Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд




Скачать 92.72 Kb.
НазваниеЗинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд
Дата публикации22.05.2013
Размер92.72 Kb.
ТипЛитература
www.vbibl.ru > Литература > Литература
Ф.И. Тютчев. Лирик – мыслитель – художник

(урок литературы в 10 классе)
Автор-разработчик: Чеботаева Е. В., к.п.н.,

учитель МОАУ "СОШ № 27 г. Орска"
Место урока: урок проводится 3-им в разделе, посвященном творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (после знакомства с художественным миром каждого из поэтов).

Цель: углубление представления учащихся о «мыслящей поэзии» Ф.И. Тютчева.

Задачи:

обучающая: учить применять сравнительный анализ стихотворений, интерпретировать предложенные произведения; определять художественную специфику лирики;

развивающая: способствовать развитию УУД: анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать; развивать образное, ассоциативное мышление.

воспитывающая: создать условия для воспитания культуры общения, любви к русской классической литературе и художественному слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный (беседа), проблемный, приемы технологии критического мышления.

Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая .

Оборудование:

учебник литературы (Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 5-изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 с.);

рабочие тетради;

портрет Ф.И. Тютчева;

распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Я помню время золотое…, И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы ...);

лист формата А3 с нарисованной мишенью, разделенной на 4 сектора; маркеры.

^ Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

В начале урока учащимся предлагается познакомиться с высказыванием Э.М.Ремарка.

"Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга..."

-Могут ли эти слова «соотнесены» с творчеством Тютчева? Почему?

(Учащиеся вспоминают и вслух воспроизводят всё, что знают о системе мировоззренческих и творческих взглядов Ф.И. Тютчева)

Анализ темы урока («Лирик – мыслитель – художник»).

-Какие ассоциации возникают с каждым словом в названии темы урока?

-Возможно ли объединение этих слов в одном ряду?

-Какие аспекты творческой натуры Тютчева мы уже рассмотрели?

-Что ещё кажется не совсем понятным, освоенным?

3. Целеполагание.

-На основе формулировки темы определим порядок и направленность учебной работы на уроке.

(-проанализируем поэтические тексты;

- определим роль средств художественной выразительности (тропы, фигуры);

- раскроем сущность понятий «лирик», «мыслитель», «художник» по отношению к Ф.И. Тютчеву.)

^ 4. Усвоение новых знаний.

-Внимательно послушайте стихотворение Тютчева («Я помню время золотое…).

(Стихотворение читает специально подготовленная ученица).
Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

<Не позднее апреля 1836>
- Представим, что перед нами задача - сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?

(Дети выдвигают предположение – это любовная лирика).

- Так традиционно делают составители сборников. Но если вспомнить прошлое занятие, то вы, наверное, уже поняли, что не все так однозначно и то, что оказывается на поверхности, не всегда является истинным в полной мере.

-Поставим вопросы к стихотворению.

(дети задают вопросы, учитель записывает их на доске)

- Попробуем сгруппировать возникшие у нас вопросы.

- Что может стать главным (ключевым, ведущим) на нашем пути постижения мысли поэта?

(движемся от основы философской системы Ф.И. Тютчева – антитезы, противопоставления)

- Какие эмоциональные полюса, образы и мотивы, противостоящие друг другу, можно выделить? Выбирайте яркие, ключевые из них.

(«Я» и «ТЫ» - образная пара, определяющая мотив любви, межчеловеческих отношений)

-В чем особенность восприятия Тютчевым природы и человека в этом стихотворении?

(человек выделен из природного мира, здесь присутствуют конкретные герой и героиня, о любви которой он вспоминает)

-Каковы пространственные противопоставления?

(«внизу» - «вверху»: земля под ногами («мшистый гранит», вековые обломки) – и небо над головой («на холму», «над нами», «край неба», «солнце»)

- Есть ли временное противостояние?

(настоящее («я помню» - т.е. я вспоминаю здесь и сейчас) и прошлое («время золотое», когда происходит главное действие стихотворения)

-Сколько же времен в стихотворении?

(настоящее, прошлое и далекое прошлое («мшистый» гранит, «руины замка», «обломки груды вековой»)

- Зачем возникает далекое прошлое?

(следы далекого прошлого тянутся в бесконечность, т.е. присутствует еще одно время – вечность)

-Следовательно, какой образ этого стихотворения можно назвать ключевым?

(Время в его философском измерении)

-Какое значение (если посмотреть с философского ракурса на стихотворение) приобретает образ лирической героини?
Лирическая героиня



Конкретность образа Молодость, противостоящая вечности




«стояла…опершись…на гранит» эпитеты:

«ногой младенческой касаясь обломков» «младая фея», «негой младенческой»,

«плечи юные», «беззаботно»

«с веселостью беспечной»

- Как можно определить основной эмоциональный полюс стихотворения, используя цветовые обозначения?

(«светлое» и гармоничное стихотворение)
Эмоциональные полюса


«светлый» «темный»

цепочка темных образов:

«день вечерел»

«солнце медлило, прощаясь»

«край неба дымно гас»

«день догорал»

«померкшие берега»



(ассоциации с угасанием,

исчезновением,

уходом в небытие)

в последней строфе

(«и сладко жизни быстротечной над нами пролетала тень»)

-Какова же главная философская идея стихотворения?

(Жизнь быстротечна)

-Таким образом, вечному бессмертию природы (мшистому граниту) противостоит быстротечность молодости, любви и самой жизни человеческой, след которой останется лишь в «руинах замка» - и в памяти живых: «Я помню…». И не случайно, если «Я» присутствует как бы в двух измерениях – в прошлом и настоящем («я помню» - «мы были двое»), то юная «ТЫ» осталась лишь там, в прошлом, в «золотом времени» воспоминаний.

- Вернемся к, казалось бы, простому на первый взгляд вопросу – о чем стихотворение? О любви?

(Да, и о любви тоже. Но в первую очередь это философская медитация, поэтическая суть которой – образное воплощение идеи тленности всего живого, быстротечности живой жизни.

^ Самостоятельная групповая работа

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и И.С. Тургенева

(Предлагаю без названия, затем спрашиваю о том, что услышали, кто автор, жанр)

^ Как хороши, как свежи были розы ...

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы...»

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: «Как хороши, как свежи были розы...»

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце! «Как хороши, как свежи были розы...»

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот... «Как хороши, как свежи были розы...»

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и Ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... «Как хороши, как свежи были розы...»

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли... «Как хороши, как свежи были розы...» (Сентябрь 1879)

- Что, по-вашему, может стать основанием для сравнения?

(-общность темы (воспоминания о давно прошедшем);

-определенное сходство элементов сюжета (и там и там былое счастье воплощается в образе юной девушки);

-сама идея бренности человеческого бытия.)

- Что является синонимом счастья в том и другом стихотворении?

(у Ф.И. Тютчева – символический образ юной девушки, а у И.С. Тургенева, одиноко коротавшего последние годы жизни вдали от России, во Франции, тот же образ былого счастья – это еще и «веселый шум семейной, деревенской жизни». Здесь смеются дети и слышны «молодые, добрые голоса», здесь даже звуки «старенького пианино» и «воркотня патриархального самовара» ассоциируются не со старостью, а с ощущением счастья и не противостоят молодым голосам, а звучат в унисон им.

Этот второй сюжетный элемент – семейная жизнь – расширяет ассоциативный ряд произведения и придает ему определенный ритм: если у Ф.И. Тютчева фактически речь идет о прошлом и «беспечность» юности и печаль о быстротечности жизни остаются как бы внутри этого прошлого, то у И.С. Тургенева ритмично чередуются эпизоды прошлого и настоящего.

- У кого из писателей ощутимее звучит голос смерти?

(В стихотворении И.С. Тургенева:

В 1-ом абзаце это еще только ощущение, предчувствие, рождаемое ассоциациями к словам «зима», «мороз», «темной», «забившись».

Во 2-ом – образ темноты усиливается повтором («а в комнате все темней и темней»); мороз уже не мягко «запушил стекла окон», а «скрыпит и злится» (звукопись архаизма «скрыпит» также вызывает ощущение чего-то неприятного); соответствуют общей «темнеющей» атмосфере абзаца и эпитеты «скучный, старческий».

В последнем абзаце этот образ одинокой старости и близящейся смерти достигает кульминации: темнота становится абсолютной («свеча меркнет и гаснет»), вместе со светом уходят остатки тепла (дважды повторяется «мне холодно», «я зябну»); открыто звучит тема смерти («и все они умерли…умерли…). Образ «единственного товарища» - старого, больного пса, так же дрожащего от холода, не смягчает, а подчеркивает трагедию одиночества. Той же цели служит и синтаксис: 6 многоточий в одном абзаце позволяют ощутить тяжелое старческое дыхание и в то же время замедляют темп повествования, последние короткие фразы – это как бы затихающая мелодия уходящей жизни)

-Для чего служит рефрен в стихотворении?

(задает ритм, чередование светлого и темного начал)

(повторяясь после каждого абзаца, рефрен звучит каждый раз по-разному, с разной интонацией, то усиливая звучание «светлых» смыслов, то контрастируя с «темными»)

- Каков же общий эмоциональный тон в стихотворении И.С. Тургенева?

(трагично по своему звучанию; И.С. Тургенев размышляет о бренности человеческого бытия; не жизнь, а смерть становится у него ключевым образом. И не случайно Ф.И. Тютчев завершает стихотворение словами «сладко» и «жизнь», а И.С. Тургенев – повтором слова «умерли»)

-Каков эмоциональный тон в стихотворении Ф.И. Тютчева?

(«светлая печаль»; стихотворение Ф.И. Тютчева о быстротечности жизни, но он акцентирует сладость каждого ее момента («и сладко жизни быстротечной // Над нами полетала тень», трагизм снимается самим философским ракурсом)

5. Рефлексия.

Для подведения итогов урока предлагается прием «Рефлексивная мишень».

На листе формата А3 нарисована мишень, разделенная на 4 сектора. В каждом секторе параметры оценки (Моя деятельность. Моё настроение. Актуальность. Работа в группе.) Пусть каждый из вас «выстрелит» 4 раза в мишень, сделав отмутку маркером в зависимости от оценки действия.

(Мишень вывешивается и комментируется учителем)

6. Домашнее задание.

Подготовьте эссе «Моё восприятие лирики Ф.И. Тютчева».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconПрограмма для абитуриентов бгарф базовый учебник: Учебник для учащихся...
Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н....

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconРабочая программа учителя по литературе
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconПоурочное планирование физика 10 класс (2 часа в неделю)
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Н. Н. Сотский. Физика.: Учебник для 10 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение,...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconУчебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение,...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика.: Учебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconУчебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение,...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика.: Учебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconКалендарно-тематическое планирование по физике (предмет) Класс
Учебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский: Физика, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; базовый и профильный...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2012-2013 учебный год
Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации на 2012-2013 учебный год. Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др....

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Т. Ф. Курдюмовой. (М. «Дрофа», 2007 г.) и учебника «Литература. 8 класс: учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных учреждений/...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconРабочая программа учебного предмета «История»
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Россия в XIX в. 8 класс (44 часа). М.: Просвещение,...

Зинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 5-изд iconПлан-конспект урока по английскому языку. 27. 11. 2009 г. Класс
Учебник: И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина «Английский язык», учебник для 1го класса. Изд-во «Просвещение» 2001 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница