Скачать 92.72 Kb.
|
Ф.И. Тютчев. Лирик – мыслитель – художник (урок литературы в 10 классе) Автор-разработчик: Чеботаева Е. В., к.п.н., учитель МОАУ "СОШ № 27 г. Орска" Место урока: урок проводится 3-им в разделе, посвященном творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (после знакомства с художественным миром каждого из поэтов). Цель: углубление представления учащихся о «мыслящей поэзии» Ф.И. Тютчева. Задачи: обучающая: учить применять сравнительный анализ стихотворений, интерпретировать предложенные произведения; определять художественную специфику лирики; развивающая: способствовать развитию УУД: анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать; развивать образное, ассоциативное мышление. воспитывающая: создать условия для воспитания культуры общения, любви к русской классической литературе и художественному слову. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: словесный (беседа), проблемный, приемы технологии критического мышления. Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая . Оборудование: учебник литературы (Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 5-изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 с.); рабочие тетради; портрет Ф.И. Тютчева; распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Я помню время золотое…, И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы ...); лист формата А3 с нарисованной мишенью, разделенной на 4 сектора; маркеры. ^ 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. В начале урока учащимся предлагается познакомиться с высказыванием Э.М.Ремарка. "Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга..." -Могут ли эти слова «соотнесены» с творчеством Тютчева? Почему? (Учащиеся вспоминают и вслух воспроизводят всё, что знают о системе мировоззренческих и творческих взглядов Ф.И. Тютчева) Анализ темы урока («Лирик – мыслитель – художник»). -Какие ассоциации возникают с каждым словом в названии темы урока? -Возможно ли объединение этих слов в одном ряду? -Какие аспекты творческой натуры Тютчева мы уже рассмотрели? -Что ещё кажется не совсем понятным, освоенным? 3. Целеполагание. -На основе формулировки темы определим порядок и направленность учебной работы на уроке. (-проанализируем поэтические тексты; - определим роль средств художественной выразительности (тропы, фигуры); - раскроем сущность понятий «лирик», «мыслитель», «художник» по отношению к Ф.И. Тютчеву.) ^ -Внимательно послушайте стихотворение Тютчева («Я помню время золотое…). (Стихотворение читает специально подготовленная ученица). Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. <Не позднее апреля 1836> - Представим, что перед нами задача - сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения? (Дети выдвигают предположение – это любовная лирика). - Так традиционно делают составители сборников. Но если вспомнить прошлое занятие, то вы, наверное, уже поняли, что не все так однозначно и то, что оказывается на поверхности, не всегда является истинным в полной мере. -Поставим вопросы к стихотворению. (дети задают вопросы, учитель записывает их на доске) - Попробуем сгруппировать возникшие у нас вопросы. - Что может стать главным (ключевым, ведущим) на нашем пути постижения мысли поэта? (движемся от основы философской системы Ф.И. Тютчева – антитезы, противопоставления) - Какие эмоциональные полюса, образы и мотивы, противостоящие друг другу, можно выделить? Выбирайте яркие, ключевые из них. («Я» и «ТЫ» - образная пара, определяющая мотив любви, межчеловеческих отношений) -В чем особенность восприятия Тютчевым природы и человека в этом стихотворении? (человек выделен из природного мира, здесь присутствуют конкретные герой и героиня, о любви которой он вспоминает) -Каковы пространственные противопоставления? («внизу» - «вверху»: земля под ногами («мшистый гранит», вековые обломки) – и небо над головой («на холму», «над нами», «край неба», «солнце») - Есть ли временное противостояние? (настоящее («я помню» - т.е. я вспоминаю здесь и сейчас) и прошлое («время золотое», когда происходит главное действие стихотворения) -Сколько же времен в стихотворении? (настоящее, прошлое и далекое прошлое («мшистый» гранит, «руины замка», «обломки груды вековой») - Зачем возникает далекое прошлое? (следы далекого прошлого тянутся в бесконечность, т.е. присутствует еще одно время – вечность) -Следовательно, какой образ этого стихотворения можно назвать ключевым? (Время в его философском измерении) -Какое значение (если посмотреть с философского ракурса на стихотворение) приобретает образ лирической героини? Лирическая героиня ![]() ![]() Конкретность образа Молодость, противостоящая вечности ![]() ![]() «стояла…опершись…на гранит» эпитеты: «ногой младенческой касаясь обломков» «младая фея», «негой младенческой», «плечи юные», «беззаботно» «с веселостью беспечной» - Как можно определить основной эмоциональный полюс стихотворения, используя цветовые обозначения? («светлое» и гармоничное стихотворение) Эмоциональные полюса ![]() ![]() «светлый» «темный» цепочка темных образов: «день вечерел» «солнце медлило, прощаясь» «край неба дымно гас» «день догорал» «померкшие берега» ![]() (ассоциации с угасанием, исчезновением, ![]() в последней строфе («и сладко жизни быстротечной над нами пролетала тень») -Какова же главная философская идея стихотворения? (Жизнь быстротечна) -Таким образом, вечному бессмертию природы (мшистому граниту) противостоит быстротечность молодости, любви и самой жизни человеческой, след которой останется лишь в «руинах замка» - и в памяти живых: «Я помню…». И не случайно, если «Я» присутствует как бы в двух измерениях – в прошлом и настоящем («я помню» - «мы были двое»), то юная «ТЫ» осталась лишь там, в прошлом, в «золотом времени» воспоминаний. - Вернемся к, казалось бы, простому на первый взгляд вопросу – о чем стихотворение? О любви? (Да, и о любви тоже. Но в первую очередь это философская медитация, поэтическая суть которой – образное воплощение идеи тленности всего живого, быстротечности живой жизни. ^ Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и И.