особенности поэтической лексики. Какие явления поэтического текста следует рассматривать на данном этапе анализа? – 1 балл

Рассмотрите особенности поэтического синтаксиса. Какие особенности синтаксического строения текста следует принимать во внимание при анализе? Какие синтаксические фигуры Вы видите в данном тексте? – 1 балл

Дайте определение понятию «троп». Назовите основные виды тропов и поэтических фигур. Найдите в тексте тропы и поэтические фигуры. – 1 балл

4. Определите размер, которым написан данный текст. К какой метрической системе принадлежит данный размер? Обоснуйте свой выбор. – 1 балл

Определите понятие рифмы. Какие виды рифм принято различать? Найдите рифмы в тексте и охарактеризуйте их всеми известными Вам способами. – 2 балла

Определите характер строф и способ рифмовки. – 1 балл

^ 5.Определите конфликт (оппозицию смыслов, проявленных в образах). Охарактеризуйте проявленный в тексте модус художественности. Определите идею. – 4 балла

Литература

  1. Введение в литературоведение . Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. С-Пб.,1996.

  3. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха: [учеб.пособие для студентов филол.фак.вузов]/ [сост.В.Е.Холшевников]. -3-е изд., испр.и доп. -М.; СПб.: Академия, 2005. -659 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с.658. - ISBN 5-8465-0299-7.

  4. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб.для студентов вузов: рек.УМО по спец.пед.образования/ О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2008. -109 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с.107-108. - ISBN 5-7695-5440-7.

  5. Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе: учеб.пособие для студентов филол.фак.вузов/ Б.В. Томашевский. - М., СПб.: Академия, 2008. -443 с. - (Высшее образование). - Библиогр.в ссылках. - ISBN 5-8465-0653-4.

  6. Тюпа В.И. Анализ художественно текста: Учеб.пособие для студентов вузов: Рек.Учеб.-метод.объединением по классич.университет.образованию/ В.И. Тюпа. - М.: Академия, 2006. -332 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с.330. - ISBN 5-7695-2466-9.

  7. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб.для студентов вузов: рек.М-вом образования РФ/ В.Е. Хализев. -5-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2009. -432 с. - (Высшее профессиональное образование). - Указ.: с.406-428. - ISBN 5-7695-5814-6.

  8. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учеб.пособие для студентов филол. фак.вузов/ В.Е. Холшевников. -5-е изд. -М.; СПб.: Академия, 2004. -203 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с.195-197. - ISBN 5-8465-0023-4; 5-7695-1154-0.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы...
...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРабочая программа дисциплины (модуля) методика обучения и воспитания...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconПрограмма производственной практики фольклорная направление подготовки...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon«Старославянский язык»
Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «Русский язык»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРасписание занятий филологического факультета, 1 курс Очная форма...
Направление подготовки «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык и литература»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРабочая программа дисциплины (модуля) современные технологии в науке...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconПрограмма дисциплины детское движение основная образовательная программа...
Место дисциплины в структуре ооп: Б. 3 Профессиональный цикл: Вариативная часть: м модуль социальные проблемы детства

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconРабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки:...
...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» iconПримерный учебный план по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...
Примерный учебный план по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница