В средней школе




НазваниеВ средней школе
страница1/18
Дата публикации16.03.2013
Размер1.76 Mb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

^ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ


ОБУЧЕНИЯ МаТЕМАТИКЕ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
ВЫПУСК 1


Киров

Издательство ВятГГУ

2011

УДК 51(075.8)

ББК 74.262.21я72

А 43

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета

Рецензенты:

кандидат педагогических наук
А. И. Глушкова;

кандидат педагогических наук
^ Е. А. Кувалдин


А 43 Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе [Текст]: сборник научных статей. Вып. 1. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – 102 с.
ISBN
Сборник посвящен отдельным вопросам теории и методики обучения математике в средней школе. Обсуждается тематика, связанная с интеграцией математики и других областей знаний, работой с новыми информационными технологиями, в частности, использованием электронного учебника и учебного видео в образовательном процессе. Представлены исследования по работе с учащимися с применением различных образовательных технологий: модульной, проектной, технологии работы в малых группах. Некоторые статьи посвящены развитию учащихся в процессе обучения математике, а также методике изучения отдельных содержательных линий школьного курса математики.

Сборник может представлять интерес для учителей средней школы, студентов, аспирантов, ученых, областью интересов которых является методика обучения математике.
УДК 51(075.8)

ББК 74.262.21я72
ISBN © Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010

© Коллектив авторов, 2010
Содержание

Предисловие 4

Жаркова Е. Н., Крутихина М. В.

Использование модульной технологии
при изучении квадратных уравнений в 8-ом классе 5

Кузьмина Н. Н., Горев П. М.

Обобщающее повторение планиметрии за курс основной школы
по модульной технологии обучения 11

Мухамедшина А. В., Горев П. М.

Методика конструирования и использования
электронного учебника по математике для школьников 25

Насибуллина Э. Ф., Шилова З. В.

К вопросу об изучении темы «Интеграл» в школьном курсе математики 31

Родионова О. Л., Горев П. М.

Интеграция математических и естественнонаучных знаний
в учебных проектах учащихся профильной школы 42

Рябкова М. О., Горев П. М.

Методика подготовки учащихся в малых группах
к итоговой аттестации по математике за курс средней школы 53

Смирнова М. В., Зеленина Н. А.

Об одном из видов упражнений на формирование
пространственных представлений учащихся 5-6-х классов школы 63

Соловьева О. В., Горев П. М.

Организация и содержание проектной деятельности школьников
по созданию учебного видео на занятиях по геометрии 70

Тебенькова С. В., Горев П. М.

Интеграция математических и гуманитарно-ориентированных
знаний в проектах учащихся профильной школы 79

Утёмов В. В.

Использование элементов ТРИЗ-педагогики
в обучении школьников математике 95

^ Сведения об авторах 100

Предисловие

Современный этап развития математического образования требует от методической науки совершенствования не только и не столько его содержания, сколько подходов, методов и технологий обучения. В последние годы в теории и практике преподавания математики популярность получили технологии, связанные с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся, эффективностью управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования материала, внедрением в учебный процесс технических средств.

Авторы статей, вошедших в настоящий сборник, решают отдельные актуальные вопросы теории, методики и практики обучения математике в перечисленных выше направлениях.

В первых двух статьях сборника (Е. Н. Жарковой и Н. Н. Кузьминой) обсуждаются некоторые аспекты использования в процессе обучения математике модульной образовательной технологии. Статьи реализуют различные подходы к определению модуля и построения модульной программы и представляют в первую очередь практический интерес.

В статье М. О. Рябковой обсуждаются возможности подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс средней школы с использованием приемов работы в малых группах. Вопросам интеграции математики и иных областей знаний посвящены статьи О. Л. Родионовой и С. В. Тебеньковой, в которых предлагается также возможная тематика проектов учащихся, реализующих эту интеграцию. Не малоинтересным является опыт подготовки и использования в процессе обучения математике учебного видео, представленный в статье О. В. Соловьевой. Еще одному аспекту использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике – электронному учебнику – посвящена статья А. В. Мухамедшиной. Эти статьи в большинстве своем написаны на стыке педагогики и методики математики.

