Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану




Скачать 81.04 Kb.
НазваниеПрограмма курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану
Дата публикации18.09.2013
Размер81.04 Kb.
ТипПрограмма курса
www.vbibl.ru > Математика > Программа курса

Раннее изучение геометрии в 5—6-х классах


Копцева Татьяна Дмитриевна, учитель

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5–6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану.

Выделенный из общей программы 5-6 класса курс “Ранее изучение геометрии” обеспечивает общую систему изучения геометрического материала 1–6 классов с целью на ранних ступенях развития подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7 классе, исключить формальность усвоения материала, сохранить интерес к предмету.

Учителям математики известно, что у большинства учащихся отсутствует интерес к предмету геометрии, а ЗУН по этому предмету находятся на удовлетворительном уровне.

Среди множества причин выделю две:

Первая – непонимание геометрии из-за недостаточного количества времени, отводимого на её изучение. Учащиеся ещё не успевают углубиться в одну тему, закрепить теоретический материал, как надо изучать новую.

Вторая – раздельное изучение планиметрии и стереометрии – это приводит к тому, что у учащихся к 10 классу слабо развито пространственное воображение и пространственное мышление .

Познавательные возможности у детей младшего школьного возраста на много выше, чем это принято считать.

Чтобы содействовать развитию таких возможностей на основе геометрического материала я стала в 5–6 классах вводить геометрический материал с 1997г. Вначале я отводила один урок математики на урок геометрии. Последние три года администрация школы выделила на изучение курса “ Ранее изучение геометрии” один час из вариативной части.

Цели курса:

– обеспечение преемственности изучения геометрического материала начальной и основной школы;
– продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их отображением на плоскости и в пространстве;
– формирование практических методов (c помощью опыта и эксперимента) по ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур
– постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии.

Особое значение в развитии логического мышления и развития творческих способностей имеет курс геометрии.

Дедуктивная основа построения курса геометрии предоставляет больше, чем другие дисциплины , возможностей для формирования логического мышления учащихся.

На всех уроках использую музыкальное сопровождение. Любой вид самостоятельной письменной работы, копирование рисунков проходит под звуки инструментальной музыки.

У ребят лучше внимание, чётче рисунки, происходит переключение видов деятельности, повышается работоспособность (что подтверждается результатами анкетирования) т.е снимается утомляемость.

Снятие утомляемости также провожу физ.паузой, сменой видов деятельности, игровыми моментами, а также в конце каждого урока ребята срисовывают какую-либо геометрическую фигуру, чертёж, орнамент и др. (всё под музыкальное сопровождение)

Ранее изучение геометрии помогает при изучении предмета в дальнейшем. Например: экономит время: Все основные геометрические построения отрабатываются в 5–6 классе, т.е. целую тему 7 класса, что позволяет в дальнейшем использовать опережающее обучение некоторых тем или перераспределить на ликвидацию пробелов. Практика показывает, что у ребят лучше графическая культура. Повышается качество ЗУН.

Опережающее обучение и раннее изучение геометрии являются элементами развивающего обучения.

Мною составлена и утверждена адаптированная программа “ Ранее изучение геометрии”.

На протяжении многих лет, принимая 7 класс, много времени тратится на формирование навыка работы с циркулем, чертёжными инструментами.

В 5 классе на уроках геометрии весь первый месяц уходит на то, чтобы поставить руку, научить держать циркуль и работать с ним.

Приобретается навык работы с различными чертёжными инструментами. Приучаю детей аккуратно выполнять чертежи, что способствует улучшению графической культуры. Формируется прочный практический навык.

Особое значение в развитии логического мышления и творческих способностей имеет курс геометрии.

Этот предмет позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации.

Целью курса является общее развитие ума, воли, чувств школьника, и как надёжная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Структура уроков:

В своей работе использую следующие этапы урока:

1. Отработка практического навыка работы с инструментами и овладение элементарными построениями :

1) в 5 классе – работа с циркулем , позволяющая научить ребят владеть элементарными приёмами построения окружностей и их модификаций.( по правилу : делай как я.) в 1 полугодии.

2) во 2 полугодии и в 6 классе – геометрические построения с циркулем и линейкой: например: построить биссектрису угла, разделить отрезок пополам и др.

2. Актуализация предыдущих знаний.

3. Обратная связь предыдущего урока через самостоятельные письменные работы.

4. Подача нового материала или отработка практического навыка предыдущего урока.

5. Физпауза:

1) упражнения на смену видов деятельности и здоровье сберегающая гимнастика. Например: гимнастика для глаз – для улучшения работы хрусталика – посмотреть на кончик носа 5секунд, в бесконечную даль-5секунд.

2) упражнения на растяжку мышц, позвоночника: руки в замок, потянулись, прогнулись в позвоночнике и др.

6. Актуализация знаний .Обобщение.
7. Копирование рисунка или чертежа с учебника “Наглядная геометрия” с использованием цветных карандашей. Под сопровождение инструментальной музыки.
8. Домашнее задание
9. Игры.

  ФРАГМЕНТ УРОКА по теме: “ Виды углов”

При подготовке и проведении уроков использую настольную книгу для занятий по геометрии 7 класс “ Подсказки на каждый день”.

Например: при изучении темы” Виды углов” использую для формирования прочных ЗУН такую игру:

 Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.

  1. Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?

  2. Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?

  3. Единицы измерения углов: градусы, минуты?

  4. Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?

  5. Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?

  6. Развёрнутый угол равен 180°?

  7. Прямой угол равен 160°?

  8. Прямой угол равен 90?

  9. Острый угол больше прямого?

  10. Острый угол равен прямому?

  11. Острый угол меньше прямого?

  12. Тупой угол меньше прямого?

  13. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?

  14. Угол, меньше 90° называется острым?

  15. Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?

При обобщении опыта работы по теме “Ранее изучение геометрии”проводила серию открытых уроков в 5–6 классах, социологический опрос 5–6классов, 9"а" класса ( в котором геометрия изучалась с 5 класса), отслеживание итогов контрольных срезов по геометрии этого класса по годам, психологом школы проводилось тестирование, с целью исследования лабильности, способности мыслить, пространственного мышления.

^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Методика “Интеллектуальная лабильность”

Цель: Исследование лабильности, способности логически мыслить, пространственного воображения.

В 8 "а" изучалась геометрия с 5класса, в 8 "б" нет

В исследовании принимало участие 36 человек. Из них 22 ч-8”а”, 14 ч-8"б"

При диагностике были получены следующие данные:

8"а" –27% обладает высокой лабильностью, высоким уровнем пространственного воображения, им доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

8”б” на данном уровне этими же качествами не обладает ни один человек.

8”а" – 40,9%, 8”б"–24,4% – обладают хорошим уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они могут быстро переходить с решения одних задач на выполнение других.

8”а”– 22,7% ; 8”б”– 42,8% – обладают средним уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они с трудом переходят с выполнения одних задач на другие.

8”а” – 13,6%; 8”б” – 35,7% – обладают низкой лабильностью, им трудно доступно построение логических связей, низкий уровень пространственного воображения.

психолог: Салтыкова Н.В. 2002-2003г

Анкета проводилась руководителем МО математиков школы – АГАФОНОВОЙ В.Е.

В исследовании участвовало – 72 человека

9 класс.

Результаты анкетирования.

1) Нравилась ли Вам геометрия?

    • Очень нравится

    • Было интересно

    • Да, нравилась многим. Она была такая же, как и сейчас.

2) Как помогло и помогло ли изучение геометрии в младшем звене для дальнейшего изучения геометрии?

    • Помогло. Я пришла в 7 класс и уже умела кое-что делать.

    • Помогло, я легко решаю логические задачи, хорошо провожу построения.

    • Помогла строить геометрические фигуры. Она нам помогает готовиться к экзамену по геометрии.

    • Помогла т. к. геометрические построения проходили в 5–6 классах и перед сдачей билетов не надо учить, а только повторить.

    • Да, мы набрали навыки и могли в 7–8 классах глубже изучать геометрию.

    • Помогло по черчению.

    • Да. Основная база была, знаем главные понятия: угол, прямая, лучи и др.

    • Позже нам было понятнее изучать геометрию.

    • В 5–6 классах мы проходили программу за 7 класс и когда мы.

    • Дошли до этой темы, которую проходили мне, было легче понимать.

3) Как Вы относитесь к геометрии в 79классах?

    • нравится, только в учебнике все теоремы сложны, а наш учитель Всё дает доступно.

    • В 9 кл. сложнее, но в принципе ничего.

    • Немного труднее, чем в классе.

    • Мне нравится всё.

    • Ну, конечно не легко, но учить можно.

    • Мне нравится. Я понимаю темы и мне интересно.

    • Изучение геометрии в 7–9 кл. не так тяжело, но в 5–6 кл было интереснее.

    • Сейчас легче, можем доказать теоремы сами.

    • Иногда трудно, но стараюсь всё понять.

    • Даётся не очень легко, но я могу учить геометрию.

    • Иногда очень длинные доказательства, но учатся они легко.

4) Какие у Вас ощущения от музыкального сопровождения?

    • Музыка нравится.

    • Музыки маловато.

    • Музыка нужна, потому что становится весело

    • С музыкой приятнее работать. Она создаёт хороший фон.

    • Кажется, намного лучше слушать красивую музыку.

    • На душе легче с музыкой работать, успокаивает нервы.

    • Когда играет музыка – помогает в решении задач, короче расслабляет и нет напряжения.

    • Помогает спокойно думать.

    • Снимает напряжение, усталость.

Литература, используемая при подготовке к урок

    1. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы.

    2. Шарыгин. И.Ф. Шевкин А.В.. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов.6 издание. Москва. “Просвещение” 2001 г.

    3. Пчёлкина. О.Л. С.И.Волкова. “Математика и конструирование-2класс”-, Москва Просвещени2001 г.

    4. Геометрия. Задания для учащихся 5 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1993 г.

    5. Дорофеев Г.В., И.Ф.Шарыгин. Москва. Математика 5 класс. Просвещение 1994 г.

    6. Геометрия. Задания для учащихся 6 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1994 г.

    7. Дорофеев Г.В., И.Ф.Шарыгин. Математика 6 класс. Москва. Издательский дом “Дрофа” 1997 г.

    8. ЕДУШ. О.Ю. Геометрия 7 класс. “ Подсказки на каждый день” - Москва 2001г. ВЛАДОС

    9. Шарыгин И.Ф. Ерганжиева ЛН. Наглядная геометрия 5-6 классы. Москва “Дрофа” 2000 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 кл
Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconРабочая программа внеклассной формы физического воспитания спортивной...
В составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов для общеобразовательных учреждений. (Москва...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconРабочая программа по информатике составлена на основе федерального...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПрограмма обучения учащихся 9 классов общеобразовательной школы по...
Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике» (уровень А); рекомендованного...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconПояснительная записка предлагаемая модифицированная программа, составленная...
Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconРабочая программа по физике для учащихся 10 класса (базового уровня)...
В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова (М.: Просвещение 2010 г.), а также на основе Федерального компонента Государственного стандарта...

Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5-6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница