Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев




Скачать 140.5 Kb.
НазваниеФилософские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев
страница1/2
Дата публикации20.06.2013
Размер140.5 Kb.
ТипДокументы
www.vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2
Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев.

Проблемы педагогики - проблемы, поставленные обществом перед сферой образования. "Какова цель - таковы и средства".

Основание педагогики - то, на чем строится образовательный процесс. а) классовость (по Марксу). б) национальная культура.

Проблемы: 1) Технология педагогики (т.е. как учить) необходимо отслеживать изменение и переносить их в жизнь (Например: новые, передовые методики преподавания) 2) Каким должен быть учитель? Считается, что при "помощи" педагога возможно либо созидание, либо разрушение личности. Когда учитель в этическом, моральном плане, и как специалист достиг высот он сможет воспитать себе подобных; однако неосторожным грубым словом, непрофессионализмом можно вызвать отчуждение учеников, их последовательное падение... 3) Кто есть учитель в глазах общества? Необходимо изменить концепцию учителя, педагогическую, политическую. Поднять престиж профессии.

Необходимо рассматривать образование не только как просвещение, но как образование, воспитание и самообразование. И начинать нужно с д./садов, необходимо с самого раннего детства прививать моральные, этические, эстетические нормы, закладывать основу знаний.




^ 38. Пифагорейская философия и теоретическая математика.

VI-V вв. до н.э. ознаменовались для Греции великими событиями: там впервые в истории человечества было создано демократическое государство, возникли трагедия и комедия и, наконец, была создана математика как абстрактная теоретическая наука. Особенно важно, что математика стала абстрактной наукой, основанной на системе доказательств, а не рецептурной, каковой она была в Египте и Вавилоне.

Пифагорейцы - реглигиозно-этическое и философское братство, похожее на секту, основанное Пифагором. Союз отличался строгими обычаями, члены его вели аскетический образ жизни. До начала 4 в. до н.э. пифагореизм являлся сосредоточением математических изысканий. Например, П. открыли несоизмеримость и уже знали иррациональные числа. Число - это не просто выражение, но существо и ядро реальности вещи. Не всегда однозначно удаётся уловить, понимается ли число как первоматерия, как самая вещь или как образец вещи. Нечётные числа одновременно рассматриваются как ограниченные и как выражение лучшего, четные - как неограниченные и как выражение худшего. Табл. 10 основных противоположностей представляет собой начало полярно-диалектического мышления. Гармония, в соответствие с которой П. обозначали мир как "космос”, могла выражаться в соответствии с их учением в движении небесных светил, воплощающемся в определённых тонических интервалах, но которое для нас неощутимо вследствие его непрерывного воздействия, как это очевидно в музыке и в цифровых взаимоотношениях. П. была известна шарообразность Земли. П. учение оказало сильное воздействие, с одной стороны, на развитие научных дисциплин (математической теории, музыки, медицины, астрономии), с другой - способствовало расцвету идеализма (Платон, неопифагоризм) и мистики, особенно цифровой (каббализм).



^ 39.Философия Демокрита как основа атомистической научной программы.

Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот, обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются. Число количественного соотношения и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение "идолов” (образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем воздействия и толчков.

Всё этот происходит механически с фатальной неизбежностью, в т.ч. и возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые движения). В области логики Д. уделяет особое внимание определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы.

^ 40. Учение о знании Платона.

Платон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому - мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль, представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.




^ 41. Философия Аристотеля и перипатетическая физика.

Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А., особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы. Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos (крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение, осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство предмета, свойства и образа действий.

"Физика" - позднее название сочинений Аристотеля в 8 книгах, которые в древних рукописях назывались "Лекции по физике".

Термин "Перипатетика" происходит от греческого ПЕРИПАТОС или ЛИКЕЙ от названия гимназии, в которой преподавал Аристотель. Ошибочно, восходящее к Гераклиту, объясняющий от "перипатеу" - прогуливаюсь. "Физика" открывает комплекс естественно-научных сочинения, структура которого очерчена во введении к "Метеорологии" и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о "природе".

В кн.1 "О началах" - анализ понятия "становления" или "возникновения". Основной тезис: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия -> возникновение невозможно.

В кн.2 формулируется учение о "4-х причинах" ("Метафизика"). Каждая из 4= причин выводится из понятия "природа": природа - вещество, пр. - источник движения, пр. - самобытность - эйдос, пр. - мастерство. Анализирует понятия самобытность, случайность, необходимость и спонтанность. Природа по определению есть "источник движения и изменения", следовательно, необходимо исследовать движение, "движение невозможно без места, пустоты и времени".

В кн. 3,4,6 содержится знаменитая полемика с апориями Зенона.

В кн. 8 - основное текст о перводвигателе - центральном понятии космологии и теории Аристотеля.



^ 42.Философия и научное мышление в эпоху средневековья. Полемика номинализма и реализма и ее значение для развития.

Медленные темпы исторического развития феодального общества способствовали возникновению неправильного представления о нем как о периоде застоя и даже регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого античного общества. На самом же деле научные и философские знания, в значительной своей части были сохранены и продолжали развиваться в новых условиях. Противостояние началось между двумя религиозными философскими направлениями: апологетикой и патристикой. Апологеты - защитники старого христианства, а то, что не связывалось с "идеями" Платона, отдавалось Богу. Патристика - собрание сочинений отцов церкви, заложивших основы нового христианства. Она защищала мир как благое творение Бога, полное целесообразности. Патристика, на заключительном своем этапе, заложила основы схоластики. В центре внимания схоластов был вопрос об отношении знания к вере. Они исходили из тезиса о главенстве веры над разумом. Характерные особенности средневековой философии проявились в борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно номиналистам, общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков общих для ряда вещей, а универсалии существуют после вещей. Но наиболее приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и Фомы Аквинского (13в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют, проявляются божественном разуме, в сущности вещей и в человеческом разуме. Самый выдающийся номиналист Оккам (14в.), используя некоторые идеи Дунса Скота, утверждал, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности.



^ 43. Бог, природа и человек в средневековой философии.

На развалинах рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное общество, между которыми шла борьба по всем направлениям.

Хранительницей письменности и образованности в Европе после торжества христианства стала церковь. Поэтому она заявила о себе как о ведущем типе мировоззрения и основным вопросом, волновавшим философов того времени был вопрос о природе и человеке, как творении Бога.

Согласно христианской религии, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма - от латинского слова "creatio", что значит "творение", "создание".

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были, как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой Активное творческое начало как бы изымается из природы, и передается богу. Поэтому космос не является больше вечным бытием, живым и одушевленным целым, каким его считали многие из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного: идей с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог, а все остальное его творение. Христианский философ 4-5 веков Августин Блаженный говорит поэтому, что бог есть высшее бытие, высшее благо. Отождествляя бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете бог сообщает о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconII. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период
Изменение оснований, в силу которых Алексеев Константин Валерьевич признается аффилированным лицом

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconАритеросизм / Философские проблемы фундаментальных понятий: "бесконечность", "гравитация"

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев icon1. 1 Развитие концепций М. 2
М. – с-ма упр-ния деят-стью пред-тия по созданию, произ-ву и сбыту товара для достижения конечн целей на основе комплексн иссл-ния...

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconМоя признательность вступление
Нф-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconКонцепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы...
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской...

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconТребования к будущей работе: Должность
Создание и воплощение творческих концепций и идей рекламных кампаний разработка креатива и визуально-графических концепций, создание...

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconТребования к будущей работе: Должность
Создание и воплощение творческих концепций и идей рекламных кампаний разработка креатива и визуально-графических концепций, создание...

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconПрограмма экзамена на V судейскую категорию
Понятие о критериях судейства. Приоритетность критериев. Основной ритм, тайминг, линии тела, движение, работа стоп. Порядок применения...

Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев iconПрограмма экзамена на IV
Приоритетность критериев. Ритмические критерии судейства. Основной ритм, тайминг, ритмическое соответствие, ритмическая интерпретация....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.vbibl.ru
Главная страница