Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка




Скачать 373.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации29.04.2013
Размер373.66 Kb.
ТипРабочая программа
www.vbibl.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа по русскому языку.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ А.Ш.Асадуллина, Р.Х.Ягафаровой «Азбука» и Р.Х.Ягафаровой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель и задачи обучения школьников русскому языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Основная цель обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладения речевой деятельностью в разных её видах ( чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики ( словарный состав языка), морфемики (состав слова:корень, приставка, суффикс, окончание);

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

- пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и развитие речи» его продолжительность (приблизительно 10 учебных недель, 5 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуалдьными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса) , а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто исползуются ( или уместно было бы использовать) детьми 7-10 лет в процессе речевого общения.
^ Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
1 класс, в конце года 15-17.

1 класс (99 ч.)

Подготовительный этап (30 ч.)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

^ Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
^ Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произно- шении гласных и согласных ( твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков ( гласных и согласных), звуко- слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми ( а впоследствии и читаемыми ) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков А, О, И, Ы, У, узнавание букв по их характерным признакам ( изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
^ Букварный (основной) период (27 ч)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.
Чтение слогов – «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов ( после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений с образцов ( сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие устной речи.

^ Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи ( своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произношение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: (Л) – (Р), (С) – (З), (Щ) – (Ж), (П) – (Б), (С) – (Ш) и т.д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
^ Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов- названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов ( без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами ( диалектизмами, просторечиями).
^ Послебукварный (42 ч.)

Слово. Предложение. Текст.( 4 ч)

Слово, предложение, текст – единицы речи. Их роль в общении. Предложение как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения. Составление предложений и небольших текстов на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям.
Заглавная буква в словах.( 2 ч.)

Заглавная буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных, названиях населенных пунктов.
Предлог.(2 ч.)

Предлог как слово. Наиболее распространенные предлоги русского языка. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. (5 ч.)

Азбука, или алфавит. (2 ч.)

Обобщение знаний по фонетике и графике: звуки и буквы, звуки гласные и согласные. Распознание звуков в слове и правильное произнесение их в слове и вне слова, определение места звука в слове; правильное произношение звука и название буквы или букв, которыми он обозначается на письме; распознавание гласных и согласных звуков; передача на письме звуковой структуры слова. Правильное название буквы алфавита; место в алфавите.
Слово и слог.(2 ч.)

Перенос слов. (2 ч.)

Слог как часть слова; количество слогов в слове; ударный и безударный слог; деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. (2 ч.)

Согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э, обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Использование Ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце и в середине слова.
Щипящие согласные звуки.

Гласные буквы после шипящих : ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. (3 ч.)

Звуки (Ж), (Ш) всегда твёрдые; звуки (Ч), (Щ) всегда мягкие. Написание сочетаний ЖИ – ШИ , ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ (2ч.)

Написание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ.
Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.(3 ч.)

Парные звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами на конце слова; особенности произношения звонких и глухих согласных. Проверка написания парных согласных на конце слова.
Гласные буквы в ударном и безударном слогах и их обозначение на

письме. (3 ч.)

Ударные и безударные слоги; выделение в слове безударного слога. Обозначение буквами ударных и безударных гласных звуков в двусложных словах. Гласные звуки, которые требуют проверки: (О), (А), (Я), (И), (Е); способ их проверки. Сопоставление гласных букв в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова.
Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (3 ч.)

Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

КАКИЕ? (3 ч.)

Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

( 3 ч.)

Слово как единица речи. Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов ( ознакомление).

Контрольное списывание. (1 ч.)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку разработана
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по немецкому языку (приказ мо РФ от 05. 03. 2004...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку...
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку...
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс, используемый в мкоу «Локшинская сош» на 2012-2013учебный год
Рабочая программа по русскому языку 10 кл. / Сост на основе фгос и Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование № урока
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПрограма зовнішнього незалежного оцінювання 2011 року Объяснительная записка
Программа внешнего независимого оценивания по русскому языку 2011 года разработана с учетом действующей программы по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку Объем требований по русскому языку
На вступительном испытании (тест или собеседование) по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів із українською...
Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразова­тельных учебных заведений...

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по немецкому языку...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

Рабочая программа по русскому языку. Пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе начального...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница