Скачать 432.99 Kb.
|
![]() (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 67 г. Краснодара (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30.08.2011 года Председатель педсовета _____________ Шашкин А.Н. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II вида По кружку «Клуб математиков» (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5-6 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов ^ Уровень профильны (базовый, профильный) Учитель Калинина Татьяна Анатольевна Программа разработана на основе учебно-методической литературы (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах. Для занятий математического кружка «Клуб математиков» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи. Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой. Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-6 класса в возрасте 10 – 12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, включая период каникул (40 часов в год, весь курс 80 часов). Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике, реализация проектной деятельности учащихся и подготовка участников всероссийской предметной олимпиады школьников, научно-практической конференции «Эврика». Задачи:
^ В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. Основные требования к программе кружка:
Методы работы:
Формы работы:
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
3. Защита проектов учащихся; 4. Коллективный выпуск математической газеты: 5. Разбор заданий всероссийской олимпиады школьников, анализ ошибок.
7. Разбор задач, заданных домой. 8. Изготовление моделей для уроков математики. 9. Рефлексия обучающегося, о задаче, которую сам придумал и решил. 10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. 11. Работа с образовательными ресурсами сети Интернет, обучающими программами по математике. Методическое обеспечение Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях: • наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания; • с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями; • усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Технологии обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем. Основные формы контроля знаний:
Прогнозируемые результаты:
^
СОДЕРЖАНИЕ 1-ГО ГОДА ЗАНЯТИЙ. (5 класс) Вводное занятие. (1ч) Как возникло слово “математика”. Беседа о происхождении арифметики. Счет и десятичная система счисления. Счет у первобытных людей. История возникновения термина “математика”. Математическая игра “Магия чисел”. ^ Рассказы о числах-великанах. Систематизация сведений о натуральных числах, чтение и запись многозначных чисел. Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”. ^ Беседа о происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры у разных народов. Конкурс “Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?” ^ Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Разбор различных способов решения: по действиям, с помощью таблицы. ^ Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Записи восстанавливают на основании логических рассуждений. При этом нельзя ограничиваться отысканием только одного решения. Разбор основных приемов решения математических ребусов. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. ^ Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. ^ Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. ^ Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. ^ Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. ^ Начальные понятия геометрии. Геометрические фигуры. Основные чертежные и измерительные инструменты: линейка, циркуль, транспортир. ^ Понятие трехмерного пространства, параллелепипед. Понятие плоскости. Перспектива. Решение задач. Простейшие геометрические фигуры. (1ч). Простейшие геометрические фигуры и их обозначения: точка, прямая, луч, отрезок, угол. Измерение углов с помощью транспортира. Прямой, тупой, развернутый угол. Биссектриса угла. Вертикальные углы, смежные углы. ^ Составление различных конструкций из букв Т и Г. Составление композиций орнаментов, рисунков. Геометрические иллюзии. Куб и его свойства. (1ч). Понятие многогранника, понятия грани, ребра, вершины многогранника. Куб как представитель большого семейства многогранников. Развертка куба. Изображение куба. Изготовление модели куба. ^ Решение задач, в которых заданную фигуру, разделенную на равные клеточки, надо разрезать на несколько равных частей. Изготовление из картона набора пентамино и решение задач с использованием этого набора. Треугольник. Пирамида. Понятие многоугольника. Определение треугольника, изображение и обозначение треугольника. Сторона, вершина, угол треугольника. Равнобедренный и правильный треугольник. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Пирамида. Тетраэдр. Изготовление модели тетраэдра. Правильные многогранники. Знакомство с правильными многогранниками. Изготовление моделей октаэдра и икосаэдра. Способ изготовления моделей многогранников, при котором они сплетаются из нескольких полосок бумаги. ^ . Геометрия танграма. Изготовление головоломки. Игра стомахион, изготовление, решение задач. Измерение длины. (1ч) Метрическая система мер. Единицы длины. Возникновение и совершенствование мер длины. Старинные русские меры длины: вершок, пядь, шаг, локоть, аршин, сажень, верста. Меры длины, которые используются в разных странах: стадий, ли, лье, миля, фут, кабельтов, дюйм, мил, ярд. ^ Единицы измерения площадей и объемов. Измерение площадей фигур неправильной формы. Решение практических задач на измерение объемов различных тел. ^ Свойства площадей и объемов. Равновеликие фигуры. Решение задач на вычисление площадей и объемов. Геометрический тренинг. (1ч) Решение различных задач на развитие “геометрического зрения”. ^ . Проценты в прошлом и в настоящее время. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента. Решение задач. Решение задач. (4ч). Задачи компакт-дисков и интернет-олимпиады «Сократ» Создание индивидуальных проектов. (4ч) Участие в конкурсах и олимпиадах. (6ч) ^ 6 класс Среднее арифметическое и разные задачи. (1ч). Решение задач на нахождение среднего арифметического и на смешение первого рода. Нахождение среднего взвешенного Задачи на смеси и сплавы. ^ Свойства четных и нечетных чисел. Решение задач с использованием свойств четных и нечетных чисел. Признаки делимости. Остатки. (2ч). Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 25. Решение задач с использованием признаков делимости. ^ Понятие простого числа. Удобный способ отыскания простых чисел (“решето Эратосфена”), Евклид о простых числах. Простые числа Мерсенна. Числа-близнецы. ^ Что такое ломаное число? Древнекитайская задача с дробями. Староиндийская задача с цветами и пчелами. Задачи с дробями у древних армян. Древнеегипетская задача с дробями. ^ Бесконечная десятичная дробь. Возникновение бесконечных десятичных дробей при измерении. Представление бесконечной периодической десятичной дроби виде обыкновенной. Приемы устного счета. (2ч). Умножение двухзначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение на 155 и 175. Деление на 5 и 25. Умножение на 9, 99, 999. Умножение на 111. Задачи на движение. (2ч) Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними. Различные способы решения задач на движение. Движение тел по течению и против течения реки. Одновременное и разновременное начало противоположно направленных движений и движений в одном направлении. ^ Задачи на действия с дробями и процентами. Три основные задачи на дроби и проценты. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, сумме и отношению с использованием дробей и процентов. ^ Прямо пропорциональная зависимость величин. Решение задач на проценты с помощью пропорции. Разные задачи на пропорции. Обратная пропорциональная зависимость величин. ^ Решение задач на пропорциональное деление. Деление числа на части, обратно пропорциональные данному ряду чисел. Задачи на пропорциональное деление из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого. ^ Решение задач на совместную работу. Разные задачи. Число. (1ч). Длина окружности, площадь круга. История открытия числа? Приближенное вычисление числа? Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Измерение земного меридиана Эратосфеном. ^ История возникновения отрицательных чисел. От Диафанта до Бхаскары. Путь к признанию отрицательных чисел. Решение линейных уравнений, содержащих модули. (2ч) Определение модуля числа. Различные способы решения линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. ^ Задачи на движение. Задачи на движение по воде. Задачи на совместную работу. Облегченный способ решения некоторых задач повышенной сложности. ^ Различные способы построения параллельных и перпендикулярных прямых. Основное свойство параллельных прямых. ^ Осевая симметрия. Центральная симметрия. Построение фигур, симметричных данным. Симметрия в природе. Координатная плоскость. (1ч). Прямоугольная система координат на плоскости. Р. Декарт. Рисуем по координатам. ^ Графики. Чтение графиков. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. Решение задач. (3ч). Задачи компакт-дисков и интернет-олимпиады «Сократ» Создание индивидуальных проектов. (4ч) Участие в конкурсах и олимпиадах. (6ч) ^
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Калинина Т.А. «30» августа 2011 года ^ (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 67 г. Краснодара (полное наименование образовательного учреждения/по уставу) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «КЛУБ МАТЕМАТИКОВ» (указать предмет, курс, модуль) Класс 5АУчитель Калинина Татьяна Анатольевна Количество часов: всего 40 часа; в неделю 1 час; |
![]() | Пояснительная записка стр | ![]() | Ставится задача поиска рационального варианта раскроя бруса длиной l1=300 мм, l2=130 мм, l3=60 мм (отходами на разгрузку, распил... |
![]() | ... | ![]() | Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов |
![]() | Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта впо | ![]() | Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов |
![]() | Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины «Муниципальное право» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... |