Статьи Э. Ф. Насибуллиной и М. В. Смирновой представляют собой разработки, наиболее приближенные к исследованиям в области классической методики преподавания математики. В них обсуждаются частные актуальные вопросы преподавания математики в средней школе.

Инновационным направлением в методике преподавания математики является внедрение в процесс обучения элементов ТРИЗ-педагогики, основанной на методах систематизации и генерации идей, обучения школьников научному творчеству. С некоторыми аспектами такой работы знакомит статья В. В. Утёмова.

Следует отметить, что статьи сборника в большинстве своем написаны на основе выпускных квалификационных работ по теории и методике обучения математике в средней школе: первым указан автор-исполнитель выпускной работы, вторым – научный руководитель, определивший основное направление исследования и внесший значительный вклад в работу над текстом статьи.

Сборник может быть интересен для учителей математики и смежных дисциплин, студентов, аспирантов, ученых, областью интересов которых является методика обучения математике.
Жаркова Е. Н., Крутихина М. В.

Использование модульной технологии
при изучении квадратных уравнений в 8-ом классе


В статье дается характеристика одного из вариантов реализации модульной технологии при обучении школьников математике. Авторы также представляют разработку учебного модуля по изучению неполных квадратных уравнений в 8-ом классе.
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития и самоопределения личности школьника. Для достижения этой цели необходимо создавать адаптивную атмосферу на основе разноуровневого обучения.

В настоящее время информационный бум привел к тому, что учитель перестал быть основным источником знаний. В связи с этим меняется характер его деятельности: недостаточно только учить в традиционном понимании, важно ориентировать в потоке информации, отсылать учащихся к первоисточникам. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный процесс заменяется новыми педагогическими технологиями. Хотя педагогика на сегодняшний день располагает богатейшим арсеналом технологий обучения, их действенность во многом зависит от эмоционально-положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.

Не маловажную роль в курсе алгебры средней школы играют квадратные уравнения. Материал, так или иначе связанный с квадратными уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики.

Действительно, квадратные уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов квадратных уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.). Так же для формирования умения решать уравнения большое значение имеет самостоятельная работа учащегося.

Проблема обучения самостоятельной работе является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей математики. Ее решение важно еще и с той точки зрения, что для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. Для этого требуется четко определить систему умений и навыков, овладение которыми приводит к самостоятельному выполнению работ различного характера.

Названные выше проблемы успешно могут быть решены путем использования модульной технологии, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и учащихся, а также самостоятельной работы учащихся, организованных в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышением качества образования.

Основными целями технологии модульного обучения являются: комфортный темп работы обучаемого; определение им своих возможностей; гибкое построение содержания обучения; интеграция различных его видов и форм; формирование у обучающихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов.

Несмотря на достаточно солидный возраст этой технологии, существуют различные точки зрения как на содержание самого понятия «модуль», так и на подходы к конструированию модульных программ.

Основными понятиями, раскрывающими сущность модульного обучения, являются следующие: «модуль», «модульная программа», «комплексная дидактическая цель» (КДЦ), «интегрированная дидактическая цель» (ИДЦ), «частная дидактическая цель» (ЧДЦ), «учебный элемент» (УЭ) и др. [2].

Модуль – основная организационно-содержательная единица модульной системы обучения, охватывающая учебный материал, имеющий относительно самостоятельное значение и включающий в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем или разделов курса. Для модуля характерны такие признаки, как целостность, относительная независимость и логическая завершенность его содержания, гибкость структуры, оперативность контроля и оценки результатов обучения. Модуль имеет конкретную цель и определяет оптимальные, способы ее достижения.

Учебный элемент – это часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной или другой задачи. Он является основным носителем учебной информации и по назначению может быть основным, дополнительным или справочным; по содержанию теоретическим, практическим или смешанным.

Основное средство модульного обучения – модульная программа (МП). Она состоит из отдельных модулей.

Подготовка модульной программы и отдельных соответствующих модулей – трудоемкая работа, требующая большой предметной и педагогической компетентности.

В модульной программе необходимо учитывать:

  1. Целевое назначение информационного материала.

  2. Сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

  3. Полноту учебного материала в модулях.

  4. Относительную самостоятельность элементов модуля.

  5. Реализацию обратной связи.

  6. Оптимальную передачу информационного и методического материала.

Модули, соответствующие всем интегрированным дидактическим целям, представляют единую комплексную дидактическую цель и объединяются модульной программой. Каждая интегрированная дидактическая цель состоит из частных дидактических целей, которым в модуле соответствует один элемент обучения [2].

Нами была разработана и апробирована модульная программа по теме «Квадратные уравнения», предназначенная для учащихся 8-го класса и обучающихся по учебнику под редакцией С.А. Теляковского [1]. Занятия проводились с учениками школы № 9 г. Омутнинска Кировской области. Программа содержит семь модулей, каждый из которых реализуется на двух уроках.

Приведем описание и содержание одного из разработанных модулей.

^ Занятия № 1, 2 «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Тип урока: изучение новой темы.

Интегрирующая цель:

  1. Познакомить с новым видом уравнений с одной переменной.

  2. Изучить способ решения неполных квадратный уравнений.

  3. Продолжить работу по развитию речи учащихся.

  4. Учить составлять алгоритм решения задания по образцу.

  5. Развивать умение работать с учебником, самостоятельно добывать знания.

Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Каждый элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылки на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения, а также список заданий. Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебные элементы, делает выводы, конструирует вопросы, проверяет правильность выполнения заданий.

В начале занятия происходит знакомство с учебными элементами, обращается внимание на то, что учащиеся должны придерживаться указанного количества времени. В учебном элементе УЭ-0 фиксируется внимание учащихся на постановке целей занятия.

Следующий учебный элемент направлен на повторение основных понятий: уравнение, корень уравнения. Во втором элементе вводятся понятия: квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, виды неполных квадратных уравнений. При этом дается указание самостоятельно изучить материал и обсудить его в парах. При необходимости можно обратиться к учителю. После выполнения УЭ-1 и УЭ-2 проводится контроль (беседа с учащимися), проговариваются определение квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, приводятся примеры.

При выполнении следующего учебного элемента учащиеся разбирают приведенные в учебнике примеры, выполняют указания учителя, при этом работают, в основном, самостоятельно. Далее, пользуясь ими как образцом, решают неполные квадратные уравнения. Результатом решения должно стать заполнение таблицы (табл. 2).

После выполнения всех учебных элементов от учащихся требуется выполнить небольшую самостоятельную работу (выходной контроль), содержащую 5 заданий.

Последний учебный элемент модуля предполагает рефлексию – самостоятельную оценку достижения цели учебного элемента. В конце урока учитель предлагает домашнее задание.

Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В средней школе iconО Службе практической психологии в Муниципальном казенном общеобразовательном...
Служба практической психологии в мкоу добрятинской средней общеобразовательной школе является организационной структурой, определяющей...

В средней школе iconВ рамках акции «Я гражданин России», в Такалайской средней школе...
«Я гражданин России», в Такалайской средней школе началась исследовательская работа

В средней школе iconАдаптация детей к школе. Рекомендации психолога
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход...

В средней школе iconГерой России Юрий Салимханов 30. 07. 2011г (из интернета) Никто не забыт
В 2007 году в селении Ленинаул Казбековского района в общеобразовательной средней школе №2 был организован митинг, посвященный присво-ению...

В средней школе icon1. Конспекты занятий
Негосударственном образовательном учреждении частной средней общеобразовательной школе «Ромашка»

В средней школе iconПонятия о кислоте и щелочи, дробях и многоугольниках в 40-й средней...

В средней школе iconРекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации учащихся 5-х классов
Ериод из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней...

В средней школе iconПрограмма функционирования и развития Верхнетимерсянской средней...
Целью программы является определение общей стратегии развития образования в школе, определение роли и места школы в образовательной...

В средней школе iconПоложение о Системе электронного мониторинга в Муниципальном казенном...

В средней школе iconАннотация: и было так: в обычном маленьком городке жил обычный мальчик,...
Аннотация: и было так: в обычном маленьком городке жил обычный мальчик, не слишком прилежно учившийся в обычной средней школе и была...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница