№ урока
| Тема и основные вопросы
| Знания, умения и навыки
| Домашнее задание
|
1
| Введение. Литература как искусство слова. Образность как отличительный признак художественной литературы. Отличие литературы от других видов искусства.
^ . Исторические и лирические народные песни. Отражение жизни народа в песнях.
| Знать, что такое «художественная литература», её отличительные особенности, уметь составлять тезисы и план прочитанного.
Повторить жанры УНТ, знать особенности жанра народной и исторической и лирической песни, развивать навыки выразительного чтения и анализа текста.
| Читать раздел учебника «Искусство слова» (стр.3-8), ответить на вопросы на стр.8. Читать раздел учебника «Русская старина» (стр.9-17), ответить на вопросы на стр.17.
|
2
| ^ Житийный жанр в древнерусской литературе «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие Аввакума, им самим написанное»
| Памятники русской словесности, основные жанры, характерные для литературы Древней Руси. Знать и понимать содержание «житий», а также их идейно-художественное и историческое значение, уметь объяснять смысл понятия «духовная литература».
| Читать раздел учебника «Люди Древней Руси» (стр.17-33). Уметь отвечать на проблемные вопросы, делать сравнительный анализ изученных произведений.
Сочинение «Человек и история в фольклоре и древнерусской литературе».
|
3
| ^ Пушкин-историк. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
Семья капитана Миронова.
Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Пугачев в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
| Знать периодизацию творчества А.С.Пушкина. Знать определение повести как жанра эпического рода литературы (отличного от романа, рассказа, новеллы). Иметь представление об исторической основе повести, о жанре, композиции, идейном содержании, системе персонажей, средствах художественной изобразительности.
Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми; сформировать представление о двух героях повести – Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы. Смысл эпиграфов. Выявить способы и средства характеристики героев; создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа капитанской дочки, доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина.
| Знать содержание повести, систему художественных образов, выделять смысловые части текста, уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию, уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал.
Подготовиться к сочинению-рассуждению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на одну из тем:
1. «Береги честь смолоду». Жизненный путь Петра Гринёва»
2. «Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина».
3. «Емельян Пугачёв - историческая личность и литературный герой».
|
4
| М.Ю.Лермонтов. Мотивы лирики. «Мцыри» - романтическая поэма.
| Знать основные этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, иметь представление об особенности его поэтической манеры. Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний.
Сюжет и композиция поэмы. Понимание идейного содержания поэмы; свободолюбивая личность героя и его стремление к независимости. Романтический пафос. Художественно-изобразительные средства.
Работа с критической литературой (оценка В.Г.Белинского).
| Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.
Сочинение по одной из тем: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (на выбор)».
«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"
|
5
| Н.В.Гоголь. Обобщение изученного в 5-7 кл. Гоголь-драматург. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
| Знать основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя. Драма как род литературы. Что такое комедия?
Жизненная основа комедии. Композиционная структура комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Основы сценического поведения. Обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке. Приёмы сатирического изображения чиновников.
Характер Хлестакова, история превращения.
Отношение автора.
| Знать содержание комедии, основы сценического поведения. Уметь читать фрагменты по ролям; характеризовать действующих лиц комедии. Составить тезисы статьи В.Г.Белинского о комедии «Ревизор», определение понятия «хлестаковщина».
Сочинение: «Роль эпизода в драматическом произведении»
|
6
| И.С.Тургенев. Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася» (1857). Система образов. Гагин и господин Н.Н. Художественные особенности повести, её трактовка в критике. «Ася» - произведение о внутренней духовной слабости дворянской интеллигенции.
| Язык повести. Композиция. Особенность конфликта.
Анализ литературного героя, способы и средства характеристики персонажей. Знакомство с различной интерпретацией повести в критике.
| Знать содержание, уметь отвечать на вопросы на стр.293.
Письменный ответ на вопрос: «А счастье было так возможно?»
|