С. Тургенева (Предлагаю без названия, затем спрашиваю о том, что услышали, кто автор, жанр) ^ Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы...» Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: «Как хороши, как свежи были розы...» И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце! «Как хороши, как свежи были розы...» А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот... «Как хороши, как свежи были розы...» Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и Ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... «Как хороши, как свежи были розы...» Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли... «Как хороши, как свежи были розы...» (Сентябрь 1879) - Что, по-вашему, может стать основанием для сравнения? (-общность темы (воспоминания о давно прошедшем); -определенное сходство элементов сюжета (и там и там былое счастье воплощается в образе юной девушки); -сама идея бренности человеческого бытия.) - Что является синонимом счастья в том и другом стихотворении? (у Ф.И. Тютчева – символический образ юной девушки, а у И.С. Тургенева, одиноко коротавшего последние годы жизни вдали от России, во Франции, тот же образ былого счастья – это еще и «веселый шум семейной, деревенской жизни». Здесь смеются дети и слышны «молодые, добрые голоса», здесь даже звуки «старенького пианино» и «воркотня патриархального самовара» ассоциируются не со старостью, а с ощущением счастья и не противостоят молодым голосам, а звучат в унисон им. Этот второй сюжетный элемент – семейная жизнь – расширяет ассоциативный ряд произведения и придает ему определенный ритм: если у Ф.И. Тютчева фактически речь идет о прошлом и «беспечность» юности и печаль о быстротечности жизни остаются как бы внутри этого прошлого, то у И.С. Тургенева ритмично чередуются эпизоды прошлого и настоящего. - У кого из писателей ощутимее звучит голос смерти? (В стихотворении И.С. Тургенева: В 1-ом абзаце это еще только ощущение, предчувствие, рождаемое ассоциациями к словам «зима», «мороз», «темной», «забившись». Во 2-ом – образ темноты усиливается повтором («а в комнате все темней и темней»); мороз уже не мягко «запушил стекла окон», а «скрыпит и злится» (звукопись архаизма «скрыпит» также вызывает ощущение чего-то неприятного); соответствуют общей «темнеющей» атмосфере абзаца и эпитеты «скучный, старческий». В последнем абзаце этот образ одинокой старости и близящейся смерти достигает кульминации: темнота становится абсолютной («свеча меркнет и гаснет»), вместе со светом уходят остатки тепла (дважды повторяется «мне холодно», «я зябну»); открыто звучит тема смерти («и все они умерли…умерли…). Образ «единственного товарища» - старого, больного пса, так же дрожащего от холода, не смягчает, а подчеркивает трагедию одиночества. Той же цели служит и синтаксис: 6 многоточий в одном абзаце позволяют ощутить тяжелое старческое дыхание и в то же время замедляют темп повествования, последние короткие фразы – это как бы затихающая мелодия уходящей жизни) -Для чего служит рефрен в стихотворении? (задает ритм, чередование светлого и темного начал) (повторяясь после каждого абзаца, рефрен звучит каждый раз по-разному, с разной интонацией, то усиливая звучание «светлых» смыслов, то контрастируя с «темными») - Каков же общий эмоциональный тон в стихотворении И.С. Тургенева? (трагично по своему звучанию; И.С. Тургенев размышляет о бренности человеческого бытия; не жизнь, а смерть становится у него ключевым образом. И не случайно Ф.И. Тютчев завершает стихотворение словами «сладко» и «жизнь», а И.С. Тургенев – повтором слова «умерли») -Каков эмоциональный тон в стихотворении Ф.И. Тютчева? («светлая печаль»; стихотворение Ф.И. Тютчева о быстротечности жизни, но он акцентирует сладость каждого ее момента («и сладко жизни быстротечной // Над нами полетала тень», трагизм снимается самим философским ракурсом) 5. Рефлексия. Для подведения итогов урока предлагается прием «Рефлексивная мишень». На листе формата А3 нарисована мишень, разделенная на 4 сектора. В каждом секторе параметры оценки (Моя деятельность. Моё настроение. Актуальность. Работа в группе.) Пусть каждый из вас «выстрелит» 4 раза в мишень, сделав отмутку маркером в зависимости от оценки действия. (Мишень вывешивается и комментируется учителем) 6. Домашнее задание. Подготовьте эссе «Моё восприятие лирики Ф.И. Тютчева». |
![]() | Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н.... | ![]() | Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... |
![]() | Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Н. Н. Сотский. Физика.: Учебник для 10 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение,... | ![]() | Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика.: Учебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские... |
![]() | Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика.: Учебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские... | ![]() | Учебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский: Физика, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; базовый и профильный... |
![]() | Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации на 2012-2013 учебный год. Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др.... | ![]() | Т. Ф. Курдюмовой. (М. «Дрофа», 2007 г.) и учебника «Литература. 8 класс: учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных учреждений/... |
![]() | А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Россия в XIX в. 8 класс (44 часа). М.: Просвещение,... | ![]() | Учебник: И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина «Английский язык», учебник для 1го класса. Изд-во «Просвещение» 2001 год |