Скачать 81.04 Kb.
|
Раннее изучение геометрии в 5—6-х классахКопцева Татьяна Дмитриевна, учитель Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5–6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану. Выделенный из общей программы 5-6 класса курс “Ранее изучение геометрии” обеспечивает общую систему изучения геометрического материала 1–6 классов с целью на ранних ступенях развития подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7 классе, исключить формальность усвоения материала, сохранить интерес к предмету. Учителям математики известно, что у большинства учащихся отсутствует интерес к предмету геометрии, а ЗУН по этому предмету находятся на удовлетворительном уровне. Среди множества причин выделю две: Первая – непонимание геометрии из-за недостаточного количества времени, отводимого на её изучение. Учащиеся ещё не успевают углубиться в одну тему, закрепить теоретический материал, как надо изучать новую. Вторая – раздельное изучение планиметрии и стереометрии – это приводит к тому, что у учащихся к 10 классу слабо развито пространственное воображение и пространственное мышление . Познавательные возможности у детей младшего школьного возраста на много выше, чем это принято считать. Чтобы содействовать развитию таких возможностей на основе геометрического материала я стала в 5–6 классах вводить геометрический материал с 1997г. Вначале я отводила один урок математики на урок геометрии. Последние три года администрация школы выделила на изучение курса “ Ранее изучение геометрии” один час из вариативной части. Цели курса: – обеспечение преемственности изучения геометрического материала начальной и основной школы; – продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их отображением на плоскости и в пространстве; – формирование практических методов (c помощью опыта и эксперимента) по ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур – постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии. Особое значение в развитии логического мышления и развития творческих способностей имеет курс геометрии. Дедуктивная основа построения курса геометрии предоставляет больше, чем другие дисциплины , возможностей для формирования логического мышления учащихся. На всех уроках использую музыкальное сопровождение. Любой вид самостоятельной письменной работы, копирование рисунков проходит под звуки инструментальной музыки. У ребят лучше внимание, чётче рисунки, происходит переключение видов деятельности, повышается работоспособность (что подтверждается результатами анкетирования) т.е снимается утомляемость. Снятие утомляемости также провожу физ.паузой, сменой видов деятельности, игровыми моментами, а также в конце каждого урока ребята срисовывают какую-либо геометрическую фигуру, чертёж, орнамент и др. (всё под музыкальное сопровождение) Ранее изучение геометрии помогает при изучении предмета в дальнейшем. Например: экономит время: Все основные геометрические построения отрабатываются в 5–6 классе, т.е. целую тему 7 класса, что позволяет в дальнейшем использовать опережающее обучение некоторых тем или перераспределить на ликвидацию пробелов. Практика показывает, что у ребят лучше графическая культура. Повышается качество ЗУН. Опережающее обучение и раннее изучение геометрии являются элементами развивающего обучения. Мною составлена и утверждена адаптированная программа “ Ранее изучение геометрии”. На протяжении многих лет, принимая 7 класс, много времени тратится на формирование навыка работы с циркулем, чертёжными инструментами. В 5 классе на уроках геометрии весь первый месяц уходит на то, чтобы поставить руку, научить держать циркуль и работать с ним. Приобретается навык работы с различными чертёжными инструментами. Приучаю детей аккуратно выполнять чертежи, что способствует улучшению графической культуры. Формируется прочный практический навык. Особое значение в развитии логического мышления и творческих способностей имеет курс геометрии. Этот предмет позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации. Целью курса является общее развитие ума, воли, чувств школьника, и как надёжная основа усвоения ими знаний, умений и навыков. Структура уроков: В своей работе использую следующие этапы урока: 1. Отработка практического навыка работы с инструментами и овладение элементарными построениями : 1) в 5 классе – работа с циркулем , позволяющая научить ребят владеть элементарными приёмами построения окружностей и их модификаций.( по правилу : делай как я.) в 1 полугодии. 2) во 2 полугодии и в 6 классе – геометрические построения с циркулем и линейкой: например: построить биссектрису угла, разделить отрезок пополам и др. 2. Актуализация предыдущих знаний. 3. Обратная связь предыдущего урока через самостоятельные письменные работы. 4. Подача нового материала или отработка практического навыка предыдущего урока. 5. Физпауза: 1) упражнения на смену видов деятельности и здоровье сберегающая гимнастика. Например: гимнастика для глаз – для улучшения работы хрусталика – посмотреть на кончик носа 5секунд, в бесконечную даль-5секунд. 2) упражнения на растяжку мышц, позвоночника: руки в замок, потянулись, прогнулись в позвоночнике и др. 6. Актуализация знаний .Обобщение. 7. Копирование рисунка или чертежа с учебника “Наглядная геометрия” с использованием цветных карандашей. Под сопровождение инструментальной музыки. 8. Домашнее задание 9. Игры. ФРАГМЕНТ УРОКА по теме: “ Виды углов” При подготовке и проведении уроков использую настольную книгу для занятий по геометрии 7 класс “ Подсказки на каждый день”. Например: при изучении темы” Виды углов” использую для формирования прочных ЗУН такую игру: Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
При обобщении опыта работы по теме “Ранее изучение геометрии”проводила серию открытых уроков в 5–6 классах, социологический опрос 5–6классов, 9"а" класса ( в котором геометрия изучалась с 5 класса), отслеживание итогов контрольных срезов по геометрии этого класса по годам, психологом школы проводилось тестирование, с целью исследования лабильности, способности мыслить, пространственного мышления. ^ Методика “Интеллектуальная лабильность” Цель: Исследование лабильности, способности логически мыслить, пространственного воображения. В 8 "а" изучалась геометрия с 5класса, в 8 "б" нет В исследовании принимало участие 36 человек. Из них 22 ч-8”а”, 14 ч-8"б" При диагностике были получены следующие данные: 8"а" –27% обладает высокой лабильностью, высоким уровнем пространственного воображения, им доступно понимание абстракций и сложных логических связей. 8”б” на данном уровне этими же качествами не обладает ни один человек. 8”а" – 40,9%, 8”б"–24,4% – обладают хорошим уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они могут быстро переходить с решения одних задач на выполнение других. 8”а”– 22,7% ; 8”б”– 42,8% – обладают средним уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они с трудом переходят с выполнения одних задач на другие. 8”а” – 13,6%; 8”б” – 35,7% – обладают низкой лабильностью, им трудно доступно построение логических связей, низкий уровень пространственного воображения. психолог: Салтыкова Н.В. 2002-2003г Анкета проводилась руководителем МО математиков школы – АГАФОНОВОЙ В.Е. В исследовании участвовало – 72 человека 9 класс. Результаты анкетирования. 1) Нравилась ли Вам геометрия?
2) Как помогло и помогло ли изучение геометрии в младшем звене для дальнейшего изучения геометрии?
3) Как Вы относитесь к геометрии в 7–9классах?
4) Какие у Вас ощущения от музыкального сопровождения?
Литература, используемая при подготовке к урок
|
![]() | Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа... | ![]() | Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике... |
![]() | Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования... | ![]() | В составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов для общеобразовательных учреждений. (Москва... |
![]() | Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | ![]() | Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена... |
![]() | Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике» (уровень А); рекомендованного... | ![]() | Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы... |
![]() | В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова (М.: Просвещение 2010 г.), а также на основе Федерального компонента Государственного стандарта... | ![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной... |