Индивидуальные особенности человека. Темперамент




Скачать 50.69 Kb.
НазваниеИндивидуальные особенности человека. Темперамент
Дата публикации24.08.2013
Размер50.69 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Математика > Документы
Индивидуальные особенности человека. Темперамент.

(Конспект лекции)
ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю) – индивидуально-типологическая характеристика человека, которая характеризует динамику его поведения и деятельности и проявляется в силе, скорости и уравновешенности протекания психических процессов.

Первые представления о темпераменте появились еще в Древней Греции. В 5 веке до н.э. Гиппократ разделил всех людей на четыре типа в зависимости от того, какая жидкость преобладает в их организме:

- у сангвиников преобладает кровь ("сангвис");

- у холериков - желтая желчь ("холе");

- у флегматиков - слизь или лимфа ("флегма");

- у меланхоликов - черная желчь ("меланхоле").

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов. 

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории  И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности. Основные его идеи, которые он проверял экспериментально, были следующие:
- ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом;
- эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться на уровне условных реакций;
- таких основных свойств три:
сила - работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность - баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность - скорость смены одного процесса другим.

Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте. 

Павлов пришел к выводу, что в основе типов темпераментов лежит различное соотношение этих трех свойств:

* холерик в этом случае - сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения), безудержный;

* сангвиник - сильный уравновешенный, подвижный ("живой");

* флегматик - сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный");

* меланхолик - слабый тип высшей нервной деятельности.
Дальнейшие исследования школы Б. Теплова - В. Небылицина обнаружили сложный и многомерный характер свойств нервной системы. Они дополнили классификацию свойств нервной системы, предложенную Павловым.

В настоящее время наряду со свойствами нервной системы, используются такие свойства темперамента, как:

* сензитивность (или чувствительность); она характеризуется глубиной переживания («чувствования») в ответ на сигнал (ситуацию) внешней среды ;

* реактивность - сила, с которой человек реагирует на раздражители;

* активность - энергичность, с которой человек воздействует на окружающий мир;

* эмотивность (эмоциональная возбудимость);

* темп психических реакций;

* пластичность, т.е. способность приспосабливаться к среде;

* ригидность - противоположное свойство, отражающее большую устойчивость психики.

Также часто для характеристики темпераментов используют предложенное Юнгом деление людей на экстравертов (стремящихся к взаимодействию и общению с другими людьми) и интровертов (не нуждающихся в широком круге общения) .

Эти особенности нервной системы человека в разной степени могут проявляться в свойствах его темперамента. На эти свойства огромное влияние оказывает другие индивидуальные свойства человека – его характер и воля. Сочетание этих свойств позволяет описать так называемые «чистые» виды темпераментов:
Сангвиник

Сильный, подвижный, уравновешенный тип ВНД. Высокая активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Пониженная сензитивность.

Активность и реактивность уравновешены. Хорошо может сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Высокая пластичность. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Экстравертирован.
Холерик

Сильный, подвижный, неуравновешенный тип ВНД. Отличается высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому может быть несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Быстрый психический темп. Сензитивность может быть выражена в разной степени. Повышенная эмоциональность и эмоциональная возбудимость.

Флегматик

Сильный, урвновешенный инертный тип ВНД. Малая сензитивность. Мало эмоционален. Уравновешен. При больших неприятностях остается спокойным. Активность ярко не выражена, но отличается высокой работоспособностью. Терпелив, хорошая выдержка, самообладание. Возможен более медленный темп движения и речи. Медленно сосредоточивает внимание, медленно приспосабливается к новой обстановке, могут быть сложности с перестройкой навыков и привычек. Ригиден. Интровертирован.

Меланхолик

Слабый тип ВНД. Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Повышенная сензитивность. Малая реактивность. Пониженная активность. Не любит находиться в центре внимания. Часто неуверен в себе, робок. Тяжело переносит сложные нагрузки, житейские трудности. Быстро утомляется. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический тип. Ригиден. Интровертирован.

Необходимо подчеркнуть, что не бывает «плохих» или «хороших» темпераментов. У каждого типа есть слабые и сильные стороны и каждый из них необходим обществу. Так, сангвиники психологически расположены к работе в сфере "человек-человек", холерики успешно реализуют себя в сфере науки, флегматики комфортно себя могут чувствовать в деятельности, требующей кропотливости, усидчивости, терпения. Меланхолики в силу высокой чувствительности часто находят себя в художественном творчестве, искусстве. Но вместе с тем жесткой заданности темперамента и выбираемой деятельности нет: так, например, биографы свидетельствуют, что А.В. Суворов был холериком, М.И. Кутузов - флегматиком, а Наполеон - сангвиником; А.С. Пушкин был холериком, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский -меланхоликами, а М.Ю. Лермонтов - сангвиником.

Темперамент не изменяется под внешним воздействием, но может измениться в онтогенезе, т.к. нервная система ребенка имеет функциональную слабость, которая проходит с возрастом. Поэтому ребенок, имеющий черты, характерные для холерика или меланхолика, с возрастом может несколько изменить реакции, их выраженность может быть менее значительной.

Кроме того, нужно отметить, что "чистые" темпераменты встречаются редко, и любой человек в той или иной ситуации может проявлять реакции, более характерные для другого типа.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: подготовиться к терминологическому диктанту и тесту по содержанию лекции.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconПсихологические основы темперамента
Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент....

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconТвой темперамент
Он от папы и мамы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций на раздражитель, на изменившиеся...

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconУтверждаю принято
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconО темпераменте с интересом
Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconТемперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента
Печатается по решению редакционно-издательского совета и в соответствии с планом издательской деятельности на 2007-2008 учебный год...

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconРуководство кружком, секцией
Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть мне, как классному руководителю?

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconЗапуск программы
Конфигурирование (настройка) программы, в ходе которого учитываются индивидуальные особенности предприятия

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconПсихогимнастика (этюды)
Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и вы воспитатели и использовали...

Индивидуальные особенности человека. Темперамент iconТехнологии уровневой дифференциации
Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница